2020-е в играх: как разработчики видят ближайшее будущее
Экстрасенсы-каннибалы, ловушка виртуальной реальности и мутаген в газировке
Игровые сценаристы не меньше профессиональных фантастов любят предсказывать будущее — известных видеоигр, сюжеты которых разворачиваются в 2020-х, вышло где-то полсотни. Иногда авторы пытаются анализировать технический прогресс и социальные процессы. Иногда эксплуатируют и высмеивают страхи обывателей.
Deus Ex: Human Revolution и возможную эру кибер-имплантации уже неоднократно разбирали по полочкам. Каскадный резонанс десять лет назад не случился, и сегодня мы не живем в закрытых городах, контролируемых пришельцами из параллельной вселенной. The Division, Watch Dogs Legion или Ghost Recon: Breakpoint гораздо ближе к реальности, но недостаточно конкретны в своих высказываниях, чтобы удивлять или пугать.
Но у разработчиков есть и другие прогнозы на ближайшее десятилетие.
Red Bull не только окрыляет
В 2027 году фирма FizzCo отправит партию новейшего энергетика Overcharge Delirium XT в городок Сансет, населенный преимущественно сотрудниками компании. За пару недель любители живительной газировки превратятся в жутких монстров, одержимых желанием сожрать всех, кто не подвергся мутации. Те, кто избегал напитков с сомнительным составом и сохранил рассудок, при помощи кустарных пушек попытаются выбраться из города и разоблачить корпорацию.
Такова завязка Sunset Overdrive, экшена 2014 года от студии Insomniac Games. Это не самое популярное фантдопущение в попкультуре — обычно орды агрессивных чудовищ появляются из-за выращенного в секретной лаборатории вируса или вследствие древнего проклятия. Но некоторой части общества присущ страх перед «всякой химией», конкретно — перед энергетиками, и авторы сыграли на этой паранойе.
Не секрет, что в больших количествах стимулирующая газировка не очень-то полезна для пищевода и сердца. Кто-то верит, что после всего одной банки появится рак желудка и пропадет зрение. Но реальные исследования пока подтверждают только опасность развития аритмии — работы у ученых еще много. Что вовсе не означает, что через семь лет активного употребления фанаты какой-то одной марки не превратятся в зомби.
Судный день толерантности
В 2028 году человечество, погрязшее в пороках и чрезмерной толерантности, ждет Страшный Суд. Сам Христос сойдет с небес, не в силах больше смотреть на то, как воины социальной справедливости и излишне прогрессивные политики и бизнесмены попирают традиционный уклад. С помощью старого доброго ультранасилия и при поддержке политиков и полководцев, в образах которых угадываются вполне реальные лидеры, Иисус будет наводить порядок на Земле.
Звучит как лютый трэш, которым и является вышедшая в 2019 году Jesus Strikes Back: Judgment Day. И все остальные игры 2Genderz Productions. Там, где Insomniac подружили сатирический сюжет и неплохую игру, маленькая независимая студия на первое место ставит прямолинейное высказывание и стеб за гранью фола. Играть в этот апогей неполиткорректности и дурного вкуса, пожалуй, не стоит, но знайте: если в ближайшие годы власть в мире захватят рептилоиды, в которых угадываются Цукерберг или Сорос, сын божий вернется с гранатометом в руках.
Ни древний календарь майя, ни телевизионные экстрасенсы такого конца света не предсказывали. Но если не сбываются их пророчества — может, игровые разработчики окажутся правы? Узнаем в 2028-м.
Не нервируйте телепатов
В 2025 году в секретной лаборатории корпорации Армахем Технолоджи (ATC) произойдет бунт солдат-клонов, контролируемых взбесившимся телепатом-каннибалом Пакстоном Феттелем. На зачистку отправят штурмовую группу первого контакта — F.E.A.R., First Encounter Assault Recon (Федеральная Единица Агрессивного Реагирования в официальном русском переводе).
Дальнейшие жуткие и кровавые события, включающие пробуждение сильнейшего телепата и нашествие призраков — следствие правительственных экспериментов с паранормальными явлениями. Еще в 80-х ученые наломали дров, испортив жизнь Альме Уэйд, девочке с необычными способностями, и ее детям, полученным в результате искусственного оплодотворения. Собственный отец ставил опыты на дочери в надежде получить особь, лучше поддающуюся контролю.
Один из детей Альмы — тот самый Пакстон — спустя годы войдет в контакт с «призраком» матери и устроит научному сообществу искупление грехов через страдания. Разумеется, правительство и ATC это не остановит. Эксперименты продолжатся, чего хватит еще на две части игры.
Сегодня разрешено клонировать животных и использовать технологию для выращивания искусственного мяса, а исследования телепатии прекращены в конце 60-х за неимением достоверных результатов. Но это официальные данные, которым поклонники теорий заговоров верить не склонны. Вдруг в каком-нибудь секретном бункере DARPA, Фонда перспективных исследований, MAFAT или иных организаций прямо сейчас тренируют спецназ клонов-телепатов? Такие страшилки — благодатный материал для сценаристов.
Мощные ПК никогда не потянут Crysis
В августе 2020 года элитный спецназ в нано-костюмах высадился на тропическом острове, где северокорейские военные откопали древних кальмарообразных инопланетян. В итоге к 2023 году внеземной вирус превратит Нью-Йорк в джунгли, а в 2047-м начнется масштабное вторжение на Землю. Таково было предсказание сценаристов Crysis в 2007 году.
В реальности же это была история про мощные ПК, не способные переварить видеоигру как в 2007-м, так и в 2020-м. Несмотря на прогресс и развитие нано-технологий. И этот прогноз полностью подтвердился — вышедший в сентябре ремастер Crysis «на максималочках» еле шевелится на мощнейших современных видеокартах.
А вот о космических кальмарах пока ничего не слышно. Но учитывая, каким выдался этот год, вряд ли люди сильно удивятся нападению инопланетян.
Зато нанотехнологии настолько часто упоминались маркетологами, журналистами и гейм-дизайнерами, что давно кажутся обыденностью. Когда в новых телевизорах вдруг появляются «уникальные нано-матрицы», а СМИ рассказывают про нано-фары для «Жигулей», легко поверить, что и спецназ в нано-костюмах существует. На самом деле — нет.
Нанотехнологии применяются в микроэлектронике и при создании таких материалов, как графен. Последний действительно используют для изготовления экспериментальной экипировки для военных и гражданских спецслужб, но собственным интеллектом ни один бронежилет пока не обзавелся и суперспособности носителю не дает. Наверное.
Эскапизм 80 уровня
К 2022 технологии виртуальной реальности смогут полностью оградить органы чувств от внешнего мира, эмулируя весь спектр ощущений внутри игры. Круче, чем в «Первому игроку приготовиться», — сигнал через шлем NerveGear поступает прямо в мозг без дополнительных костюмов, перчаток, кресел и связанных с ними задержек и дискомфорта.
Благодаря полному погружению стали популярны VRMMORPG — Virtual Reality Massively Multiplayer Online Role-Playing Games. Эскапизм высшего порядка с неприятным побочным эффектом — создатели игры могут буквально запереть сознание игрока в виртуальном мире и даже «сжечь» мозг пользователя.
На этом строится сюжет манги, аниме и видеоигр серии Sword Art Online. Франшиза Bandai Namco не была первой, исследующей тему виртуальных миров как ловушек для живых людей. Но однозначно является одной из самых известных сегодня.
В нашей реальности жанр традиционных MMORPG, который якобы должен был захватить весь ПК-гейминг еще в конце 00-х годов, варится в своей нише, а сверхпопулярность обрели сессионные соревновательные игры. Индустрия VR развивается стабильно медленно — шлемы совершенствуются, но об избавлении от множества дополнительных устройств, вроде контроллеров и камер, речи пока не идет.
И уж точно к 2022 году не появится аналог NerveGear. Да и по-настоящему доступная гарнитура для широких масс, под которую крупные студии охотнее начнут делать качественные игры, вряд ли выйдет на рынок так скоро.
Объединение всех стран перед лицом инопланетных захватчиков. Вторая холодная война из-за редкоземельных элементов. Вторжение Северной Кореи в США. Восстание машин и последующее истребление человечества. Сражение с цифровыми демонами в виртуальной реальности после ядерной войны. Все эти сюжеты разработчики игр уже эксплуатировали и наверняка повторят вновь, но перенеся действие в более отдаленное будущее. Мы же будем надеяться, что у сценаристов найдутся оригинальные, пугающие или, напротив, более веселые варианты грядущего.