Оглавление

5 самых жутких легенд и мифов об играх

Байки, которые геймеры пересказывают друг другу

В мире всегда хватало места для небылиц. Мифы и легенды столетиями передавались из уст в уста. Чтобы история звучала интереснее или пугающе, рассказчик мог запросто ввернуть пару новых подробностей. С появлением интернета байки никуда не делись. Наоборот, они переехали в онлайн, сформировав сетевой фольклор.

Страшные и жуткие истории в цифровом пространстве называют крипипастой — словосочетанием, образованным от английского creepy («жуткий») и copypaste («копировать и вставлять текст»). Многие из них, само собой, посвящены видеоиграм. В нашей подборке — самые известные и зловещие байки.

Аркадный игровой автомат Polybius





В начале 2000-х американские подростки стращали друг друга историями об аркадном автомате Polybius. Согласно описаниям, выглядел он минималистично — черный корпус, зеленые джойстики и логотип на передней панели. Игра, которая на нем шла, якобы напоминала популярный шутер Tempest (1981) от Atari, причем в ней были и лабиринты, как в Pac-Man, и пространственные головоломки.

Легенда утверждала, что почти все, кому удалось поиграть в Polybius, потом жаловались на проблемы со здоровьем — от кошмаров и эпилептических припадков до частичной амнезии, а кто-то и вовсе покончил с собой. Но жертв оказалось немного, потому что автоматы выставили только в одном аркадном зале в Портленде, откуда их быстро увезли «люди в черном». И все это, дескать, было частью секретного правительственного эксперимента по созданию психотропного оружия.



В некоторых вариациях истории заодно утверждается, что спецслужбы внимательно следили за таблицами рекордов в аркадных залах, а лучшие игроки получали предложение, от которого было «трудно отказаться».

Существовал ли Polybius на самом деле, неизвестно — нет никаких документальных подтверждений. Журналист Стюарт Браун (автор YouTube-канала Ahoy) убежден, что за историей о Polybius стоит Курт Коллер — создатель портала об аркадных автоматах coinop.org. Он утверждает, будто Коллер придумал легенду, основываясь на культуре 1980-х, чтобы нагнать трафика на свой сайт.



Есть и другая история, чуть более правдивая. Она связана с аркадным автоматом Berzerk. В 1981 году юноша Джефф Дейли скончался сразу после прохождения игры. Спустя год во время ввода имени в строку лучшего результата умер 18-летний Питер Бурковски. По официальным данным, в обоих случаях причиной смерти стал сердечный приступ.


Музыка «Лавандового города»





В феврале 1996 года на портативной консоли Game Boy появилась первая игра из серии «Покемон». Вернее, первая пара игр — Pocket Monsters: Red and Green — потому что выпуски Pokemon всегда выходили в двух, а то и в трех версиях. Они различались некоторыми покемонами — способ мотивировать игроков обмениваться недостающими “карманными монстрами”. Согласно интернет-легенде, когда Red and Green вышла в Японии, то привела к всплеску самоубийств среди игроков-детей. Многие жаловались на недомогания — головную боль, кровотечение из носа и резкие перепады настроения.

В крипипасте утверждалось, что на необычное поведение детей влияла специфическая музыка из локации «Лавандовый город» (Lavender Town). Дескать, высокие бинауральные ритмы повреждали мозг ребенка, в то время как на взрослого не оказывали никакого воздействия, и когда разработчики узнали об этом, то полностью изменили музыкальную тему в версии для международного рынка без объяснения причин.

На деле музыка никак не влияла на детей. Тем не менее, история быстро стала популярной. Со временем она обросла новыми деталями — например, на спектрограммы музыки из «Лавандового города» добавляли привидений при помощи графических редакторов.

Херобрайн





10 лет назад в Интернете появился миф об умершем брате Маркуса Notch Перссона (создатель Minecraft), который выглядел как шахтер-призрак. Существо с белыми глазами прозвали Херобрайном. Первый рассказ о таинственном герое, который возникал на границе с туманом, опубликовали на имиджборде 4chan. В тексте утверждалось, будто Херобрайн сам строил пирамиды и рыл тоннели 2 на 2, а также удалял темы на форуме с упоминанием себя.

Своей популярностью персонаж был обязан стримеру Copeland. Вымышленный герой неоднократно появлялся на его трансляциях, после чего история и пошла в народ. Когда до разработчиков добрался миф про Херобрайна, они не стали развенчивать его. Персонаж несколько раз намеренно упоминался в описаниях к обновлениям игры. Только спустя три года Маркус Перссон признался, что в мире никогда не существовало ни его мертвого брата, ни самого Херобрайна.

Тем не менее шахтер-призрак никуда не исчез. При желании его можно добавить в игру, установив один из многочисленных модов для Minecraft.

Советский ужастик Killswitch





Если верить легендам, в Советском Союзе существовал не только «Тетрис», но и депрессивный платформер про вторжение демонов под названием Killswitch. Игра якобы вышла на дискетах в 1989 году и разошлась тиражом в 5-10 тысяч копий. Экземпляры невероятно ценились из-за геймплейной особенности — после прохождения Killswitch автоматически стиралась с носителя.

Согласно крипипасте, многие годы игра считалась безвозвратно утерянной. В 2005 году японец Ямамото Рюити нашел на аукционе eBay последнюю нераспечатанную копию Killswitch и приобрел ее за $733 тыс. Он хотел задокументировать прохождение и опубликовать видео на YouTube. Однако в сеть загрузили только один ролик, в котором измученный Рюити плакал у компьютера, а за его спиной виднелся экран с выбором персонажа.

Миф развеяла писательница Кэтрин М. Валенте. В 2013 году она опубликовала книгу The Melancholy of Mechagirl, где и рассказала, что придумала историю про мистический советский платформер.

Игру назвали Killswitch в честь одноименного эпизода из сериала «Секретные материалы». Одним из его сценаристов был Уильям Гибсон, он же автор самоуничтожающейся поэмы «Агриппа (Книга мертвых)». Произведение распространялось на дискете, которую вкладывали в обложку художественного альбома Денниса Эшбо.


Pale Luna





В байку про Pale Luna очень легко поверить, хотя такой текстовый квест никогда не существовал. Как утверждает крипипаста, в игре нужно набирать команды и ходить по лесу в поисках места для захоронения золота. Каждое неверное решение приводит к зависанию компьютера. Чтобы начать заново, требуется перезагрузка. Некий Майкл Невинс якобы оказался единственным, кто добрался до финала и получил числа 40.24248 и -121.4434 — координаты широты и долготы, которые указывали на место в национальном парке Лассен-Волканик.

Герой байки предположил, что там зарыто сокровище. Он вооружился картой, компасом и лопатой. Однако на месте не оказалось никаких сокровищ — только отрубленная голова 11-летней девочки. В полиции утверждали, будто бы это пропавшая полтора года назад Карен Полсен из Сан-Диего. Легенда заканчивалась тем, что ни тела девочки, ни автора программы обнаружить не удалось.

Миф успешно существовал многие годы, а его автора обнаружили только спустя 8 лет после публикации текста на странице в Facebook. Им оказался гражданин Канады Михаил Хоноридез — большой любитель страшилок.

Сегодня такие байки не редкость. В центре внимания оказываются не только видеоигры, но и стримеры, мифы про которых придумывают фанаты. И хотя на дворе 2020 год, люди ежедневно сочиняют все новые небылицы и заставляют в них поверить остальных.

Обсудить