10 игр с опередившей время графикой
Классика для эстетов
Графика в играх не главное, но все мы стремимся к красоте. И что не говори — красивая картинка притягивает взгляд и заставляет сердце биться чаще. Даже если это все, что есть у игры. За последние три десятилетия индустрия периодически рождала настоящие графические шедевры, которые до сих пор радуют глаз. Мы отобрали 10 таких игр и расположили в обратном хронологическом порядке — так даже интереснее.
Ratchet & Clank: Rift Apart (2021)
Ratchet & Clank — одна из старейших франшиз, эксклюзивных для PlayStation. Первая часть вышла еще на PS2 в 2002 году и рассказывала про далекую галактику, населенную человекоподобными зверушками, в которой власть собирался захватить безумный ученый доктор Нефариус. Вплоть до перезапуска 2016 года, почти каждый год выходили сиквелы и спиноффы. Rift Apart продолжает историю обновленной вселенной, когда главные герои отправляются в погоню за Нефариусом через порталы между планетами.
Мощности PlayStation 5 позволили не только сделать возможным бесшовное перемещение между мирами (спасибо сверхскоростному SSD), но и создать картинку уровня мультфильмов от Pixar. По заявлению Digital Foundry, делавших технический анализ игры, графика в Rift Apart местами превосходит по качеству анимационную экранизацию 2016 года: детализация даже самых мелких объектов (вроде гильз) на высоком уровне, шерсть персонажей выглядит еще натуральнее, чем в мультфильме, а в глазах, благодаря трассировке лучей, отражается мир вокруг.
Red Dead Redemption 2 (2018)
В 2018 году Red Dead Redemption 2 задействовала по максимуму все возможности консолей, а через год добралась и до ПК, опрокинув даже самые мощные конфигурации. Нестабильный FPS на какой-нибудь GeForce RTX 2080 — следствие не «плохой оптимизации», а чересчур навороченной графики. Мы даже составляли специальное руководство, позволяющее обуздать аппетиты игры без заметного вреда для картинки.
В Red Dead Redemption 2 лучше всего играть на большом 4K-экране. Картинка здесь собрана из мелочей, завязанных на имитации реальных физических законов. Пожалуй, нет другой игры, где каждая поверхность выглядит так натурально. Где для одного только освещения используется больше технологий, чем в других играх на всю графику (и даже без трассировки лучей результат поражает). Кроме того, в RDR 2 самая правдоподобная анимация всего: от проминаемых снега и грязи до работы мышц у лошадей.
Rise of the Tomb Raider (2015)
Перезапуск Tomb Raider 2013 года многих разочаровал, в том числе графически. Даже конкурирующая Uncharted 3 выглядела намного лучше, пусть и вышла на два года раньше. Поэтому от сиквела 2015 года никто ничего ждал. Однако в итоге получился один из самых красивых и интересных приключенческих экшенов десятилетия.
В Rise of the Tomb Raider серо-коричневая палитра, наконец, сменяется разнообразием. Игра радует глаз лучами солнца, переливающимися на поверхности полупрозрачных ледников, детальнейшим затенением в рельефе скал, обновленной технологией прорисовки волос и меха, а также глубоким снегом с честной физикой следов.
Ведьмак 2 (2011)
В 2011 году вышли две знаковых action-RPG — «Ведьмак 2» и Skyrim. Хотя до сих пор на слуху скорее последняя, графически она сильно устарела, в то время как подзабытый уже The Witcher 2 до сих пор способен серьезно нагрузить мощный ПК.
Вплоть до выхода третьей части в 2015 году, вторая оставалась самым красивым ролевым экшеном. Здесь детально проработаны лица персонажей и модели окружения, у сценок на движке отличная постановка с грамотным построением кадра, а качественное сглаживание делало картинку невероятно мягкой.
К сожалению, использование устаревшего API DirectX 9 на навороченном движке собственного производства привело к нестабильной частоте кадров — в игре до сих пор сложно получить больше 45 FPS на высоких настройках на любой видеокарте.
Grand Theft Auto 4 (2008)
По факту GTA 4 была менее технологичной, чем вышедший годом ранее Crysis (о нем как раз далее). Здесь не было такой потрясающей работы со светом, а детализацию или текстуры даже нельзя сравнивать. Однако четвертая часть во многом стала большим шагом для франшизы, в том числе и в графическом смысле.
Это первая игра серии, где детально воссоздан целый мегаполис, а не набросан район по мотивам. Это одна из первых игр с применением технологии Euphoria. В ней у персонажей проработан не только скелет, но и мышцы, а вся анимация и поведение базируется на инстинкте самосохранения. Благодаря последнему, враги натурально взаимодействуют с окружением: укрываются за чем угодно в перестрелках и пытаются ухватиться хоть за что-нибудь (включая соседей) при падении — такого потом не было даже в пятой части!
А после выхода первой Watch Dogs в 2014 году ее графику сравнили с GTA 4 2008 года и во многих аспектах победила последняя.
Crysis (2007)
DirectX 10 так и не стал массовым API, а практически единственной игрой с демонстрацией всех его возможностей стал первый Crysis в 2007 году. Причем видеокарт с поддержкой DirectX 10 тогда еще не было почти ни у кого. А спустя пару лет уже подоспел 11-й. Фототекстуры в Crysis были сверхвысокого разрешения и использовалось огромное количество прорывных технологий: сложные шейдеры воды, объемный туман, световые шахты (пронизывающих ветви солнечных лучей), рассеянное затенение и многое другое.
Прежде всего игра подкупала даже не запредельной детализацией всего или навороченными спецэффектами, а полностью интерактивным окружением. Можно было подобрать любой небольшой предмет, а любую хрупкую поверхность сломать. Тонкие стволы пальм косились под струей пулеметной очереди не хуже травы (которой здесь было какое-то невероятное количество), шалаши корейцев складывались под колесами броневика, а сами бойцы отлетали от перчаток нанокостюма.
Half-Life 2 (2004)
В Half-Life 2 еще не было такого обилия прорывных технологий, как в Crysis, но визуально эта игра все равно почему-то не устаревает. Возможно, дело в качественных фототекстурах, возможно в детально проработанных персонажах с плавной и живой лицевой анимацией, возможно в простой, но зрелищной физической модели, а может мы просто слишком полюбили ее. Ведь Half-Life 2 — это по-настоящему незабываемое приключение в антиутопическом мире, вдохновленном Оруэллом и Уэллсом.
Перед погружением в Half-Life: Alyx сама Valve рекомендует перепройти хотя бы вторую часть. Первая тоже до сих пор отличная игра, но ее фанатский ремейк Black Mesa получился даже красивее Half-Life 2.
The Neverhood (1996)
В Neverhood использовали запрещенный прием — пластилиновую графику. Благодаря вручную слепленным уровням и персонажам, а затем отснятым стоп-кадрами сценкам, уморительные приключения глиняного человечка Клэймана впечатляют до сих пор. А представьте, как это смотрелось в 1996?
Жаль, что у игры так и не появилось полноценного ремастера. Вместо него в 2015 году зачем-то выпустили недоремейк с совсем другим сюжетом и однообразным игровым процессом.
Myst (1993)
Myst стоит помнить хотя бы потому, что это была самая первая приключенческая игра с 3D-графикой и видом от первого лица. Главный герой путешествует по разным мирам с исполинской архитектурой и решает множество сюрреалистичных головоломок. А в 1993 году полное издание удивляло количеством дисков и системными требованиями. Тем не менее, многие считают Myst самой красивой игрой эпохи MS-DOS.
В оригинальной версии перемещение по локациям происходит переключением между экранами. Затем в 2000 году вышел realMyst — ремейк с полностью интерактивным трехмерным окружением.
Hard Drivin’ (1989)
Hard Drivin’ — первый реалистичный автосимулятор, разработанный легендарной Atari. Уже в 1989 году здесь была не только детально проработанная физика, но и прорывная графика с настоящим (пускай и примитивным) 3D.
Поначалу игру было бесполезно выпускать для домашних ПК, которые тогда были скорее усовершенствованными печатными машинками. Поэтому первой вышла версия для игровых автоматов. Такой автомат выглядел как кабина и был оснащен педалями, рулем и сиденьем. Но в 90-х игру все же перенесли на платформу MS-DOS, пускай дома за клавиатурой атмосфера была уже не та.
В эту подборку вошли лишь игры с трехмерной графикой. Двухмерная уже в 90-х достигла пика своего развития. Поэтому перемешивать 2D- и 3D-игры было бы странно. Однако мы будем рады любым дополнениям в комментариях к этому тексту.