Оглавление

20 лучших стратегий в 2022 году

Рассказываем о представителях жанра, в которые можно поиграть прямо сейчас

Мы уже выяснили, что жанр стратегий скорее жив, чем мертв. И что только в течение 2022 года уже вышли и еще ожидаются порядка полусотни его новых представителей — пусть даже и в раннем доступе. Самое время вспомнить культовые серии и их лучших представителей — те игры, которые отражают главные черты RTS, TBS и 4X. И при этом доступны для приобретения и запуска на современных платформах в 2022 году.

Command & Conquer: Remastered Collection



Первой стратегией для многих стала Dune II. Она определила основные элементы и вектор развития RTS — находки Westwood в разных пропорциях кочуют по жанру до сих пор. Вполне логично обратиться к наследию студии из Лас-Вегаса — сегодня она известна как Petroglyph и продолжает делать любимые стратегии в реальном времени.
Пару лет назад по заказу EA команда сделала очень качественные ремастеры своих классических игр — Command & Conquer и C&C Red Alert. В свое время они стали квинтэссенцией гейм-дизайна студии, улучшив базовую модель «Дюны» — эти стратегии любимы фанатами жанра до сих пор. И сейчас они доступны в лучшем виде на современных ОС и продаются в современных цифровых магазинах.

WarCraft III



Blizzard умело скопировала идеи Dune II в своей первой стратегии, а уже в сиквеле серия обрела собственное лицо. Сюжет приобрел характерный размах, превратив WarCraft в долгоживущую и узнавамую франшизу. Третья часть в начале 00-х предложила лучшее в жанре сочетание истории и геймплея, ловко введя в классические жанровые рамки элементы ролевой игры.
К Орде и Альянсу добавились новые играбельные фракции, герои обрели узнаваемые черты, повествование превратилось в настоящее голливудское кино. Неудивительно, что вслед за успехом WarCraft III на ПК хлынули всевозможные подражатели разной степени паршивости и перенасытили рынок однотипными стратегиями.
Сама Blizzard крайне неудачно возродила одну из своих лучших игр. Остается надеяться, что ошибки будут исправлены — а пока можно играть как в ремастер, так и в «классику».

StarCraft II



Нестареющая классика — продуманный геймплей, три совершенно разные расы и захватывающий научно-фантастический сюжет. Ко второй части история оказалась изрядно разбавлена элементами фэнтези и космооперы, но не стала менее эпичной.
StarCraft II умело использует наработки и оригинала, и WarCraft III, и задумки мод-сообщества, предлагая очень разные миссии. А вдобавок позволяет игрокам определять вектор технологического развития фракции, повышая реиграбельность сюжетной кампании и увеличивая арсенал тактических возможностей.
На сегодня все три довольно продолжительные кампании уже давно отполированы и предлагают лучший опыт для любителей классических RTS. И хорошо, что эта игра до сих пор выглядит отлично и не требует ремастера или патчей для новых версий Windows — новая Blizzard не причинила ей вреда.

Heroes of Might & Magic III



Народный любимчик российских ПК-геймеров. Третьи «Герои» познакомили нас с качественными локализациями и недорогими лицензионными дисками. Шедевр, неплохо работавший на многих компьютерах своего времени без дорогих 3D-ускорителей. И наследница крайне любимой в игровом сообществе начала 90-х King's Bounty. Красивая, эпичная, с потрясающей музыкой и ощущением сказки пополам с чувством ответственности игрока за целое королевство.
Немало игроков полагают вторую часть лучшей в серии. Но именно Heroes of Might & Magic III удачно расширила и укрепила формулу, дополнила новыми идеями и подарила куда более удачный и запоминающийся визуальный стиль. О том, как New World Computing создавала свой главный шедевр, можно прочесть в нашей статье. А сама игра сегодня доступна в виде HD-переиздания в магазинах цифровой дистрибуции. Увы, не идеальном, но удобном для знакомства на современных ПК и мониторах с высоким разрешением.

Civilization VI



Последняя на данный момент часть самой известной и популярной глобальной пошаговой стратегии. С недоверием принятая ветеранами на старте, сегодня шестая «Цивилизация» обросла крупными дополнениями и стала одним из лучших воплощений самой себя — и всей серии. Разные пути победы, проработанная система дипломатии, экологические катаклизмы, многообразие наций и годами полируемый баланс удовлетворят как новичков, так и многих старых фанатов.
У самых непримиримых ортодоксов всегда есть возможность вернуться в Civilization IV, которую часть сообщества считает лучшей до сих пор. Или опробовать не так давно вышедшую Old World от Сорена Джонсона — гейм-дизайнера той самой «четверки».

Age of Empires II: Definitive Edition



Многоплановая смесь традиционной RTS и элементов глобальной исторической стратегии. Игроку предстоит взять под контроль одну из множества наций и провести ее от темных веков до середины прошлого тысячелетия, когда великие империи пробовали на вкус колониализм. Вот только происходит все не как в Civilization, а в реальном времени — как в WarCraft.
Игра пережила три воплощения, и студия Ensemble тизерила продолжения, где игроки смогли бы развиться до нашего времени и даже увидеть будущее. Но увы, Microsoft закрыла компанию и свернула все планы. Недавно серия вернулась с четвертой частью, но вместо новых эпох и механик игрокам предложили практически «рескин» Age of Empires II с полигональной графикой. Что лишь подтверждает всеобщий консенсус о том, какая часть цикла была — и остается лучшей.
Age of Empires II Definitive Edition — пример того, как нужно делать правильные ремастеры. Игра выглядит вполне современно, бережно относится ко всем патчам и контенту оригинала, а главное — продолжает развиваться и в 2022 году. Пожалуй, именно эта игра — все еще лучший способ познакомиться с серией. И она есть в Game Pass для ПК.

Homeworld Remastered



Одна из наиболее самобытных стратегий начала века, память о былом величии студии Relic. Игра предлагала бескрайний и очень красивый космос, перемещение юнитов не только в горизонтальной плоскости, но и по вертикали, тактическую глубину сражений и — эпическую историю о возрождении целого народа под не менее эпическую музыку.
После отделения от Relic ключевых авторов Homeworld космическая сага могла бы прерваться. Но издательство Gearbox вовремя подхватило права и проспонсировало студию Blackbird Interactive. Команда, созданная теми самыми авторами оригинала, сначала сделала приквел — Deserts of Kharak, полностью соответствующий духу и дизайну серии, — а теперь работает над Homeworld 3. И сейчас самое время вспомнить — или наверстать — первые две части, переизданные вместе как Homeworld Remastered в 2015 году.

Warhammer 40000: Dawn of War



Оставшаяся часть Relic продолжила делать стратегии — развивать серию Company of Heroes и заводить цикл Warhammer 40000: Dawn of War в тупик. Но пока студия еще была единой, она создала одну из лучших игр по вселенной W40K. В первую часть RTS Dawn of War и ее дополнения до сих пор можно отлично играть, они точно передают дух первоисточника и предлагают более комплексный опыт, нежели сиквелы, изрядно порезавшие механики строительства и развития в угоду боевым действиям.
Пожалуй, лучший способ познакомиться с серией сейчас (а может, и с самой вселенной Warhammer 40000) — это DLC Dark Crusade и Soulstorm. В конце концов, многие нынешние поклонники настольного варгейма и миниатюр пришли именно из стана фанатов компьютерной RTS 2004 года.

Warzone 2100



Одна из самых старых стратегий в подборке. От студии, которая давно не существует. И от фанатов, которые поддерживали проект с 2004 года. Сейчас Warzone 2100 продается в Steam, а команда Underdone Gaming до сих пор выпускает для нее обновления — благодаря открытому коду. Ключевая особенность игры — возможность создавать боевые единицы, комбинируя различные модули.
Более 400 технологий позволят собрать армию с уникальной тактикой, что и стало залогом долгой жизни стратегии, поощряющей эксперименты. А в сюжетной кампании Warzone 2100 типичные локальные конфликты в итоге перерастают в ядерную войну планетарного масштаба. Попробуйте — игра доступна в Steam совершенно бесплатно.

Supreme Commander 2



Была такая легендарная стратегия в конце 90-х — Total Annihilation от гейм-дизайнера Криса Тейлора и программиста Рона Гилберта. Того самого, который прославился серией Monkey Island и другими квестами LucasArts. Ключевые особенности игры: обилие боевой техники, необходимость балансировать между двумя ресурсами — металлом и энергией — и наличие юнита-командира, мощной наступательной единицы, способной возводить простые здания.
Тейлор вернулся с этой концепцией в 2007 году. Supreme Commander предложила все то же самое, только гораздо масштабнее и с современной графикой, легким масштабированием тактической и стратегической карт и сражениями нескольких сотен юнитов одновременно. А Supreme Commander 2 в 2010 году развила и закрепила успех.

Cities: Skylines



На этом месте могла быть SimCity. Культовый симулятор градостроителя и градоначальника в одном флаконе многое рассказывал об инфраструктуре мегаполиса, его распорядке, экономике, защите от внутренних и внешних опасностей — как природных, так и техногенных. Увы, Electronic Arts похоронила серию версией 2013 года — помимо технических проблем на старте, игра была слишком простой и безынтересной для старой аудитории.
К счастью, финская студия Colossal Order подхватила концепцию и уже в 2015 году при поддержке Paradox выпустила Cities: Skylines — лучшего, если не единственного правильного наследника SimCity. Непрекращающаяся поддержка, 12 миллионов проданных копий, множество дополнений и «очень положительные» отзывы в Steam говорят сами за себя.

Europa Universalis IV



Paradox не только издает чужие игры, но и создает свои — компания известна своеобразным подходом к жанру глобальных стратегий. Их 4X нередко отличают геймплей в реальном времени, а не в пошаговом режиме, ролевые элементы, политические интриги, цепочки заданий и большое внимание к правителям и их потомкам.
Под управлением игрока обычно оказываются целые династии — если это позволяет выбранная форма правления. Да, строй в стратегиях фирмы тоже можно поменять. И как любому правителю, стратегу по эту сторону монитора предстоит балансировать доходы и расходы своих провинций, договариваться с подданными и с соседями, воевать огнем и мечом или решать конфликты дипломатически.
Еще одна важная особенность стратегий Paradox — релизная версия всегда является лишь заготовкой, игры поддерживаются много лет и спустя полтора десятка дополнений превращаются в нечто совсем иное. Все это в большей степени свойственно и Europa Universalis IV, которая является самой актуальной частью серии и наилучшим способом познакомиться с гейм-дизайном компании.

Stellaris



Все описанное выше работает и в Stellaris — другой глобальной стратегии в реальном времени от Paradox. С той поправкой, что действие переносится в космос и масштабируется до размеров вселенной. Это одновременно и усложняет все системы игры, и развязывает авторам руки — можно придумывать самые разные расы, создавать новые формы правления и наполнять галактики удивительными аномалиями.
Именно от созданной игроком расы — для этого есть подробный редактор — и ее политических, экономических, научных и военных принципов целиком зависит игровой процесс. Это позволяет использовать для достижения цели — доминирования в галактике — самые разные и порой неочевидные стратегии.
Интересная особенность Stellaris — отсутствие видимого древа технологий. Игрок выбирает вектор исследований, а гений его ученых может привести в рамках заданного направления к самым разным результатам. Как и найденные в открытом космосе случайные аномалии, напрямую влияющие на прогресс.

Total War: Warhammer II



Total War — культовая серия преимущественно исторических стратегий, объединяющих исследования и пошаговую экспансию на глобальной карте в традициях условной Civilization с масштабными сражениями армий в реальном времени. Серия выходит уже больше 20 лет, и многие считают лучшей частью Rome II 2013 года, но мы остановимся на самом доработанном и законченном из самых свежих выпусков. По иронии — отнюдь не историческом.
События Total War: Warhammer II разворачиваются в мрачном фэнтези-мире известного настольного варгейма и предлагают поучаствовать в конфликте эльфов, скавенов (людей-крыс), людоящеров и Царей гробниц. В классическую формулу Total War добавлены магия, уникальные герои и климатические штрафы и бонусы для каждой расы, влияющие на управление городами.

Halo Wars 2



Между Age of Empires III и закрытием студия Ensemble успела поработать над франшизой Halo. Halo Wars не была первой стратегий в реальном времени на консолях — на MegaDrive выходила Dune II, на PSX были и WarCraft II с Command & Conquer. Но это была эксклюзивная RTS по культовой франшизе шутеров — и она была целиком заточена под геймпад. Разработчики придумали схему застройки и управления, которые позволяют очень комфортно противостоять Ковенанту и Потоку, откинувшись на диване перед телевизором.
Halo Wars 2 делали уже авторы Total War — Creative Assembly, и хотя они всеми силами старались адаптировать схему и для ПК, в первую очередь сиквел — консольная RTS. Красивая, комфортная, динамичная. И с сюжетом, связывающим Halo 5 и Halo Infinite. С кинематографичными видеороликами и заданиям, порой не уступающими StarCraft II по изобретательности.

ANNO 1800



Последняя на сегодня часть популярной серии экономических стратегий. Каждая игра цикла посвящена конкретному периоду мировой истории, в котором игроку предстоит управлять сначала небольшим поселением, развивать производство, а потом — целой торговой империей. На поздних этапах на первое место выходит логистика товаров, но и про довольство жителей своих городов забыть не дадут.
В ANNO 1800, вобравшей в себя все отполированные за годы механики серии, игрок должен не только построить свое экономическое чудо, но и разгадать мрачные тайны своей семьи и распутать политические интриги. Такой вот дух времени — самого начала Индустриальной эпохи.

XCOM 2



Кто видел XCOM только на скриншотах, тот может возразить, что это не стратегия, а пошаговая тактика. Но это все равно, что назвать Total War варгеймом в реальном времени. Именно долгосрочное планирование, стратегическое развитие базы и исследования позволяют командующему XCOM побеждать на поле боя, сохранять жизни своих солдат и в конечном счете помогут спасти человечество. Проиграете на глобальной карте — и пытаться что-то делать на тактической уже бессмысленно.
Часть ветеранов до сих пор скучает по оригинальной UFO 1994 года и играет в Xenonauts, созданную «фанатами для фанатов», но для большинства — и для новичков — лучшей версией XCOM будет самая последняя номерная часть со всеми аддонами. Она красивая, удобная и предлагает новый взгляд как на сюжет серии, так и на взаимодействия внутри организации.

Frostpunk



Одна из самых заметных стратегий последних лет — социальная антиутопия Frostpunk от польской студии 11 bit. Команда еще в 2014-м прославилась мрачным симулятором выживания This War of Mine, исследующим человеческие взаимоотношения в критических условиях. И Frostpunk продолжает эту тему, завернув ее в градостроительную стратегию. Как The Settlers, только мрачнее и с социальным подтекстом.
Элементы стимпанка в сеттинге ледяного апокалипсиса объединяются в крайне занимательную смесь экономической RTS, симулятора выживания и социально-политического менеджера. Игроку предстоит строить последний город, следить за ресурсами и отоплением, за здоровьем и настроением граждан, а также принимать непростые решения и законы, балансируя между тоталитаризмом и религиозной сектой. В какой-то момент часть жителей захочет уйти на поиски лучшего места, а другая — выгнать мэра на мороз.

Endless Space 2



Французская Amplitude давно сделала себе имя в жанре 4X. На поприще космических глобальных стратегий она уже подвинула некоторых старых игроков — вроде Stardock с древним циклом Galactic Civilizations, — выпустив популярную и самобытную Endless Space. Потом объединила несколько своих игр в единую вселенную Endless, а сейчас занимается развитием «своего ответа» Civilization — немного странной Humankind.
Endless Space 2 на данный момент — самая отполированная игра студии, получившая множество сюжетных дополнений и отличные отзывы игроков и прессы. Пожалуй, на сегодняшний день это лучшая пошаговая глобальная стратегия о космосе. А так как бывший король в лице Galactic Civilizations IV оступился, творение Amplitude может оставаться на троне еще долго. До выхода Endless Space 3, например.

Northgard



Градостроительная стратегия со скандинавским колоритом, идеально воплотившая принцип «easy to learn, hard to master». Здесь можно найти в упрощенном виде отголоски The Settlers и еще ряда RTS — например, Rise of Nations, только без смены эпох. Все элементы собраны в уникальный коктейль, затягивающий на те самые «ну еще 15 минут — и спать».
Игроку предстоит провести викингов по сказочным землям и найти им новый дом. В Northgard для этого есть большая кампания, DLC с новыми механиками и множество уникальных кланов, число которых еще может увеличиться. Французская студия SHIRO Games продолжает развивать игру, добавляя новые кланы, корректируя баланс, улучшая интерфейс. На прошедшем в июне PC Gaming Show 2022 разработчики анонсировали новую сюжетную кампанию — она расскажет, как викинги столкнутся с Рагнареком и попытаются пережить его. Релиз ожидается грядущей зимой.

Все эти прекрасные стратегии формально доступны в большинстве современных цифровых магазинов, но увы — издатели части из них заблокировали возможность покупки своих игр для россиян. Приходится искать обходные пути, но при желании и должном усердии можно поиграть во все упомянутые выше хиты — даже вполне легально.

Обсудить