13 интересных фактов о съемках оригинальной кинотрилогии об “Индиане Джонсе”
Как Индиана Джонс чуть было не стал алкоголиком, что помешало ему охотиться на динозавров в Китае и зачем съемочной группе потребовалось страховать крыс
Индиана Джонс — один из самых знаменитых вымышленных археологов. Сколько бы реальные археологи ни сокрушались, что Генри Джонс младший больше разрушает памятники древней архитектуры, чем помогает сохранять историю, образ отважного ученого в знаменитой шляпе покорил сердца не одного поколения зрителей. Можно по-разному относиться к четвертому фильму, «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», но первые три картины, с которых все началось, до сих пор пользуются популярностью. По случаю анонса игры об Индиане Джонсе вспоминаем интересные факты о съемках «В поисках утраченного ковчега», «Храма судьбы» и «Последнего крестового похода».
В 1973 году Джордж Лукас впервые задумался о том, что неплохо бы снять приключенческий фильм в духе киносериалов, которые выходили в 30-е и 40-е годы, и показывали отважных героев, которые прежде всего за счет сообразительности, преодолевают все испытания и побеждают злодеев — от коррумпированных чиновников до нацистов. Уже тогда он хотел сделать героя археологом, которого больше тянет к приключениям, чем к научным изысканиям. Но другая идея — снять фильм о приключениях в космосе — увлекла Лукаса сильнее, и он на несколько лет отложил эти планы. Концепция начала приобретать финальные черты в январе 1978 года — Лукас пригласил на обсуждение Стивена Спилберга, согласившегося выступить режиссером картины, и сценариста Лоренса Касдана. Сперва героя звали Индианой Смитом («Индиана» — в честь любимой собаки Лукаса, которая любила сидеть рядом с ним, пока он работал за письменным столом). Спилберг счел, что фамилия «Смит» вызовет у зрителей ненужные ассоциации с фильмом «Невада Смит» (вестерн, главный герой которого мстит бандитам за смерть родителей) и тогда Лукас предложил фамилию «Джонс».
Лукас сперва задумывал Индиану Джонса не только как археолога и искателя приключений, но и как плейбоя, который живет на широкую ногу благодаря заработанным во время экспедиций деньгам. В одной из версий сценария даже была сцена, в которой Маркус Броди приходит к Индиане и обнаруживает, что у того дома — самый настоящий светский раут. Спилберг и Касдан считали, что это уже чересчур — хватит и того, что Джонсу нужно сочетать интерес к истории и к авантюрным похождениям. В то же время Спилберг воображал Индиану мрачноватым типом, который любит приложиться к бутылке, — кем-то, вроде персонажа Хамфри Богарта из фильма «Сокровища Сьерра Мадре». Тут уже воспротивился сам Лукас. Он видел героя честным и заслуживающим доверия — кем-то, кто мог бы стать хорошей ролевой моделью для детей. В итоге они сошлись на том, что Индиана не будет ни плейбоем, ни алкоголиком.
Джордж Лукас не сразу пригласил Харрисона Форда (который уже снялся в «Звездных войнах») сыграть Индиану Джонса. Он собирался отдать роль Тому Селлеку, но в последний момент Селлек был вынужден отказаться из-за конфликта расписаний — ему нужно было сниматься в сериале «Частный детектив Магнум» и студия CBS не хотела его отпускать. По иронии судьбы, съемки «Магнума» потом приостановили на несколько месяцев из-за забастовки голливудских актеров, но Спилберг и Лукас уже отдали роль Харрисону Форду.
Форд cпециально для роли Индианы Джонса научился управляться с трехметровым кнутом (хотя в молодости повредил запястье правой руки, работая плотником) — Лукас с самого начала хотел, чтобы герой использовал именно такое оружие. Форд достиг такого мастерства, что в фильм решили включить несколько сцен, в которых Индиана пускает кнут в дело.
Лукас хотел сделать второй фильм об Индиане Джонсе более мрачным по настрою, чем первый — отчасти потому, что смена тональности на более серьезную принесла невероятный успех второй части оригинальной трилогии о Люке Скайуокере («Империя наносит ответный удар»). Позднее он рассказал, что фильм получился таким зловещим еще и потому, что и он, и Спилберг в то время были не в лучшем настроении: Лукас перед съемками развелся с женой, а Спилберг расстался с девушкой после трехлетнего романа.
Идея перенести действие фильма в Индию появилась у авторов далеко не сразу. Лукас решил, что события «Храма Судьбы» хронологически будут предшествовать событиям «В поисках утраченного ковчега», потому что не хотел снова выводить нацистов в качестве врагов. Он думал отправить героя в Китай — в одной из сцен Индиана мог бы пронестись на мотоцикле по Великой Китайской стене, а потом, подобно профессору Челленджеру из романа сэра Артура Конан-Дойля «Затерянный мир», попасть в какой-нибудь малоизученный район, где все еще сохранились динозавры. Но Лукасу не удалось получить разрешение на съемки в Китае (шанхайские сцены из начала «Храма Судьбы» сняты в Макау), и тогда он переключился на новую идею — устроить Индиане Джонсу поездку в шотландский замок, полный призраков. Однако Стивен Спилберг как раз закончил работу над фильмом «Полтергейст» и не хотел снимать еще одну историю о потусторонних явлениях. Тут и появилась идея с культистами, поклоняющимися богине Кали, и затерянном в джунглях Индии храме.
Индийские власти не больше китайских обрадовались идее принять у себя гостей из Голливуда. Чиновники прочитали сценарий и посчитали, что разрешать иностранцам снимать в Индии фильм о культе, который не брезгует человеческими жертвоприношениями, — это уже чересчур, и заявили, что согласятся только в том случае, если режиссер полностью уберет эти сцены, поменяет сюжет и разрешит властям отсмотреть картину перед показом (и внесет в нее изменения, если потребуется). Спилберг отказался, поэтому все индийские сцены в итоге снимали на Шри-Ланке, а также на киностудии в Великобритании. Сам фильм в Индии запретили к показу.
Рейтинг «PG-13» (фильмы, которые нежелательно смотреть детям до 13 лет) появился в системе возрастных рейтингов Американской киноассоциации отчасти благодаря «Храму Судьбы». Сам фильм позиционировался как семейное кино и получил рейтинг “G” (можно смотреть детям всех возрастов), и эту оценку очень быстро стали оспаривать разъяренные родители маленьких зрителей. Они настаивали, что картину, где человеку зрелищно вырывают сердце, следует продвигать как взрослую, с рейтингом R. Промежуточных рейтингов между G и R на тот момент не существовало, и Спилберг предложил ввести для таких фильмов (уже не совсем детских, но еще и не по-настоящему взрослых) маркировку PG-13 или PG-14. Его идея нашла поддержку.
У Стивена Спилберга, по его собственным словам, были две веские причины снять «Последний крестовый поход». Во-первых, ранее он договорился с Джорджем Лукасом, что снимет три фильма об Индиане Джонсе. Во-вторых, «Крестовый поход» стал способом извиниться перед теми зрителями, кто посчитал, что «Храм Судьбы» — чересчур неприятное и мрачное кино. Впоследствии именно третий выпуск Спилберг называл своим любимым.
Спилберг любил шутить, что Джеймс Бонд — отец Индианы Джонса. Неудивительно, что он сразу решил предложить роль Генри Джонса старшего Шону Коннери, а если тот откажется — Грегори Пеку или Джону Пертви (Пертви наиболее известен по главной роли в «Докторе Кто», но он также служил в военно-морской разведке вместе с Яном Флемингом, автором романов о Бонде)
Часть трюков в картине — например, как Индиана Джонс перепрыгивает с лошади на несущийся во весь опор танк — исполняет знаменитый британский каскадер Вик Армстронг (он же дублировал Форда в «Храме Судьбы»). Тем не менее, по его свидетельству, Харрисон Форд выполнил многие трюки сам — причем настолько охотно, что Армстронгу как-то пришлось полушутя потребовать, чтобы Форд наконец дал ему поработать. Скажем, в сцене, когда герой висит на танке, держась за ремень сумки, и пытается не удариться о стены каньона, трюк исполняет сам Форд. Часть сьемочной группы в этот момент находится наверху и ссыпает на актера комья грязи и глины для большей зрелищности. Армстронг позднее заметил, что если бы Форд не был отличным актером, то стал бы отличным каскадером. И это несмотря на то, что ранее, на съемках «Храма Судьбы» актер сильно повредил позвоночник (у него диагностировали грыжу межпозвоночного диска) и по настоянию Спилберга прервал съемки на 6 недель, чтобы пройти курс лечения.
Танк, участвовавший в съемках «Последнего крестового похода», — тяжеленная копия, построенная на базе шасси от экскаватора (одно шасси весило 28 тонн). Дизайн скопировали с танка Mark VIII, машины времен Первой мировой войны. Художник по спецэффектам Джон Гиббс позднее вспоминал, что построить этот танк было самым сложным, что ему пришлось делать для фильма.
Чтобы вернуть дневник отца, Индиана Джонс догоняет Эльзу в Берлине, где как раз идет парад. Спилберг попросил тех участников массовки, которые вскидывают руку в нацистском приветствии, держать вторую руку за спиной и скрестить пальцы.
В сцене на борту дирижабля Шон Коннери и Харрисон Форд сидят за столом и разговаривают. Камера не показывает, что в этот момент на обоих актерах нет брюк — в студии, где велись съемки, было очень жарко и Шон Коннери разделся, чтобы не испортить одежду, а Форд тут же последовал его примеру.
В одной из сцен «Последнего крестового похода» Индиана Джонс и его спутница Эльза спускаются в полузатопленные древние катакомбы, чтобы узнать, где может быть спрятан Святой Грааль, и сталкиваются с полчищами крыс. Эта незабываемая встреча доставила немало хлопот не только героям, но и организаторам съемок. Так, британская актриса Аманда Редман, которую сперва пригласили на роль Эльзы, отказалась от участия в картине, потому что панически боялась грызунов. Были и сложности, связанные с самими крысами. Их требовалось очень много, но о том, чтобы действительно набрать хвостатую массовку в каком-нибудь подвале, речи даже не шло — мало ли чем может болеть уличная крыса и что может произойти, если она куснет кого-нибудь на площадке. Проблему решили изящно — взяли несколько совершенно здоровых особей и вывели 2 тысячи крыс. Дополнительно бутафоры сделали тысячу механических грызунов — это гарантировало, что оператор сможет выстроить кадр, не полагаясь исключительно на поведение живых животных. Оставался лишь вопрос, что делать, если с выводком крыс что-нибудь пойдет не так, — например, если те вообще откажутся что-либо делать (потеря съемочного дня привела бы к значительным тратам). Paramount Pictures обратилась к страховщикам, и те спросили, сколько именно крыс должно присутствовать на площадке, чтобы сцена получилась достаточно зрелищной. Спилберг прикинул, что ему хватит тысячи — если снимать с разных камер и под разными углами. Тогда страховщики оформили договор — первый в своем роде, поскольку раньше никому не приходило в голову страховать полчища обычных серых крыс. Paramount Pictures могла претендовать на возмещение ущерба в случае, если по каким-то причинам тысяча и более животных не смогут участвовать в съемках. Что стало с грызунами после, история умалчивает. Кстати, звуки, которые издают крысы в фильме, — на деле писки тысяч цыплят.
Какой из фильмов об Индиане Джонсе больше всего нравится вам? Ждете ли вы новую игру? Оставляйте ваши мнения в комментариях!