Оглавление

10 крутых игр-вестернов на любой вкус

Приобщаемся к Дикому Западу, заводим дружбу с бандитами, охотимся на сатанистов и даже сражаемся с огромным роботом — вестерны удивительны и таят уйму приятных сюрпризов.

Вполне вероятно, что ни один жанр кино не хоронили так многократно, как вестерны. Это отчасти связано с тем, что и снимать подобные фильмы начали аж с позапрошлого века – они успели не раз наскучить зрителям, переродиться, добиться новых успехов и в очередной раз зачахнуть. В современной цифровой и моторизованной эре кино про фронтир, револьверы и лошадей обречено выглядеть инородным. И пускай периодически вестерны срывают кассу – как та же «Железная хватка» и «Джанго освобожденный» – этот успех достигается во многом именно благодаря нулевой конкуренции: люди идут посмотреть на диковинку.

Последний пик популярности фильмов о Диком Западе был около тридцати лет назад – во времена Super Nintendo и Mega Drive, – а потому совершенно неудивительно, что тематических игр с тех пор вышло немного и они несколько обделены вниманием. На каждый трёхмерный шутер с ковбоями приходится минимум пара десятков с научной фантастикой, и большинству геймеров необходимо сильно задуматься, чтобы назвать хотя бы три-четыре интерактивных вестерна. Мы хотим устранить эту несправедливость и рассказать вам о разнообразии жанра, причём исключительно об играх, актуальных и интересных и по сей день.



Единственный вестерн, который действительно знает чуть ли не каждый — Red Dead Redemption 2. Это игра, в которой хочется жить: кататься на лошади, стрелять в законников и бандитов, распивать виски, охотиться на всевозможную дичь и наблюдать за переменами в мире, за сменой целых эпох, будучи в самом центре событий. RDR 2 познакомила с Диким Западом миллионы людей, ранее равнодушных к этому сеттингу или считающих его смешным, архаичным. Сюжетные тропы и персонажи как вестернов в целом, так и конкретно игры от Rockstar далеко не уникальны. И в космосе, и в Средневековье хватает своих харизматичных и не до конца зачерствевших бандитов, – но это даже и к лучшему: геймеры поняли, что в нишевом жанре, любимом их предками, хватает понятных и интересных историй. Возможно, в будущем Red Dead Redemption 2 назовут своим источником вдохновения постановщики новой волны успешных фильмов про Дикий Запад, но в любом случае это едва ли не лучший на данный момент приключенческий экшен с открытым миром, и он особенно впечатлит тех, кто мечтал лично попасть на фронтир.



С другой стороны, RDR 2 – игра уж очень большая и порой неторопливая. Если вам хочется чистого экшена, дайте шанс шутерам Call of Juarez. Первые две игры серии были успешны в конце «нулевых», – и хоть уже слегка устарели, всё ещё доступны в Steam. Третий «Хуарез» с подзаголовком The Cartel запомнился только эпичным провалом, а вот четвёртый – Gunslinger – весьма хорош до сих пор. Сюжет игры подаётся через флэшбеки – охотник за головами травит байки по ходу пьянки, периодически сам себе противоречит и явно даёт волю фантазии: структура уровня и число противников может меняться у вас на глазах. Нечасто встречающийся приём с ненадёжным рассказчиком идеально подходит вестернам, а тут ещё и дополнен изрядным количеством чёрного юмора, а также пёстрой картинкой в cel-shading стиле. Также в наличии: ограбление банка, битвы с индейцами, зрелищные дуэли с боссами и раздача хэдшотов в слоу-мо. Аттракцион получается превосходным, пусть и всего семичасовым. Но если игру можно пройти целиком на выходных, это вполне себе повод неоднократно к ней возвращаться.



Несмотря на всю нишевость вестернов, в жанре хватает и мультиплеерных игр – в основном, правда, богом забытых. Кроме того, онлайны-режимы были в трёх первых Call of Juarez. Но настоящим хитом стала лишь современная Hunt: Showdown от Crytek – игра, сочетающая классический шутер с охотой на демонических чудищ. Герои должны отыскать монстра, отправить его в преисподнюю и затем возвратиться на базу с трофеями. Звучит не то чтобы очень сложно, но нужно помнить о конкурентах! Включил фонарик или спугнул стаю ворон – попал в прицелы ближайших врагов, начал эпичный обряд экзорцизма – подсказал всем соперникам до единого, куда идти за добычей, и угодил в эпицентр грызни за победу. Дополнительную остроту происходящему придаёт то, что в случае смерти герой теряет прогресс – всю прокачку. Одних игроков это отталкивает от Hunt: Showdown, но для других становится поводом пробовать разных охотников, а не зацикливаться на излюбленном. Помимо того, этот шутер любим за красивую графику, реалистичную физику, и абсолютно топовый звук. Да и похожий на «королевскую битву» здешний режим чистого PvP тоже востребован – пусть и не так, как охота.



Дикий Запад так хорошо гармонирует с разной бесовщиной, что сформировался целый поджанр «weird west», показывающий, как ковбои, индейцы и прочий люд сталкиваются с нечистой силой. А выходцы из студии Arcane (Prey, Dishonored) назвали так собственный мистический вестерн, который выйдет 31 марта, — action-RPG с элементами immersive sim.


Мистическая атмосфера, сектанты и всевозможная чертовщина присутствуют также в Hard West – вот только это уже не шутер, а тактика с RPG-элементами: нелинейная, изометрическая и пошаговая. Традиционная для этого жанра боевая система с персонажами разных классов, хитро устроенными аренами, прятками по укрытиям и обходными манёврами дополнена тёмной магией. Кроме того, на ход сражений влияют тени от персонажей и производимый ими при движении шум, а ещё жизнь и смерть персонажей часто зависят от связанных с удачей навыков, что тоже вполне в стиле вестернов. Ну и конечно, на Диком Западе важное значение имеет покер: конкретно в этой игре дают составлять комбинации из карт умений и получать солидные бонусы. Достаточно необычна и структура сюжета Hard West: вместо одной протяжённой истории тут сразу восемь коротких. Они связаны между собой, но всё-таки самодостаточны. Общими силами персонажи приведут вас к одной из многих возможных концовок, а если и этого покажется мало, ждите сиквел, который уже давно в разработке.



Совсем другой взгляд на тактический вестерн из раза в раз демонстрирует Desperados. Третья игра в этой серии с двадцатилетней историей вышла всего два года назад и стала новым лидером жанра. В отличие от той же Hard West, сражения здесь проходят в режиме реального времени, а повествование обошлось без лишних шуток, сарказма и уж тем более демонологии. Помимо того, в Desperados III сценаристы стараются уделять внимание всем бойцам отряда – это игра именно про команду обычных людей, а не про какого-то избранного и малозначимых сопартийцев. Вкусы у всех, конечно, разные, однако триквел «Отчаянных» опережает прочие тактики, как минимум, за счёт графики – он дорого выглядит и привлекает картинкой. Другим же – уже чисто геймплейным – достоинством можно и нужно назвать вариативность: правильно сочетая грубую силу и скрытность, можно пройти каждую миссию несколькими способами – прямо как в культовой и слегка подзабытой Commandos, но в декорациях американской глубинки полуторавековой давности.



Ничуть не меньше способна удивить и SteamWorld Heist – тактика с видом сбоку, здорово сочетающая приключенческую романтику фронтира (тут — космического) с паропанковскими персонажами-роботами. Сюжет игры во многом скроен по тем же лекалам, что и приключения «Стражей Галактики»: отряд остроумных и обаятельных проходимцев спасает весь мир от небывалой угрозы и постепенно становится настоящей семьёй. На первый взгляд, не выглядит уникальным и здешний акцент на рикошеты, однако если в Hard West они используются лишь иногда, то в SteamWorld Heist применяются для большинства выстрелов. Герои движутся по здешним красивым, хорошо детализированным уровням слева направо, а потому очень сложно напасть на врагов со спины и уж тем более невозможно обойти с фланга – приходится как-то выкручиваться и изобретать невероятно причудливые траектории полёта снарядов. При этом рандома в игре, наоборот, вообще нет – и это явно многих порадует. Победа зависит только от логики и фантазии геймера — от того, сколь талантливо он использует таланты разных героев. Кстати, для тех, кому одной SteamWorld Heist будет мало, в этой же серии есть также «метроидвании» (дилогия SteamWorld Dig), игра с говорящим названием SteamWorld Tower Defense и RPG с карточными элементами (SteamWorld Quest), хотя последняя уже не заигрывает с жанром вестерна.



Когда разработчики полюбившихся геймерам серий решают удариться в эксперименты, это отнюдь не всегда приводит к успеху. Порой получается нечто ужасное, подобное Call of Juarez: The Cartel, или же просто неоднозначное, как SteamWorld Quest. Наверняка и фанаты Oddworld напряглись, когда после трёх семейных платформеров серию вдруг продолжили шутером. Тем удивительнее, что получившаяся игра про охотника за головами вышла едва ли не лучше предшественниц. Протагонист Oddworld: Stranger’s Wrath не травит байки и не дурачится – вместо этого он выполняет заказы и копит деньги. Но ещё больше сюрпризов преподносит геймплей: в нём нашлось место и акробатике, и рукопашным боям и стрельбе из арбалета живыми боеприпасами-насекомыми. Другая особенность – камера: по большой частей мы смотрим на персонажа со стороны, как в большинстве приключенческих экшенов, но непосредственно в ходе дуэлей включается традиционный для шутера вид от первого лица, что делает их интересней. При этом сражения с ключевыми противниками не обязательно должны завершиться чей-нибудь смертью – за трупы наёмнику дают куда меньшее вознаграждение. Вот только попробуй поймай этих бандитов живьём.



В отличие от всевозможных шерифов, годами сидящих в одном городке, охотники за головами ведут куда более интересную жизнь, полную авантюр, приключений и путешествий, а потому вполне логично, что и играть нам дают чаще как раз за них. Очередной пример – боевик Sunset Riders, выстреливший в 90-х годах и на аркадах, и на домашних консолях: Super Nintendo и Mega Drive. Геймплей там был в основном традиционный: один или двое героев двигались слева направо и истребляли всех встречных врагов – на улицах города, на крыше поезда и просто в прериях. Периодически происходящее разбавлялось битвами с уникальными боссами и скачками на лошадях. Инновационного в Sunset Riders ничего толком не было, но разработчики из Konami в те времена своё дело знали прекрасно. Кроме того, игроков привлекал принципиально разный арсенал персонажей: геймплей за охотника с дробовиком был не таким, как за наёмника с револьвером – изменялась вся тактика прохождения уровней, пусть даже они и были линейными.

Подобно многим двухмерным хитам 90-х, Sunset Riders до сих пор вполне сносно выглядит, и её версия для Super Nintendo (наиболее богатая контентом) вполне в состоянии обеспечить вам замечательный игровой вечер. И всё же, ремастер бы ей не помешал. Такой, например, как получила Wild Guns – некогда эксклюзивный для SNES красочный тир, теперь доступный и на современных платформах. Арены в игре достаточно маленькие, но разработчики рисовали их явно и со старанием, и с фантазией. На уровни интересно смотреть даже в статике, а уж в динамике, когда со всех сторон летят пули, отрывать взгляд не только некогда, но ещё просто не хочется. Герои способны лишь маневрировать из стороны в сторону, стрелять по врагам и применять спецумения, однако этого вполне достаточно – геймплей мгновенно затягивает. Тут можно сбивать чужие снаряды, ловить злодеев с помощью лассо, взрывать динамит, улучшать пушки и даже сражаться с огромными роботами – причём всё это ещё сопровождает сюжет с красивыми девушками и местью за близких. Немного жаль, что ремастер заметили в основном лишь знатоки оригинала – и это хотя в него даже можно играть вчетвером!



Стилистика и атмосфера Дикого Запада активно используется даже в больших RPG — например, в великолепной Fallout: New Vegas – игре, сумевшей совместить ядерный постапокалипсис и атмосферу Дикого Запада. Случайный герой, грубо втянутый в совершенно чужие ему интриги, неустанно бредёт через Пустошь, чтобы наказать очередного злодея и выполнить одно из множества дополнительных поручений. Он сам решает, кому служить и каким образом разбираться с проблемами, и это делает всякое прохождение Fallout: New Vegas незабываемым. Мало какая другая игра может похвастаться настолько большой вариативностью способов пройти квесты, причём зачастую тут даже не обязательно брать в руки оружие. О вестернах в Fallout: New Vegas поначалу напоминает не очень многое – в основном лишь пустыня, шериф да банды разбойников. Однако позже становится ясно, что почти все обитатели мира вынуждены жить из-за апокалипсиса по законам фронтира. И это вновь служит напоминанием, что вестерны до сих пор могут быть актуальны – пускай сейчас они и не в моде, классические сюжеты не устаревают, а сущность людей не особо меняется даже спустя много десятилетий.



Как видите, разных вестернов на современных платформах всё же хватает – по крайней мере на персональных компьютерах, где нет ни особых проблем с совместимостью старых игр, ни серьёзных помех для использования эмуляторов. И даже в нашей длинной подборке мы упомянули отнюдь не всех замечательных представителей жанра. Есть ещё лаконичная 12 is Better Than 6 с графикой, стилизованной под изрисованный ручкой листок бумаги, и сверхдинамичными перестрелками. Заслуживает упоминания многим знакомая Wild Gunman – классический хит для световых пистолетов, благодаря усилиям хакеров теперь поддерживающий и современную мышь. Фанатам экзотики же могут понравиться стратегия про добычу нефти Turmoil и комедийная West of Loathing. Продолжать можно долго, и это прекрасно – здорово, что жанр вестерна до сих пор жив, несмотря на его многократные похороны!

Обсудить