Оглавление

«Звездные войны» в эпоху зарождения игровой индустрии

Какие были игры по «Звездным Войнам» на заре популярности Дарта Вейдера и Люка Скайуокера?

14 декабря на радость всем фанатам в прокат вышел очередной эпизод культовой саги «Звездные войны. Эпизод VIII: Последние джедаи». За сорок лет с момента выхода первого эпизода эта вселенная оставила за собой огромный культурный пласт в обществе. Вышло огромное количество одежды, игрушек, кружек, фигурок, и других различных аксессуаров по тематике «Звездных войн».

А сколько было выпущено видеоигр за это время. Серия Jedi Knight,
серия X-Wing, обе части Star Wars: Knights of the Old Republic, стратегия Star Wars: Empire at War, тактический шутер Star Wars: Republic Commando, новые и старые Star Wars: Battlefront этот список можно продолжать очень долго. Но сегодня хотел бы поговорить о других играх. Я, как фанат этой вселенной, решил к релизу фильма изучить, во что играли люди на заре популярности Дарта Вейдера и Люка Скайуокера, а точнее в 80-е годы.



Немного истории




Но перед тем как перейти к описанию игр, я должен упомянуть одну небольшую предысторию, которую просто нельзя не рассказать. Итак, пожалуй, начнем.


До кризиса, игровой индустрии (известный в Японии как «Atari шок») еще целый год, но предпосылки к нему уже были сделаны в этом. Всем печально известная игра E.T. (The Extra Terrestrial), основанная на фильме Стивена Спилберга «Инопланетянин» и аркадный хит Pac-Man вышли в 1982 году на Atari 2600. На разработку игр выделялось катастрофически мало времени (между получением лицензии и датой сдачи E.T. было всего шесть недель), а тестирование не проводилось должным образом. В итоге из 12 млн картриджей Pac-Man, с учетом того, что на тот момент было раскуплено около 10 млн приставок, было продано 7,7 млн копий. А продажи E.T. были еще печальнее из 5 млн копий не продали и половину. Так мир получил худшую игру в истории игропрома.



В то время никто не мог предположить о том, что спад продаж игровых консолей достигнет настолько низкого уровня, что индустрия опустится с отметки 3,2 млрд долларов в 1983 году до 100 млн долларов в 1985.

Но тем не менее вернемся к «Звездным войнам». Два года назад в 1980 на больших экранах отгремели «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар», побивший все мысленные и не мысленные рекорды. Все сходили с ума от «Звездных войн» и это не удивительно. «Империя наносит ответный удар» до сих пор считается самым прибыльным фильмом всей серии.



Компания Parker Brothers (между прочим именно они придумали легендарную Монополию), ранее занимающаяся производством настольных игр, на волне успеха игровой индустрии, решает изучить архитектуру видеоприставки Atari 2600. В то время General Mills владела как Parker Brothers, так и Kenner Toys, которая подписала с LucasFilm еще 1977 году контракт на производство всевозможных игрушек и игр по легендарной космической саге. Именно этой уловкой и воспользовались в компании Parker Brothers и решили рискнуть — сделать игру по мотивам вселенной «Звездных войн». Когда же в LucasFilm узнали об этой затеи, то решили наведаться с проверкой в студию, итогом которой стало разрешение и получение прав на выпуск игр. Таким образом, мы медленно, но верно подобрались к первой в истории полноценной видеоигре по любимой франшизе.

Star Wars: The Empire Strikes Back (видеоигра) 1982 год





И вот теплым мартом 1982 года на платформе Atari 2600 усилиями разработчиков студии Parker Brothers выходит первая игра по вселенной «Звездных войн» — Star Wars: The Empire Strikes Back в жанре сайд-скроллер.

Сюжет игры состоит в том, что мы управляем сноуспидером, которым необходимо уничтожать имперские шагоходы AT-AT до того, как они уничтожат базу повстанцев скрытую на заснеженной планете Хот. Чем больше уничтожаем шагоходов, тем быстрее они начинают двигаться, и все это происходит до того момента, пока база Эхо не будет уничтожена, либо пока сноуспидер не собьют пять раз.

Стоит отметить, что AT-AT могут стрелять в ответ, тем самым повредив наш аппарат. Еще одной особенностью имперцев является самонаводящаяся ракета, от которой довольно трудно увернуться. Нам же для полного уничтожения потребуется 48 попаданий из ракет или другой вариант — успеть попасть в мерцающий бомболюк в его корпусе. В случаи повреждения спидера его можно починить не больше двух раз, приземлившись в ремонтной базе повстанцев. А если же на протяжении некоторого времени по нашему аппарату не будет нанесен урон, то игрок становится на короткий промежуток неуязвимым.

Всего было продано больше 1,1 млн картриджей, даже в самой студии не ожидали столь оглушительного успеха. Star Wars: The Empire Strikes Back получила весьма неплохие оценки (особенно выделяли визуальную и аудио составляющую игры) и на данный момент имеет огромную ценность для коллекционеров по всему миру.





Return of the Jedi: Death Star Battle 1983 год





1983 год. Вторая игра по вселенной «Звездных войн» и первая по фильму «Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая» разработанная все той же компанией Parker Brothers была Return of the Jedi: Death Star Battle в жанре Shoot 'em up. Изначально была выпущена на платформы семейства Atari (Atari 2600, Atari 800, Atari 5200), а затем и на ZX Spectrum в 1984 году.

Задача в игре простая, управляя «Тысячелетним соколом», мы должны уничтожить «Звезду Смерти» до того, как она будет построена. Всего у игры есть три этапа. На начальном этапе необходимо уничтожать имперские корабли и при возможности пробиться через силовое поле станции. Во втором этапе нужно обстреливать «Звезду Смерти» и тем самым уничтожить ядро боевой станции, ну а на третьем же потребуется уворачиваться «Соколом» от осколков взорвавшейся «Звезды». После того как игра будет пройдена, все начнется заново, а уровень сложности повысится, имперцы станут шустрее, а станцию начнут строить без выходных и с удвоенной силой.

Кстати, над обложкой игры работал Джон Берки. Именно этот художник-иллюстратор разработал первые плакаты для оригинального фильма «Звездные войны» в 1977 году.





Star Wars: Jedi Arena 1983 год





В этот же год, после впечатляющих продаж Star Wars: The Empire Strikes уже знакомая нам компания Parker Brothers, почуяв запах наживы, выпускает ещё одну видеоигру на Atari 2600 Star Wars: Jedi Arena в жанре 2D overhead shooter (шутером эту игру, конечно сложно назвать, но как есть). На этот раз нам дают почувствовать себя в шкуре рыцаря-джедая и в дуэли поразить оппонента на специальной тренировочной арене с помощью светового меча. Да-да эта первая игра, где можно и нужно использовать световой меч.

Сражения между джедаями происходят с помощью тренировочного дроида (именно такого использовал Оби-Ван Кеноби для обучения Люка на борту «Тысячелетнего сокола» в «Новой надежде»). Игрок, управляя дроидом, должен пробить брешь в силовом щите противника и при этом отражать мечом выстрелы дроида, когда им управляет соперник. Побеждает тот, кто пробьет защиту и поразит три раза джедая. Арена имеет четыре уровня сложности, где с каждым разом дроид становится все быстрее, а на последнем он вдобавок становится ещё и невидимым. Главной же особенностью игры является возможность играть вдвоем против друг друга. Победивший джедай получает ранг мастера-джедая.

На момент выхода в 1983 году Star Wars: Jedi Arena получила довольно скомканные оценки. Все выделяли впечатляющую для того времени звуковую составляющую, но при этом ругали геймплей. Фанаты ожидали увидеть совсем другое, а получили довольно абстрактные бои на световых мечах. Современники же говорят, что это вообще худшая игра по вселенной «Звездных войн».





Star Wars: The Arcade Game 1984 год





Начало 80-х золотой время игровых автоматов. Все хиты выходили сначала на них и уже потом портировались на домашние консоли. Так в 1983 году выходит «Star Wars» аркадная игра, производством которой занималась Atari Inc. Игра выполнена в жанре космического симулятора от первого лица и использовала трёхмерную цветную векторную графику.

А уже в 1984 Parker Brothers портирует Star Wars на 8-битные консоли Atari 2600, Atari 5200, Atari 8-bit и домашний компьютер Commodore 64 под названием Star Wars: The Arcade Game.

Мы играем за Люка Скайуокера, управляющего истребитель X-wing ( с позывным «Красный пять») в последней атаке на «Звезду Смерти» в эпизоде «Новая надежда». Главная цель — это уничтожение самой станции. Прочность нашего истребителя состоит из шести силовых щитов, после каждого попадания мы теряем по одному, если же у X-wing кончаются щиты, следующее попадание уничтожает корабль.

Для полного уничтожения станции необходимо пройти три фазы. В первой нужно выжить в истребительном бою и не быть уничтоженным кораблем Дарта Вейдера и TIE истребителями. Во второй Люк приближается к самой «Звезде Смерти», где должен уклоняться от огня батарей. И в третей влетаем в шахту станции в конце которой необходимо снизиться и торпедой уничтожить ядро.

Стоит отметить, в аркадной версии использовались оцифрованные голоса Марка Хэмилла, Алека Гиннесса и Харрисона Форда. Это была одна из первых попыток оцифровывания голосов в играх.





Star Wars (видеоигра) 1987 год






На дворе 1987 год. Кризис игровой индустрии подошел к концу и игропром начинает возвращать свои былые позиции с выходом нового поколения приставок. Parker Brothers закрывает свое игровое отделение и переходит на другие проекты. Больше от этой студии игр по звездной саге не выходило.

А вот в тоже время студия Namco разрабатывает игру по «Звездным войнам» для консоли от Nintendo Family Computer (Famicom) под названием «Star Wars». LucasFilm, наложившие тогда временный запрет на производство видеоигр, решила выпустить проект только на территории Японии, так как в случаи провала финансовые потери были бы минимальны.

Игра основывается на событиях «Новой надежды», но с отступлениями от фильма и и является первым платформером с видом сбоку по «Звездным войнам». Мы играем за Люка Скайуокера, который спасает друзей (Оби-Вана Кеноби, принцессу Лею, Чубакку, Хана Соло и дроидов R2-D2 и C-3PO) из лап Империи. На Татуине Люк находит «Тысячелетний сокол» и теперь может посещать другие планеты. После того как друзья будут спасены, а повстанческая база освобождена, можно атаковать «Звезду Смерти». Уничтожив супероружие Империи, Люк возвращается на Явин, где и празднует победу.

Наш герой имеет у себя в арсенале световой меч для ближнего боя и бластер для дальнего, так Люк может использовать Силу. При подлете к каждой планете происходит бой от первого лица между TIE истребителями «Тысячелетним соколом». А последний уровень, когда атакуем «Звезду Смерти», бой происходит в виде вертикальной аркады.





Я упомянул далеко не все игры, вышедшие в 80-х годах XX века. Боюсь, тогда бы статья увеличилась раза в два не меньше. Все они, конечно, морально устарели и не выдерживают никакой конкуренции с современными тайтлами, но нельзя не отметить, что именно с этих простых, но одновременно интересных игр все и началось.

Обсудить