5 главных игровых юбилеев во второй половине 2021 года

The Elder Scrolls V: Skyrim, Metroid и другие хиты

Как мы уже отмечали, этот год выдался для игровой индустрии богатым на громкие даты. Вы, возможно, читали нашу подборку, посвященную юбилеям видеоигр, выпавшим на первую половину 2021 года. Теперь же пришло время вспомнить тех, кого мы станем чествовать во второй его половине.

Metroid





Дата релиза: 6 августа
Возраст: 35 лет

На дворе 20Х5 год. Ученые открывают новую форму жизни, которая способна буквально высасывать жизненные силы из других организмов. Об открытии узнают космические пираты, которые нападают на лабораторию, где проходят исследования, и крадут подопытных, рассчитывая превратить их в биологическое оружие, чтобы окончательно подмять под себя галактику. Власти пытаются совершить контратаку на пиратскую базу, но все заканчивается крахом. Тогда командование отправляет в логово врага специального агента — одинокую охотницу за головами, которая должна добраться до сердца базы и уничтожить центральный супермозг. Так начинается Metroid — игра, которая встала у истоков целого жанра и повлияла на развитие индустрии в целом.

Продюсером проекта был легендарный Гунпей Йокои (создатель Game & Watch; человек, придумавший крестовину, которую мы привыкли видеть на геймпадах, и подаривший миру Game Boy), а под его началом работала молодая команда, многие члены которой к тому моменту почти ничем себя не проявили. Это, судя по всему, было нормальной историей для Nintendo в те годы, хотя стоит помнить, что и индустрия в целом еще была молода. Чуть ли не самым заслуженным членом команды был композитор Хирокадзу Танака, который к тому моменту успел написать музыку для двух с лишним десятков игр. Он позже рассказывал, что разработчики Metroid мало заботились о субординации и разделении труда, поэтому человек, который, например, сочинял музыку, мог параллельно придумывать названия для различных локаций и давать советы по поводу графики.

Одними из главных источников вдохновения для команды стали «Чужой» Ридли Скотта и работы Ганса Гигера. Заметить их влияние несложно — достаточно взглянуть на монстров, которые противостоят главной героине Metroid, Самус, и на то, как выглядят сами уровни. Тут и правда того и гляди из-за угла выскочит лицехват. Но назвать авторов игры простыми эпигонами, которые лишь творчески переработали придуманное другими, нельзя. Оригинальная Metroid довольно сильно изменила само понимание того, какими могут быть интерактивные экшены. Здесь, например, появились постоянные апгрейды, которые не просто облегчали игроку жизнь, но оставались с ним навсегда и были попросту необходимы, чтобы достичь финала. По тем временам это звучало очень свежо. Как, впрочем, и необходимость возвращаться в уже пройденные зоны, чтобы открыть путь в прежде недоступные регионы игрового мира.

Но интересно также, что Metroid держалась не на одном лишь эффекте новизны. Даже сегодня, когда такими приемами игрока не удивишь, во все части сериала играть по-прежнему очень интересно, а это уже явный признак величия. Вот только новые выпуски Metroid выходят не так часто, как того хотелось бы.

Crash Bandicoot





Дата релиза: 9 сентября
Возраст: 25 лет

Сейчас студия Naughty Dog известна в первую очередь благодаря дорогим кинематографичным играм, но начиналось все совсем иначе. Первым проектом компании, например, стала образовательная игра Math Jam, а вторым — спортивная Ski Crazed. Настоящую же известность Naughty Dog принес платформер Crash Bandicoot, который вышел на PlayStation в сентябре 1996 года.

Началось все с того, что основатели компании Энди Гэвин и Джейсон Рубин обратили внимание, что все больше игр используют полноценную трехмерную графику. Вот только трехмерных платформеров на рынке тогда не было, а Энди и Джейсон любили этот жанр всем сердцем. Они принялись обсуждать, как могла бы выглядеть такая игра и даже придумали гипотетическому проекту шуточное название Sonic’s Ass Game («Игра про жопу Соника»), потому что предположили (небезосновательно) что игроку придется большую часть времени любоваться на, скажем так, тыльную часть персонажа.

Постепенно проект обретал все более конкретные черты и его начали обсуждать с потенциальным издателем — Universal Interactive Studios. Там идею одобрили, выделили команде бюджет почти в $2 млн и велели приниматься за работу. В качестве платформы была выбрана оригинальная PlayStation, которую авторы игры считали наиболее «сексуальной» и удобной в разработке. Хорошие продажи консоли, конечно, тоже сыграли важную роль.

Придумывая главного героя, команда ориентировалась на Sega и Warner Bros. с их Соником и тасманийским дьяволом Тасом. Решено было взять за основу какое-нибудь реально существующее животное, живущее в Австралии. В качестве кандидатов рассматривались вомбат, кенгуровая крыса потору и бандикут. Победил, как мы знаем, последний.

В процессе разработки Naughty Dog пришлось столкнуться со множеством технических проблем, потому что PlayStaion хоть и была довольно продвинутой для своего времени, но все же накладывала немало ограничений. Команде, например, пришлось придумывать, как заставить систему с небольшим объемом оперативной памяти быстро загружать довольно солидных размеров уровни (которые уже и так были серьезно ужаты с помощью специально созданных алгоритмов). Наконец, возникла некоторая напряженность в отношениях с издателем, который решил присвоить все лавры себе и даже запретил представителям Naughty Dog приезжать на первую Е3, где должна была пройти демонстрация Crash Bandicoot.

Но, несмотря на все эти проблемы, игра вышла, а ее герой даже стал на время своеобразным маскотом PlayStation. И уж точно ни у кого сейчас не возникнет вопроса, кто именно придумал и выпустил Crash Bandicoot — один из самых известных платформеров в истории индустрии.

Pokemon





Дата релиза: 28 сентября
Возраст: 25 лет

До недавнего времени принято было считать «Покемонов» в первую очередь детским развлечением. Некоторые и сейчас воспринимают сериал именно так, но это уже какая-то совсем фантастическая поп-культурная слепота. Потому что, как особенно наглядно показала история с Pokemon Go, выросшие бок о бок с покемонами дети взрослеют, но про охоту на карманных монстров забывать как-то не спешат. Да и новая аудитория явно появляется.

Это особенно удивительно, учитывая, что серия выросла из любви Сатоси Тадзири, основателя студии Game Freak, к коллекционированию насекомых (которых многие, скажем прямо, недолюбливают). Он так обожал это занятие, что в какой-то момент решил дать всему миру возможность узнать, насколько это захватывающее хобби. Тем более, что, по мнению Сатоси, современные дети слишком мало взаимодействуют с природой, и лучше уж виртуальная природа, чем совсем никакой.

Так и появилась на свет серия, в которой игроки охотятся на сотни фантастических существ, тренируют их, обмениваются ими и устраивают между ними сражения. Простая, казалось бы, геймплейная формула оказалась настолько долговечной, что в целом осталась практически неизменной на протяжении четверти века. Pokemon — это не про сюрпризы и революцию, а про то, как приятно раз в несколько лет возвращаться в любимую игру — обновленную, более симпатичную, дополненную какими-то новыми элементами, но такую знакомую и уютную. Показательно, что главные скандалы, связанные с последним выпуском сериала, Sword & Shield, возникли из-за того, что, как показалось хардкорным фанатам, в игре стали чуть хуже анимации, а также из-за отказа разработчиков добавлять в игру абсолютно всех покемонов предыдущих поколений. То есть, если говорить очень упрощенно, проблема была в том, что какие-то аспекты игры оказались НЕ такими же, как раньше.

The Elder Scrolls 5: Skyrim





Дата релиза: 11 ноября
Возраст: 10 лет

Мало какая игровая серия может похвастаться такой же богатой историей, как The Elder Scrolls. Если опрашивать хардкорных фанатов, то почти наверняка большинство назовет любимой игрой Morrowind, но и Skyrim занимает в наших сердцах важное место. После довольно скучного Сиродиила, сказочный (и сказочно же прекрасный по тем временам) Скайрим буквально покорил многих из нас. Автор этих строк, например, до сих пор помнит восторг, который испытывал, впервые поднимаясь в обитель Седобородых. Вокруг раскинулся необъятный простор, горные вершины покрыты снежными шапками. Ветер поднимает поземку, а слегка замерзший конь недовольно всхрапывает, но продолжает тащиться в гору. Тогда казалось, что ничего прекраснее уже просто не будет, потому что не может быть.

Но внешняя красота стала лишь одной из причин, по которым мы полюбили Skyrim. Еще это была игра, в которой приключения ждали практически повсюду. Хотелось обшарить каждый уголок огромной карты, поговорить со всем NPC, выполнить все квесты, прочитать все свитки. В игре было столько ВСЕГО, что иногда от этого становилось даже немного жутковато. Даже побочные квестовые линейки иногда заводили игрока в совершенно неожиданные дебри. Можно было, например, присоединиться к ордену гордых искателей приключений, а спустя много часов узнать вдруг, что многие боевые товарищи — на самом деле оборотни. И предлагают вам тот же дар (или проклятие — как посмотреть).

Удивительно долговечной игра вышла и благодаря поддержке модов. С их помощью Skyrim можно сделать еще красивее, добавить в нее разных нелепостей (например, заменить всех драконов на персонажей мультфильма “Паровозик Томас”) или вообще превратить ее в совершенно другую игру (см., например, Enderal: Forgotten Stories).

Halo





Дата релиза: 15 ноября
Возраст: 20 лет

О том, при каких обстоятельствах появился и через какие трансформации прошел сериал Halo, можно было бы написать отдельную статью или даже снять остросюжетный документальный фильм. Компания Bungie довольно долго не знала даже, к какому жанру будет относиться задуманная игра, поэтому Halo могла бы стать стратегией в реальном времени (что действительно случилось, но много позже) или даже RPG. Определяться пришлось практически в последний момент, когда студию, которая влезла в большие долги, купила Microsoft. Релиз игры, которая к тому моменту была скорее набором разрозненных идей, решили привязать к запуску первой модели Xbox, а оставалось до него меньше года.

Из-за этого разработчикам пришлось очень несладко, и от многих задумок они в итоге вынуждены были отказаться. Продолжительность сюжетной кампании урезали примерно вполовину, идею сделать открытый мир похоронили. А всего за 4 месяца до релиза команда поняла, что мультиплеер получается попросту скучным, и начала переделывать его с нуля. После такого ожидаешь в лучшем случае скромного успеха, а скорее даже громкого провала. Но Halo не просто не провалилась — она добилась оглушительного успеха, завоевала множество поклонников по всему миру. Кроме того, она без преувеличения изменила индустрию. До Halo шутеры от первого лица были на консолях скорее аномалией, хоть иногда и встречались. Bungie же удалось наконец сделать так, чтобы играть в FPS при помощи геймпада стало интересно, и жанр буквально обрел новую жизнь.

Даже сейчас, когда создатели оригинала заняты другими проектами, Halo явно не собирается на покой. Не обходится, конечно, без неприятностей. Релиз последней части, Halo Infinite, пришлось отложить, из-за чего Xbox Series X фактически вышла без настоящего эксклюзива нового поколения. Да и последняя демонстрация Infinite вызвала смешанную реакцию. Но, как мы видим из истории сериала, в такой ситуации он оказывается не впервые. И пока все заканчивалось хорошо.

Чем дальше, тем больше будет в нашем календаре таких важных дат. Это по-своему важно, потому что может служить одним из индикаторов взросления игровой индустрии. И думается нам, что в обозримом будущем процесс этот точно не закончится. Видеоигры, которые еще недавно казались экзотическим развлечением для отщепенцев, уже настолько глубоко проникли в популярную культуру, что, скорее всего, будут теперь в той или иной форме сопровождать человечество до самого конца истории. Мы же будем только рады и дальше вместе с вами наблюдать за тем, как все развивается.

Обсудить