2016
Дорогие друзья!

Шестой год подряд «Игры Mail.Ru» проводят всенародное голосование за лучшие игры уходящего года. Кто станет самым-самым в девятнадцати номинациях и получит почетное звание «Лучшей игры 2016», решать только вам! В составлении списка самых заметных игр участвовала редакция нашего портала и специально приглашенные эксперты. Если, на ваш взгляд, в какой-то номинации чего-то не хватает, обязательно сообщите об этом в комментариях — прислушаемся и добавим.

Самых активных участников голосования каждую неделю будут ждать отличные призы. 31 января 2017 года мы закончим прием голосов и узнаем, кому из вас достанутся наши суперпризы и какая игра стала лучшей из лучших в 2016 году. Удачи и не забудьте рассказать о «Лучших играх 2016» вашим друзьям!

 

Лучший экшен

Лучший шутер

Лучшая стратегия

Лучшая приключенческая игра

Лучшая ролевая игра

Лучшая гоночная игра

Лучшая спортивная игра

Лучшее игровое дополнение

Лучший онлайн-шутер

Лучшая ролевая онлайн-игра

Лучшая боевая арена

Лучшая игра на выживание

Лучшая игра для социальных сетей

Лучшая браузерная онлайн-игра

Лучшая мобильная игра

Лучшая мобильная онлайн-игра

Лучший ремейк или переиздание

Лучшая инди-игра

Лучшая игра 2016 года
Приводи друзей и получай призы!
Победители 1 недели
Станислав Stas-Gold
Tesoro Colada Saint Red
Иван Папшев
Tesoro Excalibur Spectrum Blue
Михаил Яковлев
Tesoro Excalibur Brown
-AreS-
Tesoro Kuven Pro + Tesoro Shrike White
Олег Ливанов
Tesoro Shrike White + Aegis X4
GingerNZ
Выигрывает HyperX Alloy FPS
Виталий Малышев
Выигрывает HyperX Cloud Revolver
Влад Гриченко
Выигрывает HyperX Cloud Core
Den 3 Denis
Выигрывает HyperX Cloud Stinger
Большой Кошак
Выигрывает HyperX Cloud Drone
Александр Лысенко
Выигрывает EpicGear Gaming Case
Иван Белобородов
Выигрывает EpicGear GryphuZ Ultimate
Эдгар Мухаметьянов
Выигрывает EpicGear Thunderouz
pringles.97
Выигрывает EpicGear MelodiouZ + Zora
monsterenergisuper8
Выигрывает EpicGear Zora
Артем Рябых
Выигрывает Speedlink Ultor + Scelus
goga.marinin
Выигрывает Speedlink Medusa XE 7.1 USB + Speedlink Decus
Владислав Бакаев
Выигрывает Speedlink Ultor
VoF4iK
Выигрывает Speedlink Medusa XE 5.1 USB
ArGirov7
Выигрывает Speedlink Kudos Z-9
Эксперты
Семен Войнов
Креативный директор ZeptoLab

В этом году запомнилась игра Inside от авторов Limbo, особенно ее визуальная часть. Это одна из редких игр, пройдя которые, одновременно восторгаешься и задаешься вопросом: «Что это было?». Из мобильных игр запомнилась Reigns — это что-то вроде симулятора средневекового правителя в формате Tinder. В простой, на первый взгляд, игре обнаружился очень продуманный и многослойный геймплей. Рекомендую!

Никита Буянов
Руководитель студии Battlestate Games (Escape from Tarkov)

Тенденции игровой индустрии уже давно сместились в сторону качественных игр для развлечения. Аркадность, простота в повествовании и проверенные механики — это то, что сейчас обеспечивает высокие продажи. Но настоящее погружение в события на экране — прерогатива хардкорных игр, где игрок максимально сопереживает своему виртуальному альтер-эго. Наличие подобных игр на рынке — признак того, что разработчики стремятся привнести в геймдев что-то новое или сохранить старое-доброе. Так что long live hardcore PC gaming!

Конрад Томашкевич
Гейм-директор студии CD PROJEKT RED

Когда я оглядываюсь на 2016 год, первое, что приходит мне в голову, — это VR. У этой технологии огромный потенциал для полного погружения в цифровое искусство. Когда в игре происходит что-то неожиданное, ваши инстинкты срабатывают по-настоящему. Это очень искренне и, если все сделать правильно, вы получаете захватывающий опыт, который вам точно понравится.

Если говорить про игры, то для меня игрой года стал Overwatch. Да, в этом году вышло много отличных новинок, среди которых я не могу не назвать Dark Souls 3, Battlefield 1, Darkest Dungeon и Superhot. Но именно Blizzard смогла пошатнуть привычный гейминг благодаря своему подходу к соревновательным играм. В Overwatch каждый герой играет по-своему, у каждого свои уникальные скиллы, у каждого своя роль в команде. Вам никогда не навязывают стиль игры, но в то же время игра тонко намекает, когда что-то идет не так — в меню перед матчем или прямо во время него. И у вас появляется жажда внести свой вклад, вы хотите быть полезны команде, даже если обычно вы волк-одиночка. Не говоря уже о том, что мне кажется фантастическим то, как вы привязываетесь к персонажам, несмотря на отсутствие в игре сюжетной кампании.

Виктор Кислый
Исполнительный директор Wargaming

Главными релизами 2016 года стали продолжения знаменитых игр: Uncharted 4, Dark Souls 3, Battlefield 1 и многие другие. Развитие качественных франшиз — яркая тенденция не только уходящего года, но последних пяти лет, и, пожалуй, релиз легендарной Master of Orion от нашей команды — тоже часть такого тренда: эволюция хита с новой графикой, музыкой и геймплеем.

Феноменом года стала Pokemon Go, изменившая наше представление об использовании технологий AR и GPS в мобильных играх. Проект команды Niantic — это умелое сочетание оригинальной задумки и знакомых персонажей, которое привлекло как геймеров, так и людей, далеких от игр. На мой взгляд, в этом году мобильный рынок окончательно стал отдельной стратосферой в нашей индустрии, сегментом, который живёт по своим принципам, синтезируя различные жанры и идеи.

Признание киберспорта отдельной спортивной дисциплиной в России — еще одно важное событие для рынка. Помимо формирования юридической базы и привлечения спонсоров, такой шаг сделает кибеспортивные события более масштабными. Турниры и фестивали получат новый толчок в развитии, и у игроков появится ещё один повод встретиться и обсудить игры.

Яков Хаддажи
Генеральный директор Nintendo Russia

В 2016 году вышло особенно много отличных игр в жанре jRPG. Достаточно вспомнить Bravely Second: End Layer, The Legend of Zelda: Twilight Princess HD, Yo-Kai Watch, Fire Emblem Fates, Tokyo Mirage Sessions #FE, Monster Hunter Generations, Dragon Quest VII: Fragments of the Forgotten Past, Paper Mario: Color Splash и, разумеется, Pokemon Sun и Pokemon Moon. Мы видим, что у Nintendo в России большая аудитория поклонников этого жанра и можем обещать, что в следующем году их тоже ждет немало интересного!

Самым главным событием для нас стал первый публичный показ приставки нового поколения Nintendo Switch. Она поступит в продажу в марте 2017 года и даст возможность геймерам играть как дома, так и в дороге, с кем угодно и когда угодно. С нетерпением ждем момента, когда мы сможем продемонстрировать Nintendo Switch российским потребителям.

Сергей Амирджанов
Директор по маркетингу «СофтКлаб»

Год выдался непростой, с причудливым соединением новых побед игр-сервисов и выходом трогательного долгостроя The Last Guardian. Из удивительного хочется отметить возвращение к жизни и популярности легендарных, но ушедших в историю серий. Казалось бы, случайным, но почему-то очень закономерным образом к нам вернулись Doom и Final Fantasy, совсем скоро возродится совершенно в новом качестве Prey, а издатели на радостях пойдут ворошить склады старых IP.

Сергей Орловский
Основатель Nival

Проходящий год, как и ожидалось, прошел под знаком VR, с динамикой от бурного энтузиазма в начале года к умеренному оптимизму в конце. Трекинг положения стал стандартом де-факто для PC и PS4. Очень четко прошла грань между настольными устройствами типа Vive, Oculus и PS VR, и мобильными вроде Gear VR, Daydream и Google Cardboard. В целом технология стала уже взрослой, а насколько она будет успешной мы узнаем в следующем году, где все будет зависеть от контента и не в последнюю очередь от игр.

Алексей Садонов
Руководитель игрового направления компании «Ростелеком»

Хайп года — киберспорт. Признание компьютерного вида спорта официальным, стомиллионные инвестиции от частного инвестора, киберстадион в Москве. Проведение массовых мероприятий на крупных спортивных аренах, приход в индустрию ведущих профессионалов — все это создает задел на то, что в следующем году на этом рынке будет денежно и жарко. Главное, чтобы хватило спонсоров.

Конец хайпа — VR/AR. В прошлом году только ленивый не искал денег на стартап в игровом VR/AR. Теперь многим стало понятно, что это больше удел развлечений, нежели игр. Сумасшедший всплеск и падение AR-бомбы Pockemоn Go (с рекомендацией непосредственно разработчика отключать функцию AR), которая тоже не стала началом новой эры виртуальных игр.

Игры года — Overwatch, World of Warcraft: Legion, дополнение к «Ведьмаку», по размерам не уступающее игре. Новинка года — тариф «Игровой» от «Ростелекома»: похвалю свою команду, сделавшую первый в мире ШПД-тариф с включенной игровой опцией, фактически делающий услугу доступа в интернет на максимальной скорости и качестве бесплатной.

Тони Уоткинс
Руководитель российского отделения Electronic Arts

2016 год был довольно стабильным — и для игровой индустрии, и в целом для всей экономики России. Что касается Electronic Arts, мы довольны тем, как игроки приняли FIFA 17, Battlefield 1 и Titanfall 2. Эти игры оказались даже более крутыми, чем мы ожидали. Кроме того, с этого года коды доступа во все наши игры можно купить в магазинах — отличная новость для всех покупателей. Хочу также обратить ваше внимание на исследования в области виртуальной реальности — открываются захватывающие перспективы в этом направлении.

И самое главное, я очень рад, что игровая индустрия растет, несмотря на экономические проблемы. Я с большим воодушевлением смотрю вперед, в 2018 год, когда в России пройдет Чемпионат мира по футболу, к которому мы также будем очень серьезно готовиться. Желаю всем счастливого Нового года!

Антон Юдинцев
Сооснователь Gaijin Entertainment

В уходящем 2016 году хотелось бы отметить сотрудничество игровой и киноиндустрии. Уже вышли фильмы «Варкрафт» и Angry Birds, в декабре ожидается премьера «Кредо убийцы». Никогда еще за один год не выходило столько высокобюджетных картин, основанных на компьютерных играх. Растет общее число игроков в мире, растут сообщества поклонников вокруг отдельных игровых серий, а значит увеличивается и спрос на такие фильмы. К тому же играм есть что предложить киноиндустрии и помимо своей аудитории. 3D модели, анимация, звуковые эффекты — у современных игр есть огромный запас качественного контента, который можно задействовать в производстве фильмов. Мы сами приняли участие в работе над фильмом «28 панфиловцев» — помогали с моделями техники, постэффектами и звуком — и смогли лишний раз убедиться, насколько близки между собой индустрии видеоигр и кино.

Ольга Лазарева
Генеральный директор «Ubisoft Россия»

2016 год для нас особенный, ведь в этом году Ubisoft исполняется 30 лет. Для человека это возраст зрелости, когда можно оглянуться назад и оценить свои достижения. И Ubi есть чем гордиться — за эти годы было выпущено бесчисленное количество блистательных игр, создано столько запоминающихся героев и увлекательных сюжетных линий. Но главное то, что Ubisoft всегда остается актуальной своему времени. Этот год не исключение: вышли обновленные консоли и, конечно же, доступные устройства виртуальной реальности. И мы рады представить для них множество увлекательных игр — будь-то бодрящие адреналином полеты над Парижем или головокружительные гонки в Trackmania. А счастливые владельцы обновленной PlayStation 4 Pro могут оценить улучшенную графику в нашем главном блокбастере — Watch Dogs 2, которым мы очень гордимся. Игру по достоинству оценили и пресса, и игроки. Свидетельством тому пользовательский рейтинг на Metacritic.

Впервые для владельцев ПК мы выпустили новую игру серии Just Dance — и были поражены теплым приемом игроков на этой платформе. В сервисе Steam у игры очень высокий пользовательский рейтинг и множество приятных слов, которые игроки написали в адрес нашей танцевальной игры. Все это говорит только об одном — спустя 30 лет Ubisoft была и остается фаворитом у многих геймеров, мы внимательно прислушиваемся к их отзывам и рады снова и снова оправдывать их доверие.

Михаил Хаймзон
Креативный директор студии Crytek

Одна из ярчайших тенденций 2016 года — VR-технологии. Они будоражат умы разработчиков и игроков, а компании выпускают все новые проекты для очков виртуальной реальности. Тем не менее то, где мы сейчас находимся — только первый шаг на пути к настоящей популярности VR. На мой взгляд, судьба разработки зависит от развития аппаратных средств, а не программного обеспечения. По-настоящему популярным VR станет тогда, когда очки для дополненной реальности будут выглядеть как обычные солнечные: без проводов, без лишнего веса, легко надеть и снять.

Нельзя не отметить такое явление, как Pokemon Go, которая в момент выхода стала настоящей бомбой. При этом сегодня игра почти исчезла из виду. Сложно понять, чему Pokemon Go обязана своей популярностью: своим качествам или беспрецедентной PR-кампании и маркетинговой поддержке. Так или иначе, но Pokemon Go доказала, что в игры можно играть, не просиживая часами в кресле перед монитором. Однако полностью потенциал дополненной реальности проект не раскрыл.

Что касается отдельных игр, которые вышли в этом году, то лично меня очень порадовал Titanfall 2, одиночная кампания. По-настоящему разочаровал последний Call of Duty: впервые в жизни я вернул игру, проведя в ней всего час. Основная ее проблема — перегруженность фичами, которые не помогают, а только мешают процессу. Кстати, это общая негативная тенденция, характерная не только для игр, но и, например, кинематографа: чрезмерное увлечение, скажем так, «спецэффектами» без надежной базы. Под спецэффектами я понимаю излишества, которые должны быть дополнением к готовому продукту, а не его основой. Например, разработчики шутеров сейчас очень любят добавлять в игры дополнительные движения: прыжки, беготня по стенам, сальто и так далее. Конечно, сделать качественный шутер, используя стандартный набор игровых действий — задача сложная, однако, на мой взгляд, решение проблемы с помощью дополнительных «примочек» не работает. Мне импонирует другой подход — возврат к истокам, тщательное освоение жанровой базы и классических механик. Именно они позволяют сделать хорошую игру, к которой хочется проводить вечера, а не однодневку, в которой становится скучно уже через час.

Алексей Макаренков
Директор по маркетингу компании «Иннова»

Все тренды этого года — продолжение историй прошлых лет.

Со стороны кажется, что главный тренд 2016-го — это VR. Но это направление раскачивается уже который год и то, что именно сейчас вышло несколько устройств (пускай и от ключевых игроков), ничего не значит. Тем более, что Oculus и Vive выступили очень криво, а как себя покажет PS VR станет понятно только в 2017-м.

При этом крупные компании все еще охотно инвестируют в виртуальную реальность — у меня сразу несколько знакомых в этом году без проблем нашли деньги на VR-стартапы. С огнем в глазах, но с плохоньким бизнес-планом — и это показатель. Деньги все еще дают за воздух.

Ожидания завышены, в ближайшие годы это направление, скорее всего, рухнет — деньги давать перестанут, и уже после этого начнется медленный рост на нормальной органической базе (классическая кривая «Гартнера», мы сейчас на первом пике). Если, конечно, ключевые компании резко не бросят все это дело, а продолжат тянуть лямку. Шансов у VR побольше, чем у Move и Kinect.

Еще одна важная для индустрии вещь — формальный отказ консольного рынка от смены поколений. Про это не первый год говорят, но теперь уже официально: и Microsoft, и Sony в деле. Scorpio и Pro — прямые доказательства. И могу только пожелать компаниям удачи. Это очень непростой путь — раз за разом убеждать игроков покупать по сути одну и ту же приставку, каждый раз придумывать достойную причину. И опыта у Microsoft тут побольше, чем у Sony.

Отдельно хочется сказать про инди-рынок. Там заканчивается индипокалипсис. Сейчас игры делают едва ли не школьники на коленке. Да, собственно, почему «едва ли». Именно школьники и именно на коленке. Порог вхождения в ремесло — низкий, порог вхождения «в деньги» — наоборот, адски высокий. Продвинутые инди-девелоперы недовольны, что студенты едят из их кормушки. Но для индустрии в целом это очень хорошая тенденция.

Еще один тренд 2016-го — выход крупных компаний на мобильный рынок. До этого по чуть-чуть пробовали многие, но теперь Nintendo и Sony всерьез взялись за собственные мобильные направления, и это может за несколько лет изменить ситуацию на рынке. После Pokemon Go многие закусили удила. Ждем громких анонсов.

И, конечно, важным трендом 2016 года были игры. Столько всего вышло, что аж страшно.

Илья Карпинский
Заместитель руководителя игрового направления Mail.Ru Group

Главным трендом года стала виртуальная реальность. Сейчас VR появляется практически на всех платформах и охватывает игры многих жанров. У этой технологии невероятный потенциал, но сможет ли она выстрелить в ближайшем будущем — покажет время. Наша компания всегда старается быть на волне трендов и уже в этом декабре выпустила первую игру для шлемов виртуальной реальности — VR Invaders.

Одной из главных тенденций продолжает оставаться рост мобильного рынка. В 2016-м Nintendo совершила неожиданный прорыв: выход игры Pokemon Go за несколько дней увеличил рыночную стоимость этой компании на миллиарды долларов.

Да и классические игры в 2016 году пережили новый расцвет. Одних только шутеров вышло больше, чем за последние несколько лет: Doom, Overwatch, Battlfield 1, Far Cry: Primal — дорогие, современные и зрелищные ААА-продукты.

Свен Винке
Создатель и креативный директор Larian Studios

Этот год напомнил мне о том, как сложно сделать очень хорошую RPG. После выпуска Divinity: Original Sin я думал, что теперь-то мне все будет просто. Но делая Divinity: Original Sin 2, я вновь осознал, как много нужно работать. Моя главная цель на следующий год — выпустить Divnity: Original Sin 2 на уровне, который превосходит все, что мы когда-либо делали. Желательно в процессе не убить команду, потому что я хочу сделать и следующую игру.

В 2017 году количество разработчиков, которые будут выпускать большие игры, сократится. Люди будут требовать большего качества и лоска от проектов, и в то же время инноваций. И это поставит как инди-разработчиков, так и больших издателей в очень непростую ситуацию. В лучшем случае получится то, что произошло с сериалами после Game of Thrones: мы увидим много очень разных игр, которые одновременно будут и инновационными, и очень дорого и качественно сделанными.

Антон Черепенников
Совладелец холдинга ESForce

Индустрия компьютерных игр в широком понимании не первый раз присматривается к киберспорту. Однако в этом году заинтересованность крупных игроков на рынке именно в соревновательной части вышла на первый план. Такие компании, как Electronic Arts, Activision, Sony и Microsoft видят за этим будущее и потому проводят турниры по ключевым своим продуктам, выстраивают лояльное киберспортивное комьюнити. Хороший пример — футбольные клубы, которые стали подписывать игроков в FIFA, в том числе и в России. Пока это только первые шаги на пути к тому, что сейчас переживают популярные во всем мире дисциплины, такие как Dota 2, League of Legends, Counter-Strike Global Offensive . Соревнования в России, к слову, проходят на очень высоком уровне. Турнир Epicenter по Dota 2, прошедший в мае этого года, получил престижную международную премию EUBEA 2016 в категории «Лучшие развлекательное мероприятие». Наш осенний турнир Epicenter по дисциплине Counter-Strike: Global Offensive был проведен в информационном партнерстве с телеканалом «Матч ТВ». Это показывает не только уровень проведения соревнований, но и заинтересованность самой широкой аудитории в теме киберспорта.

Сергей Клишо
Генеральный менеджер «PlayStation Россия и СНГ»

Этот год был определенно интересный для игровой индустрии. Мы наконец-то увидели, что технологии VR из чего-то абстрактно-футуристического стали проникать в нашу повседневную жизнь. Сегодня новейшие достижения VR может испытать каждый желающий прямо у себя дома. И мы рады, что оказались в авангарде этого тренда.

Что касается года в целом, то мы увидели второе дыхание старых франшиз и появление ярких новых. Сиквелы Watch Dogs, Dishonored, Call of Duty и новый Battlefield вызвали восторженные отзывы критиков, а для нас же поводом для гордости стал выход Uncharted 4, задав новую планку уровня игр на PlayStation 4. Теперь дело за 4K-геймингом, и выпущенный месяц назад на рынок PS4 Pro поддержал этот тренд. С нетерпением и энтузиазмом смотрим в 2017 год, он обещает быть не менее интересным!