Оглавление

«451 градус по Фаренгейту»: впечатления от фильма

Экранизация классического романа, которая умудрилась устареть еще до выхода

Антиутопия Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» занимает особое место в истории научной фантастики. Несмотря на то, что первое издание книги было опубликовано 65 лет назад, ее продолжают читать, а совсем недавно канал HBO экранизировал роман, подписав на главные роли Майкла Б. Джордана («Черная пантера», «Крид») и Майкла Шеннона («Форма воды», «Укрытие»).

Главный герой, которого играет Джордан - пожарный по имени Гай Монтег. Правда, в будущем, где разворачивается действие фильма, пожарные не тушат огонь, а сжигают книги, кинопленку с фильмами и вообще - любые предметы искусства. Как объясняет персонаж Шеннона, начальник Монтега, поступают они так потому, что искусство вызывает безумие. Огромное количество противоречащих друг другу точек зрения лишь запутывает людей и мешает им быть по-настоящему счастливыми. Но постепенно Монтег начинает сомневаться, действительно ли он делает правое дело. Он крадет из обреченной на сожжение подпольной библиотеки томик Достоевского, знакомится с представителями культурного сопротивления и в конце концов примыкает к ним.



С сюжетом первоисточника авторы картины обошлись местами очень вольно, пытаясь осовременить историю. Отчасти это понятно - все-таки писался «451 градус» совсем в другое время. Сам Брэдбери говорил, что главная тема «Фаренгейта» - добровольный отказ от культуры и в первую очередь чтения в эпоху, когда все более важное место в обществе завоевывают виды развлечений, которые он сам считал «бездумными». То есть, например, телевидение и комиксы. В наши дни уже понятно, что страхи писателя были скорее беспочвенными. Те же комиксы превратились в итоге в самостоятельный вид искусства, который не отвращает людей от чтения, а комбинирует разные медиа под одной обложкой. Что же касается телевидения, то немного даже иронично, что новую экранизацию романа снял один из крупнейших американских телеканалов. Да и вообще - малый экран давно успешно конкурирует с большим по качеству контента, и мало кому придет в голову назвать современные теледрамы совсем уж «бездумным развлечением». Ну и главное - литература никуда не делась.

Так что в 2018 году пришлось искать новое пугало, и на его роль в фильме определили интернет. Ключевые сцены «451 градуса» транслируются на огромные экраны, смонтированные прямо на стенах высоченных небоскребов, а зрители, как бешеные, ставят этому зрелищу лайки и пишут глубокомысленные комментарии, вроде «Монтег красава!» и «Сожги их!» Даже книги, как выясняется, не уничтожают совсем - классику переводят на язык эмодзи и выкладывают в сеть.



Главная проблема фильма в том, что его создатели, кажется, слишком уж напуганы нашествием модных гаджетов, интернет-общения и других кошмаров XXI века. Этот страх мешает проанализировать события и понять, что по-настоящему страшно совсем другое. Беда современного мира даже не в диктаторах, пытающихся подавить свободную мысль, опираясь на поддержку безграмотной толпы. А в бесконечных потоках противоречивой информации, которые захлестывают человека со всех сторон, так что невозможно разобраться, где правда, а где ложь. Именно управляемая информационная перегрузка, а не старомодное насаждение единомыслия, скорее всего станет главным инструментом тиранов нового времени, но авторы «451 градуса» этого явно не понимают. В результате у них получается луддитская агитка в жанре «старичье орет на облако», а сам фильм оказывается устаревшим уже в день премьеры.

Есть вопросы и непосредственно к тому, как снят новый «Фаренгейт». Например, в фильме, как и в книге, есть сцена самосожжения, которая получилась абсолютно беззубой. Все происходит максимально чинно и благородно, пожираемый огнем персонаж не издает ни звука, уходя в мир иной с гордо поднятой головой, хотя легко догадаться, что горящий человек ведет себя совсем иначе. Опасаясь, видимо, слишком высокого возрастного рейтинга, авторы фильма сделали этот эпизод настолько стерильным, что мы бы на месте персонажа обиделись за такое обесценивание морального подвига.



Встречаются в сюжете и попросту нелогичные ходы. Почти вся вторая половина экранизации посвящена плану подпольщиков сохранить культурное наследие. Пересказывать мы его не будем, чтобы избежать спойлеров, но скажем честно - и сама схема, и то, как реагируют на нее власти, кажутся полной чушью.

В общем, вопросов к фильму очень много. Хоть как-то искупает потраченное на него время работа Джордана и Шеннона. Оба актера настолько харизматичны, что, кажется, заставь их разыгрывать перед камерой «Колобка» - и то получится не совсем плохо. В остальном же «451 градус по Фаренгейту» - очень слабое кино, создатели которого попытались пересказать новому поколению культовый сюжет, попутно сделав его более актуальным. Но получились в итоге бессмысленные излияния о том, что интернет и эти ваши гаджеты это безусловно плохо, а книжки - безусловно хорошо. В какой-то момент в кадре даже появляется обложка гитлеровской «Моей борьбы», будто кино пытается таким образом намекнуть нам, что обсуждения и права на жизнь достойны любые идеи - даже такие людоедские. Впрочем, не исключено, что это была и ирония, ведь через пару минут вся гора книг станет кучей пепла, а нацисты, как известно, были большие любители таких костров.

Обсудить