Оглавление

007: И тридцати игр мало

От текстовых квестов до культового консольного шутера — Джеймс Бонд в видеоиграх

Создатели агента 47 анонсировали игру об агенте 007. Авторы Hitman, серии о убийце в смокинге и с навыками супершпиона, выглядят отличными кандидатами для разработки Project 007, но пока можно только гадать о содержании, качестве или хотя бы дате выхода.

Известно только, что это будет первая большая игра о Джеймсе Бонде с 2012 года — если не считать мобильную World of Espionage 2015-го и вышедшее в 2018-м DLC Best of Bond для Forza Horizon 4. Такого перерыва не было за всю «игровую карьеру» агента 007. В честь анонса вспоминаем эту самую карьеру, начавшуюся почти сорок лет назад.

Domark: Начало





Официально первой игрой о секретном агенте Ее Величества считается платформер James Bond 007 от Parker Brothers 1983 года. Но еще раньше, в 1982-м, на ZX Spectrum вышел текстовый квест Shaken but Not Stirred Ричарда Шеперда, достаточно тепло принятый сообществом. С тех пор выпущено без малого три десятка игр о Бонде — не считая мобильных. И еще девять не дожили до релиза.

Иногда под одним названием могли выйти две игры разных жанров для разных консолей и от разных издателей. В 1985 году в продажу поступили две A View to a Kill — текстовый квест от Mindscape и гибрид платформера, гонки и приключения от британской Domark. Вплоть до начала 90-х именно эта компания была основным поставщиком лицензионных игр о Бонде, пока не вошла в состав Eidos Interactive. Сегодня это подразделение известно как Square Enix Europe.

В портфолио Domark — адаптации фильмов для Amiga, ZX Spectrum, Atari и других популярных в 80-х американских приставок. Например, платформер The Living Daylights (1987), гонка на катере Live and Let Die (1988), «вертолетный» шутер Licence to Kill (1989), боевик The Spy Who Loved Me (1990). Уже тогда игры по фильмам воспринимались критиками довольно сдержанно.



Последний Бонд от Domark — выпущенный в 1993 году для MegaDrive и Game Gear боевик 007: The Duel. И он оказался достаточно интересным — 84 из 100 от издания Sega Force. Но в этот период обострилась конкуренция — игры франшизы начали выпускать Interplay и THQ. В том числе — на консолях Nintendo, которая всего через несколько лет выступит издателем самой известной и популярной игры об агенте 007 за всю историю.

Лихие 90-е



Французская Delphine Software, сегодня известная культовыми Another World и Flashback, изначально не планировала делать игру про Бонда. Operation Stealth рассказывала об агенте ЦРУ, но Interplay решила, что в США будет проще продать бренд James Bond. В 1990 на американском рынке приключение для Amiga, Atari ST и DOS вышло под названием 007: The Stealth Affair. Публика игру не оценила.

THQ для разработки своего Бонда наняла многостаночников Eurocom. Запомните это имя — история студии тесно связана с видеоиграми об агенте 007. Выпущенная в 1991 году James Bond Jr. не сильно отличалась от продуктов Domark, но была интересна двумя вещами.




Во-первых, персонаж — Джеймс Бонд младший. Якобы племянник «настоящего» Бонда. Впервые появился в романе 1967 года «Приключения Джеймса Бонда младшего 003½». А в 1991-м MGM Television запустила мультсериал James Bond Jr.. Популярности хватило на 65 эпизодов, одноименную серию комиксов Marvel и шесть романов для подростков.

Во-вторых, THQ выпустила две версии игры. Обе — для консолей Nintendo. NES получила платформер с акцентом на головоломках, а SNES достался боевик со стрельбой и рукопашными схватками. Nintendo посмотрела на результаты и решила, что ее консоли достойны Бонда получше. И в 1994 году взяла дело в свои руки.

Золотой глаз Nintendo






Разработку поручили американской студии Rare, известной культовыми Battletoads, Donkey Kong Country и Killer Instinct, а за основу взяли находившийся в производстве фильм «Золотой глаз» с Пирсом Броснаном.
Изначально GoldenEye 007 планировался как 2D-боевик для SNES, но в итоге свет увидел шутер от первого лица для Nintendo 64. Игра поступила в продажу в 1997-м, но до сих пор считается лучшей игрой о Джеймсе Бонде и одним из лучших консольных шутеров вообще. Спорная в те годы пригодность жанра для геймпадов и эксклюзивность ничуть этому не помешали.

Напротив, эксклюзивность и отсутствие больших сюжетных шутеров сыграли авторам на руку. Еще год разработки — и сравнений с Half-Life не избежать. И как бы хорошо Rare ни адаптировала механики FPS для консоли, какими бы интересными ни были двадцать миссий кампании, конкурировать с хитом Valve было бы сложно. Особенно выйди они на одной платформе.



Но Half-Life все равно не могла предложить отлично сбалансированный локальный мультиплеер со сплит-скрином на четверых. А GoldenEye 007 мог, и этот режим стал главным козырем.

Rare попыталась развить наработки в достаточно успешном шутере Perfect Dark, продолжала работать над новыми выпусками Donkey Kong, но в итоге раскололась надвое. Одна половина команды сделала Sea of Thieves и новую Battletoads под крылом Microsoft. Вторая превратилась во Free Radical Design, отметилась консольным шутером TimeSplitters, а потом мирно растворилась в составе Crytek.

Nintendo в 1998 году выпустила James Bond 007 на морально устаревшем GameBoy. Приключение с видом сверху заимствовало элементы геймдизайна у серии The Legend of Zelda, но было принято сдержанно, и японская компания передала эстафету Electronic Arts.

EA: Все или ничего






На рубеже тысячелетий EA тоннами отгружала в магазины игры по кинолицензиям, эксплуатируя бренды «Властелин Колец», «Гарри Поттер» и, собственно, «Джеймс Бонд». Началось все в 1999 году с «Tomorrow Never Dies» — по одноименному фильму все с тем же Пирсом Броснаном.

Приключенческий боевик от третьего лица вышел эксклюзивно для PlayStation. Слишком назойливое автоприцеливание, малая продолжительность, устаревшая графика — типичная «игра по фильму». Иронично, что большинство самых популярных эксклюзивов самой Sony выступают в том же жанре приключенческого боевика — даром, что тогда их еще и в проекте не было.

Фильм «И целого мира мало» получил сразу три игровых версии от разных студий — для Nintendo 64, PlayStation и Game Boy Color. Все вышли в 2000 году, но только версия для N64 приглянулась игрокам и прессе. Ее разработала уже упомянутая ранее Eurocom по лекалам GoldenEye 007.



В том же году вышла боевая гонка 007 Racing эксклюзивно для PlayStation. Образ Пирса Броснана, оригинальный сюжет, 19 культовых «тачек Бонда» с гаджетами — что могло пойти не так? Практически всё: от управления и графики до игрового процесса и дизайна локаций. По слухам, EA планировала сиквел для PS2, но когда рецензенты ставят оригиналу от 2 до 5 баллов из 10, лучше не испытывать судьбу.

В новое поколение EA шагнула с James Bond 007: Agent Under Fire — для PS2, Xbox и GameCube. За разработку отвечала Redwood Shores — будущая Visceral Games. Авторы предложили не связанную с конкретным фильмом историю и разнообразили шутер от первого лица гаджетами и гонками — получилось достаточно неплохо, на 7 из 10. Казалось, проклятие «игр по фильмам» отступило.

С 2003 по 2005 компания выпустила еще четыре игры об агенте 007. В 2002-м Nightfire от вездесущей Eurocom продолжила и закрепила успех Agent Under Fire, а Redwood Shores к 2004-му подготовила James Bond 007: Everything or Nothing. И попала в цель.



Шутер от третьего лица с укрытиями, рукопашными схватками и уже привычными гонками вышел на PS2, Xbox, GameCube и Game Boy Advance и получил ~84/100 на агрегаторах. Игра могла похвастаться сюжетом от опытных сценаристов Бондианы и качественной озвучкой в исполнении актеров фильмов, включая Джуди Денч, игравшую М c 1995 по 2012 годы. «Все или ничего» — однозначно лучшая часть «бондианы» от Electronic Arts.

Последовавший за ней невнятный шутер от первого лица GoldenEye: Rogue Agent и близко не подошел по качеству и увлекательности к игре Rare, которую пытался копировать. Финальный аккорд — боевик 2005 года «From Russia with Love», основанный на культовом фильме с Шоном Коннери. Голос и образ легендарного актера прилагались, но критики приняли игру сдержанно. Уже в 2006-м лицензия перешла в руки Activision.

Кровавый алмаз Activision





В первые полтора десятилетия нового века Activision выпускала не только популярные военные шутеры, но и множество игр по франшизам DC, Marvel, мультикам и фильмам. Например, ужасные поделки по «Трансформерам» Майкла Бэя. С «бондианой» компания Бобби Котика тоже особо не церемонилась.
007: Quantum of Solace 2008 года стала первой игрой о Бонде для нового поколения консолей — PlayStation 3, Xbox 360 и Wii. Заглянула даже на PC, который в те годы был в аутсайдерах, а лучшими играми о Бонде обделен и поныне. Специальные версии получили Nintendo DS и PS2. Над игрой трудились Treyarch и Beenox, а вариант для старой приставки Sony разработала Eurocom.

На выходе получился средней руки шутер, пересказывающий сюжет первых двух фильмов с Дэниелом Крейгом. Сам новый Бонд участвовал в озвучании совместно с Джуди Денч, которая после ухода Пирса Броснана продолжила играть роль М.



В 2010-м вышла спорная 007: Blood Stone. Игра Bizarre Creations явно создавалась с оглядкой на 007: Everything or Nothing: боевик от третьего лица сочетался с элементами стелса, рукопашными схватками и гоночными эпизодами, а сюжет не была связан с конкретным фильмом или книгой.

К актерам присоединился Рори Киннер, начиная с «Кванта милосердия» играющий сотрудника отдела М Билла Таннера. Вы можете знать его по сериалам «Черное зеркало» и «Страшные сказки». А в качестве роковой красавицы Николь Хантер выступила певица Джосс Стоун, она же исполнила заглавную песню



Не хватало только обилия гаджетов и колоритных суперзлодеев. Но таковы требования эпохи — часы нового Бонда просто показывают время.

Увы, история и разнообразие локаций не смогли вытянуть неравномерный темп и малую продолжительность — около шести часов. По слухам, Raven Software, известная неплохими сюжетными кампаниями, должна была разработать сиквел, но оценка 6 из 10 и соответствующие продажи не удовлетворили Activision — проект закрыли.




В том же 2010 году Activision выпустила ремейк культовой GoldenEye 007. Изначально — только для Wii, но уже через год вышла версия для PS3 и Xbox 360 с подзаголовком Reloaded. Для разработки в очередной раз привлекли Eurocom, которая неплохо набила руку, но так и не научилась делать шедевры.

Игру перенесли на движок Dead Space Extraction, доработали сценарий и заменили Пирса Броснана на Дэниела Крейга. К сожалению, одиночная кампания хоть и не была плохой, успеха оригинала не снискала, а мультиплеер лучше всего работал на Wii.



Эра Activision завершилась в 2012 году катастрофой. Юбилейная 007: Legends вышла к 50-летию бондианы и давала игроку возможность поучаствовать в ключевых событиях фильмов из шести разных эпох, от «Голдфингера» до «Скайфолл». На деле получился скучный шутер с плохим стелсом и без внятного сюжета.
Оценки на Metacritic — от 26 из 100 для PC-версии до 45 из 100 для Xbox 360. Низкие продажи привели к тому, что Eurocom уволила три четверти сотрудников в ноябре 2012-го, а уже в декабре объявила о банкротстве. В начале 2013 года Activision лишилась лицензии, и игры компании по франшизе пропали из магазинов цифровой дистрибуции.

Чего ждать от IOI?





За прошедшие годы интерес к бренду проявляли Telltale Games и Curve Digital. Первая обанкротилась, вторая сосредоточилась на издании маленьких игр от маленьких студий. В итоге официальное заявление прозвучало в ноябре 2020-го от IO Interactive. Новой игре о Джеймсе Бонде — быть.

Киностудии MGM и Eon Productions оказывают поддержку, но издавать Project 007 датчане будут своими силами. Благо, с 2017 года студия обрела независимость и, видимо, уверенно стоит на ногах благодаря успешному перезапуску Hitman.

Информации об игре исчезающе мало, даже название изменится к релизу. Известно только, что нас ждет оригинальная история становления Джеймса Бонда, никак напрямую не связанная с книгами и фильмами.
Игры по крупным медиафраншизам в последнее десятилетние становятся все более самостоятельными. Это уже не поделки на деньги от промо-кампании нового фильма, что отлично доказывают цикл Arkham от Warner Bros. и Spider-Man от Insomniac. И у IOI есть шансы стать хорошей частью этой новой истории. Весь вопрос в давлении правообладателей.



Игр о Бонде много. Хороших игр о Бонде мало. Действительно «шпионских» игр о Бонде практически нет. И если авторы Hitman не смогут создать аутентичную игру о спецагенте в смокинге, останется только звонить Кодзиме.

Обсудить