5 самых жутких кошмаров японских школьниц (18+)
Чем пугают игроков создатели цикла Project Zero
В жанре японских хорроров есть свои суперзвезды, так или иначе адаптированные для западного зрителя: кажется, что «Звонок» чуть ли не популярнее на Западе, чем на родине. С играми ситуация двоякая. Японские разработчики либо делают ужастики изначально для широкой аудитории и не включают туда почти ничего из фольклора, либо, напротив, фокусируют все свое внимание на местных городских легендах и преданиях. Почти забытая серия Project Zero (в Японии — Fatal Frame) как раз из числа последних. То, что кажется на первый взгляд простым японским призраком, для своей аудитории является клубком отсылок, аллегорий и интерпретаций. К выходу Project Zero Maiden of Black Water вспоминаем самые жуткие потусторонние кошмары, основанные на (надеемся) вымышленных ритуалах в сюжетах серии, после знакомства с которыми вы вряд ли захотите когда бы то ни было посещать японские храмы и заброшенные деревни.
Близнецы Аканэ и Адзами
В Project Zero регулярно используется уловка «изолированных деревень» — небольших поселений в горах, часто полностью отгороженных от окружающего мира и практикующих нигде больше не встречающиеся религиозные крайности.
Одним из самых ярких примеров служит история близняшек Аканэ и Адзами из Project Zero 2. Согласно преданиям деревни, в которой они родились, близнецы — это одна душа, разделенная между двумя телами, и чтобы избежать злого рока (и защитить все поселение от сил зла и гибели), необходимо ее снова воссоединить. Для этого по достижении детьми определённого возраста (обычно пятнадцати лет) нужно провести особый ритуал: на специальном алтаре младшая сестра (на самом деле, старшая — по обычаям деревни первая родившаяся девочка считается младшей) должна задушить старшую. После этого выжившая получает специальную отметку на шее в форме бабочки, символизирующей ее вознесшуюся сестру.
В случае с Аканэ и Адзами ритуал был успешно завершен, но задушившая сестру Аканэ быстро впала в депрессию. Пока мрачные мысли одолевали ребенка, ее отец смастерил очень похожую на Адзами куклу. Казалось, что это решило проблему. Аканэ проводила с ней много времени, разговаривала и смеялась, перешептывалась и уверяла, что сестра с ней разговаривает. Кукла оказалась одержимой злым духом и заставила Аканэ убить отца.
Разумеется, ритуалы не всегда заканчивались так, как того хотелось бы верующим жителям деревни. История одного из призраков в игре как раз освещает еще более страшные события. Близнецы Саэ и Яэ не хотели проводить ритуал — во всяком случае, так думала Яэ, которая спланировала побег. Саэ сделала вид, что сестра ее убедила, но в ночь бегства нарочно споткнулась и не покинула деревню. Жители решили провести ритуал хотя бы с одной из сестер и повесили ее, но так как такого жертвоприношения оказалось недостаточно, Саэ оказалась одержима и перевоплотилась в виде призрака. Сцена смеха Саэ — одна из самых жутких в Project Zero 2.
Связанная дева
Очередная забытая деревенская традиция, на сей раз из первого выпуска Project Zero: приносить в жертву «связанную деву» — молодую девушку, чьи духовные силы (определенные в ходе чудовищной детской игры) превосходят силы остальных по мнению семьи Химуро. До этого ее изолируют в доме Химуро на 3669 дней, чтобы порвать все связи с внешним миром и не дать создать новые привязанности к людям. Ритуал проводится для того, чтобы запечатать врата в ад и не дать злым силам проникнуть в деревню. Сам ритуал проводится следующим образом: девушку кладут на специальный алтарь (служащий воротами в ад), голову, ноги и руки привязывают к вращающимся механизмам — получается, что она лежит в форме пятиконечной звезды. Священники читают молитвы и толкают механизмы, натягивая веревки; девушка погибает от удушения, при этом — хотя в игре это не показано — ее конечности рвутся, из-за чего веревки должны пропитаться ее кровью. Именно они будут сдерживать демонов и призраков следующие десять лет.
Ослепленная дева
До проведения ритуала удушения со связанной девой в первой части Project Zero, другую девушку отводят в комнату ослепления. Чтобы успокоить духов под домом Химуро и открыть проход к алтарю, на котором и будет принесена в жертву связанная дева, используют специальную маску. В глазных проемах у нее установлено два колышка; два священника удерживают девушку, пока третий надевает на нее маску, надавливая на лицо — тем самым вгоняя колышки ей в глаза. Согласно преданиям, именно кровь «слепит» призраков и не дает им помешать ритуалу.
Синдром лунного успокоения
В основе сюжета четвертого выпуска сериала, вышедшего только в Японии, лежит определенное заболевание, встречающееся только у жителей острова Рогецу. Местные назвали его синдромом лунного успокоения и его симптомы варьируются от случая к случаю — как и способы лечения, от помещения в санаторий до синтоистских ритуалов. Симптомы, впрочем, кажутся безобидными: больные жалуются на потерю памяти, головокружение, хождение во сне, иногда конвульсивные танцы. Всех жертв объединяет стремление отыскать ночью лунный свет. Настоящие проблемы начинаются с лунным затмением, когда состояние больных резко ухудшается. Страдающие синдромом также подвержены нервозности, страдают от мании преследования, живут под нарастающим стрессом и часто сходят с ума. На самой поздней стадии заболевания пациенты начинают «цвести» — им кажется, что вместо лица у них обезображенное нечто, после смерти несчастные возвращаются в мир живых такими же кошмарными призраками. Чтобы предотвратить это, священники специальным ножом срезают лица покойных.
Собственная квартира
По сюжету Project Zero самые плохие вещи случаются где-то далеко от дома. Заброшенные деревни, больницы, старинные японские замки и катакомбы — где-то там, не рядом. Традиционно, героиня «сражается» с привидениями, используя специальную старинную фотокамеру. Точно так же работает и сюжет третьей части Project Zero, в которой главная героиня по имени Рэй Куросава сталкивается с необъяснимыми потусторонними явлениями, пытаясь справиться с трагической гибелью жениха. Рэй попадает под проклятье старинного дома, обитатели которого терзаются ужасными видениями в грезах. Исследуя «дворец сна», героиня сталкивается с привидением, прикосновение которого оставляет на ее теле татуировку, которая переносится в реальный мир. По мере развития сюжета и знакомства с остальными героями этой истории, татуировка Рэй разрастается, а ее дом начинают посещать привидения из ночных кошмаров. Это ломает логику Project Zero и пугает сильнее всего: собственная обитель, оазис спокойствия, вдруг оказывается населен страшными существами. Остерегайтесь зеркал!
Татуировка Рэй — это отсылка к еще одному древнему ритуалу из игры. Выбранную девушку покрывают специальными узорами, символизирующими боль и утрату, в качестве чернил используя кровь живых и плоть мертвых. Затем дева совершает молитву в специальной комнате, отстраняясь от мирских забот и переживаний. После этого четыре служанки прибивают ее конечности шипами, чтобы она оставалась недвижима во время выполнения ритуала. Молитвами священники успокаивают жертву, погружая ее в сон. Дева должна сохранять полное спокойствие, не реагировать на боль, не пытаться вырваться, а самое главное — спать. Если же ритуал нарушить — дева подвергнется сомнениям, не сможет уснуть или не сможет контролировать боль — то духов требуется задобрить иным способом. Кожа вместе с нанесенными татуировками сдирается с жертвы и кладется на алтарь, тогда как ее тело погружается в лодку и отправляется в путь «на ту сторону».