20 лет Counter-Strike: как создавалась легенда
Как два студента смогли сделать прорывной онлайн-шутер, и что с ними стало потом
В этом месяце исполняется 20 лет Counter-Strike, культовой модификации для Half-Life, которая стала одним из самых популярных онлайн-шутеров в мире. Спустя столько лет игра пережила несколько трансформаций, но все еще остается важнейшим представителем жанра. Сегодня мы расскажем, как созданный любителями мод превратился в культурный феномен.
Студент и его творчество
Придумал Counter-Strike Минь Ли, девятнадцатилетний студент канадского Университета Саймона Фрейзера, известный в Сети под ником Gooseman, который он взял из мультсериала «Приключения галактических рейнджеров». Ли эмигрировал в Канаду из Вьетнама, все детство провел за видеоиграми, и во многом поэтому выбрал в университете специальность «Компьютерные науки».
Во время учебы Минь серьезно увлекся игровыми редакторами и разработкой модов для Doom и Quake. Сам он признавался позже, что что, если бы не блестящий инструментарий id, он вряд ли решился бы заняться модмейкерством. По словам Ли, он всегда считал разработку игр чем-то невероятно сложным, неподвластным простым людям вроде него. Но возможность играть с редактором уровней Doom и изучать с его помощью, как устроены игры, придали ему уверенности и побудили действовать дальше.
Ли потребовался примерно год, чтобы создать свой первый большой мод — Navy Seals. Особой популярности он не добился, но в нем уже угадывались первые черты Counter-Strike. После Navy Seals Минь помогал команде моддеров The A-Team делать модели оружия для масштабной модификации Action-Quake 2. Создавали ее с оглядкой на гонконгские боевики, у нее был достаточно быстрый геймплей и правдоподобная система повреждений. Например, у персонажа, поймавшего пулю, начиналось кровотечение.
Вскоре у Минь Ли появилась идея еще одной модификации, которая была посвящена борьбе спецназа с террористами. Милитаристская тема вообще его увлекала. Он запоем смотрел фильмы вроде «Схватки», «Ронина», «Самолета президента», читал про известные террористические акты, изучал современное огнестрельное оружие. Ли вспоминает, что в тот период он стал уставать от модификаций Quake 2 и хотел попробовать что-то новое.
В 1998 году внимание юноши привлек анонс шутера Half-Life, который разрабатывала малоизвестная студия Valve. Ли очень понравилось, как компания модифицировала движок id Tech 2, да и скелетная анимация персонажей его впечатлила. Он знал, что примерно через полгода после релиза игры Valve собирается выпустить в свободный доступ инструмента для моддинга. В ожидании редактора Ли начал делать в 3ds MAX модели и объекты для будущего мода на основе Half-Life.
Формирование Counter-Strike
Во время работы над Action-Quake 2 Минь Ли познакомился с Джессом Клиффом. Тот был очень активным членом моддерского сообщества: разрабатывал сайты о популярных модах, публиковал лучшие игровые карты, писал новости. Ли рассказал ему, что хочет создать для Half-Life модификацию про террористов и спецназовцев. Клиффу идея понравилась, и он предложил свою помощь. Ли был не против.
Вскоре Клифф запустил сайт проекта, который получил название Counter-Strike. Много лет спустя Минь Ли рассказал в «Твиттере», что название игры он позаимствовал у канадского сериала «Counterstrike» («Контрудар») с Кристофером Пламмером в главной роли. Также рассматривались такие названия, как Counterrorism, Strike Force, fRAG HEADS, Counter-Terror, Terrorist Wars, Terror-Force и Counter Force. Минь Ли значился руководителем проекта, главным моделером и кодером, а Джесс Клифф отвечал за тестирование, 2D-графику, звуковые эффекты, пиар и игровой дизайн. В целом оба участника проекта вложились в него примерно поровну, хотя автором изначальной идеи был Минь. Создатели Counter-Strike работали удаленно и общались в чатах. Ли жил в Канаде, Клифф — на востоке Соединенных Штатов. Впервые они встретились лицом к лицу только в 2003 году, перед релизом Counter-Strike 1.6.
По воспоминаниям дуэта, больше всего времени заняло создание объектов, текстур и персонажей — на это ушло порядка шести месяцев. А вот на программирование понадобилось не больше двух месяцев. Пока Минь Ли заканчивал техническую часть проекта, Джесс Клифф занимался звуком (голос диктора в игре принадлежит ему), дизайном меню и раскруткой проекта. Ускорить разработку помогло то, что создатели мода сами не занимались созданием карт (чего никогда не скрывали), а ставили в игру то, что им присылали другие энтузиасты. Жестких критериев отбора присланных карт не было. «Мы принимали практически все, что нам присылали, кроме совсем уж откровенного дерьма», — вспоминал Минь Ли. Что касается оружия, Минь отбирал его исключительно по внешним качествам. Если пистолет или автомат классно смотрелся, он попадал в игру. Модели оружия автор искал в журналах и в интернете, а анимировал, руководствуясь собственными догадками о том, как каждый ствол должен выглядеть в действии.
19 июня 1999 года вышла первая бета Counter-Strike, которая включала 9 видов оружия, 4 карты и по одной модели спецназовца и террориста. «Мы уверены, что создали мод, совершенно не похожий на другие. Мы надеемся, что вы погрузитесь в пугающий и напряженный мир борьбы с терроризмом», — писали авторы Counter-Strike на сайте игры.
Успех длиной в 20 лет
Первая версия CS привлекла не слишком много игроков, но с каждым патчем сообщество разрасталось. Резкий всплеск популярности произошел осенью 1999 года. Про Counter-Strike заговорили все — игроки, журналисты, разработчики. Клифф Блезински, например, заявлял, что в игре достигнут идеальный баланс между реализмом и весельем, и отмечал, что создатели CS достигли того, к чему стремятся большинство игровых дизайнеров, но достигают немногие. В 2000 году успех Counter-Strike стал настолько масштабным, что Valve предложила Ли и Клиффу выкупить права на игру, а также взять ее создателей в штат. Те согласились без колебаний — им, по их собственным словам, было приятно, что Valve их вообще заметила.
Переехав в Сиэтл, авторы Counter-Strike продолжили развивать игру, но в какой-то момент поняли, что сообщество фанатов не хочет значительных изменений в геймплее. Пик популярности шутера пришелся на версию 1.6, в которой, как считают многие фанаты, она полностью реализовала свой потенциал. По сути, это был финальный релиз. Тогда разработчики принялись добавлять новые карты, озаботились античитом и занялись планированием будущего Counter-Strike.
В 2004 году вышла Counter-Strike: Condition Zero, в которую добавили набор одиночных миссий. Игрой занималась Ritual Entertainment, Turtle Rock Studios (будущие авторы Left 4 Dead) и сама Valve. Пресса холодно приняла проект, а игроки и вовсе его проигнорировали. Никто не хотел играть в сингл, когда существовал такой затягивающий и популярный мультиплеер.
Valve осознала, что пытаться сделать из Counter-Strike типичный экшен для одиночного прохождения — не самая лучшая идея. Игру продолжили развивать с упором на онлайн, но решили осовременить и перенести на новый движок Source, который Valve создала специально для Half-Life 2. В октябре 2004 года вышла Counter-Strike: Source, в которой, помимо обновленной графики, появилось много других изменений: изменилась отдача оружия, механика работы гранат, хитбоксы, улучшенный сетевой код. Valve возлагала на новую версию большие надежды, и пресса действительно отзывалась об игре очень тепло, но вот игрокам она приглянулась меньше, и такой же популярной, как оригинал, не стала.
Во второй половине нулевых студия начала разработку второй части игры. Counter-Strike 2 практически не имела шанса добраться до релиза. Никто в Valve не был уверен, что CS вообще нужен сиквел, а Минь Ли знал, что сообщество наверняка примет в штыки любые нововведения. Counter-Strike 2 была готова примерно на 25%, когда проект решили закрыть. После этого, по признанию Ли, у него не осталось интересных проектов, а, следовательно, и мотивации, чтобы продолжать работать в Valve. В 2006 году он уволился из компании.
Какое-то время у Valve не было четкого видения будущего Counter-Strike, пока студия Hidden Path Entertainment не попробовала перенести CS: Source на консоли. В процессе компания добавила в игру немало нововведений, и Valve посчитала, что при должном старании этот порт можно превратить в полноценное продолжение. Так в 2012-ом появилась Counter-Strike: Global Offensive, которую Valve развивает и поддерживает до сих пор.
Жизнь после Counter-Strike
После ухода из Valve Минь Ли отправился в Южную Корею, где на деньги местных инвесторов занялся онлайн-боевиком своей мечты, который он назвал Tactical Intervention. Ли добавил в игру вещи, на которые бы в жизни не осмелился при работе над Counter-Strike. Например, возможность ездить на автомобилях и натравливать на врагов собак.
Игра вышла в 2013 году, и оказалась полным провалом. Tactical Intervention выглядела дешево и ощущалась как экшен из начала двухтысячных. Проект ругали за ужасные карты, плохую проработку оружия, проблемы с пингом и неадекватную монетизацию. Минь Ли не удалось даже близко повторить успех Counter-Strike. Сам он считает причиной провала Tactical Intervention то, что она была онлайн-игрой, которая разрабатывалась без контакта с игровым сообществом. Команда не получала фидбека, и во многих аспектах авторы полагались лишь на свой опыт, которого оказалось недостаточно. Серверы Tactical Intervention быстро закрыли, а Ли уехал домой в Канаду, где следующие несколько лет работал в студии Facepunch над симулятором выживания Rust. В 2018 он вновь вернулся в Южную Корею и присоединился к компании Pearl Abyss.
Трейлер Tactical Intervention. Сейчас игру даже убрали из Steam
Пока Минь Ли искал себя, Джесс Клифф продолжал работать в Valve в качестве 3D-художника, дизайнера уровней и гейм-дизайнера. Но в начале 2018 года он познакомился на сайте знакомств с девушкой, пошел с ней на свидание, переспал, а потом оказался за решеткой. Дело в том, что его новая знакомая обратилась в полицию, потому что Джесс якобы снял их связь на видео. Мало того — выяснилось, что ей едва исполнилось 16 лет, так что над соавтором Counter-Strike нависли еще и обвинения в педофилии. Он оправдывался тем, что девушка выглядела на 23 года, а при регистрации на сайте знакомств пользователи обязаны были подтвердить, что им уже исполнилось 18. Но дело оказалось серьезным. Клифф пошел на сделку с обвинением, признал вину и был приговорен к году условного заключения, из которого в итоге отсидел всего 57 дней.
Минь Ли и Джесс Клифф не раз выражали мнение, что популярность их игры будет кратковременной. Они считали, что на смену Counter-Strike скоро придут другие онлайн-шутеры, которые обязательно вызовут отток аудитории. Однако прошло 20 лет, индустрия видеоигр пополнилась сотнями разнообразных сетевых экшенов, но Counter-Strike до сих пор живее всех живых. Несмотря на довольно вялую поддержку со стороны Valve, среднесуточный онлайн Counter-Strike: Global Offensive насчитывает больше 300 000 игроков. В пиковые моменты этот показатель переваливает за 800 000. И пока не заметно, чтобы популярность игры падала. Возможно, пройдет еще 20 лет, а игроки будут продолжать нескончаемые бои на легендарных картах за террористов и «контров».