Оглавление

20 лет PlayStation 2: История абсолютного чемпиона

Как вторая консоль Sony стала лидером по продажам и до сих пор остается непобежденной

Самая популярная консоль в истории, обогнавшая даже Nintendo DS с ее 154 млн распроданных устройств, вышла в Японии 4 марта 2000 года. Если бы десятилетием ранее Nintendo не отказалась от партнерства с Sony, бренда PlayStation могло вообще не быть, главной игровой платформой 2000-х, возможно, стала бы GameCube, а вместо PS5 на Рождество-2020 мир ждал бы Dreamcast 4. Но в нашей реальности все сложилось иначе.

Визионер





Выпускник университета электроники Кен Кутараги устроился на работу в Sony еще в 1970-х. Коллеги считали многие идеи инженера странными, а его самого — эксцентричным. Но это не помешало Кену внести немалый вклад в развитие первых цифровых камер и LCD-дисплеев. Продвигая свои идеи, будущий отец PlayStation часто спорил с руководством и не вылетел с работы только благодаря покровительству Норио Ога — президента и ведущего исполнительного директора Sony. Тот поддержал его проекты, связанные с видеоиграми.

Сначала это был звуковой чип для Super Nintendo, а следом — проект консоли, способной запускать игры SNES как с картриджей, так и с дисков. Когда прототип уже собирались представить общественности, руководство Nintendo сочло контракт невыгодным и расторгло соглашение.



На этом история бы и закончилась, но Кутараги убедил Sony самостоятельно разработать полноценную игровую платформу. Ту самую, благодаря которой в индустрии успешно закрепились 3D-графика, компакт-диски и управление при помощи аналоговых стиков. Успех PlayStation резко изменил отношение к Кутараги внутри фирмы. Он возглавил Sony Computer Entertainment — новое игровое подразделение — и приступил к созданию следующей консоли.

Нужно больше инноваций





PlayStation 2 анонсировали в 1999 году. Бюджет проекта — 2.5 миллиарда долларов. Тогда это была астрономическая для игровой индустрии сумма, но Кутараги не желал экономить на технологиях и производительности.

Sony и ее партнер Toshiba заявили, что процессор Emotion Engine будет вдвое быстрее актуального на тот момент Pentium III 733. Видеочип Graphics Synthesizer выдавал разрешение 720х576i. Несколько игр, в числе которых — Valkyrie Profile 2 (популярная японская RPG), даже поддерживали HD-режим, но только в NTSC-регионе.



Отличное железо — и всего за $299. Кто-то запустил в СМИ утку, будто войска Саддама Хусейна собирают из PS2 кластерные суперкомпьютеры для управления ракетами. Подобный кластер, но уже на базе PS4, годы спустя появился в фильме «Робот по имени Чаппи» Нила Бломкампа. В модных сегодня терафлопсах мощность PS2 — 0.0062. У PS4 Pro — 4.2 TFLOPS. Это в 677 раз больше, но ракетами она управлять не может.

Дизайн PS2 не был изобретен самой Sony — компания использовала чертежи, купленные у обанкротившейся Atari (патент Sony с указанием Atari в примечаниях). Поэтому консоль напоминает мини-компьютер Microbox — прототип на базе Falcon 030, так и не запущенный в серию.



Перспективный носитель DVD позволял записывать больше информации — лучше графика, лучше звук. Благодаря возможности читать обычные CD и единой процессорной архитектуре между новой и старой консолью, удалось реализовать полную обратную совместимость, не полагаясь на программную эмуляцию. Игры PS1 запускались на PS2 быстрее и отличались лучшим сглаживанием текстур. Разумеется, их не требовалось покупать по второму разу с новым ценником, как это принято на современных консолях, — достаточно было просто вставить диск в привод.

Еще один бонус, связанный с наличием DVD-привода — возможность воспроизводить фильмы в набирающем обороты формате. В эпоху, когда Smart TV не существовало, а специальные проигрыватели стоили дорого, полноценный комбайн из игровой приставки и медиаплеера выглядел очень заманчиво и необычно.
Еще необычнее смотрелся PSX — полноценный видеорекордер на базе консоли. Он воспроизводил и записывал видео, шел в комплекте со стандартным пультом дистанционного управления, выглядел ужасно, но мог запускать игры PS2.



Год первый



На старте конкурировать с PlayStation 2 было особо некому. До выхода первой Xbox и Nintendo GameCube оставалось больше полутора лет. Dreamcast, вышедшую еще в 1998-м, к этому времени уже практически списали со счетов: ее продажам так сильно повредили стратегические просчеты создателей и конкуренция со все еще популярными Saturn и PS, что в марте 2001-го SEGA свернула поддержку консоли.

В воскресенье, 4 марта 2000 года, японцы в буквальном смысле смели с прилавков новую приставку Sony. В первые сутки было продано 980 тысяч экземпляров. Почти половина — через сайт производителя. Компания оказалась не готова к такому спросу.



После громкого старта продаж, подогретого нетривиальной рекламой, у Sony начались проблемы с поставками. Сказалась нехватка производственных мощностей, продажи все-таки просели.

Профильные СМИ сомневались, что разработчики быстро освоят новый процессор и обеспечат PlayStation 2 достаточным количеством качественных игр. Но уже на E3 2000 Konami показала Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty и убедила всех, что новому железу стоит дать шанс.



Настоящих суперхитов в первый год так и не вышло. Среди игр 2000-го можно отметить харкорный симулятор боевого робота Armored Core 2 от From Software, файтинг Tekken Tag Tournament, ролевой экшен Dark Cloud от Level-5 и TimeSplitters — один из первых шутеров, действительно грамотно адаптированных под консоли и конкретно — под управление с помощью DualShock 2. Этих игр, а также анонсов и демонстраций хватило для стимуляции спроса. Студии трудились над блокбастерами именно для приставки Sony.

Перед встречей с конкурентами



Июль 2001-го подарил миру Final Fantasy X, один из самых известных и любимых фанатами выпусков культового японского RPG-сериала. В том же месяце появилась Gran Turismo 3, новая часть технологичного автосимулятора, до сих пор задающего тон в жанре.

Медитативное приключение Ico, дебютный проект студии Team Ico, вышло в сентябре. Философская притча геймдизайнера Фумито Уэды стала одной из визитных карточек PlayStation — независимо от поколения. Приквел Ico — Shadow of the Colossus — вышел на PS2 в 2005-м, имел еще больший успех и даже удостоился полноценного ремейка на PS4.



В 2001 году в состав Sony в качестве внутренней студии вошла Naughty Dog, ранее разработавшая для PS1 платформер Crash Bandicoot. В декабре она выпустила Jak and Daxter: The Precursors Legacy, положившую начало новому циклу приключенческих игр для PlayStation 2.

Месяцем ранее вышли сразу два суперхита. Первый — уже упомянутый тактический шпионский боевик MGS2 Хидео Кодзимы. Второй — Grand Theft Auto 3. Игра, сделавшая Rockstar флагманами всей игровой индустрии, появилась на ПК лишь спустя полгода, а до Xbox и вовсе добралась в 2003-м.




Уже к Рождеству 2001 года количество хитов обеспечило PS2 серьезный отрыв от конкурентов — Microsoft и Nintendo, — которые к тому времени только начали продавать свои новые приставки.

Головокружительная карьера



PlayStation 2 провела на конвейере 13 лет. Производство завершилось только в 2013 году. Сервисные центры свернули поддержку осенью 2018-го. Долголетием воспользовалась EA и выпустила FIFA 14 сразу в трех версиях — для PS2, PS3 и PS4.

В мире было продано более 155 миллионов PlayStation 2. Это лучший результат в истории видеоигр, но официальные цифры отражают продажи на момент остановки заводов. Магазины продолжали распродавать запасы, так что реальная цифра может превышать 160 миллионов.

Чтобы удовлетворить спрос, Sony якобы пришлось сотрудничать с РКД — Конголезским объединением за демократию, которое контролировало добычу колтана в Конго. С ростом производства росли и цены на этот материал, необходимый в электролитических конденсаторах, а повстанцы продавали руду за копейки. Компания подобные связи отрицает.



Было выпущено 18 ревизий консоли. Так как чаще всего изменения были внутренними, обычно различают только оригинальную версию — «fat» — и уменьшенную — PS2 Slim, вышедшую в 2004 году. В том же году стала доступна GTA: San Andreas — еще один суперхит от Rockstar, пользующийся популярностью и сегодня.



В 2005 году, на пике популярности PS2, была создана Sony Interactive Entertainment Worldwide Studios (SIE WWS), объединившая внутренние студии по всему миру. Инициативу возглавил Фил Харрисон, в 2008-м покинувший компанию и позднее неоднократно заявлявший о смерти одиночных игр под натиском сетевых. Но именно благодаря WWS в эпоху PS3 расцвели фирменные эксклюзивы Sony — один из главных аргументов в межплатформенных спорах.



После успеха PlayStation 2 Кен Кутараги продолжил вкладывать огромные средства в разработку железа и нестандартных технологий. Это привело к проблемам при проектировании следующей консоли, увеличило ее стоимость, усложнило разработку игр и в итоге стоило отцу PlayStation должности. Он покинул пост вскоре после запуска PlayStation 3, и в PS4, созданной под руководством американца Марка Черни, уже не было экспериментальных чипов от Toshiba.

Но созданная Кутараги PlayStation 2 — все еще самая продаваемая консоль в истории. Этот результат достигнут за 13 лет на прилавках, на пятки уже наступают более молодые и дерзкие. Но даже если завтра или через год Switch или PS4 побьют рекорд, вклад в индустрию и культовый статус PS2 это уже не отменит.

Читайте также:



Обсудить