Оглавление

50 интересных фактов о Джордже Мартине, «Песне Льда и Огня» и ее адаптациях

То, что вы могли не знать о популярнейшей фэнтезийной саге современности, ее создателе и адаптациях

Стартовал первый сезон «Дома Драконов», приквела культовой «Игры престолов». Действие нового сериала разворачивается более чем за полтора века до уже знакомых нам событий. Во времена, когда вспыхнула гражданская война между двумя ветвями династии Таргариенов. Обе стороны имели в своем распоряжении драконов и вовсю использовали их в конфликте, и в результате драконов в Семи королевствах практически не осталось. В честь долгожданной премьеры мы собрали любопытные факты о Джордже Мартине, его цикле и экранизациях.

В детстве Джордж Мартин сочинял истории про своих черепашек. Они жили в игрушечном замке, и будущий писатель представлял, что это рыцари и короли, которые плетут интриги и борются друг с другом за власть.

Маленький Мартин подрабатывал, рассказывая другим детям страшные истории. «Бизнес» пришлось свернуть, после того, как у одного из ребятишек начались кошмары и его мама пожаловалась на Джорджа его родителям.

Джордж Мартин стал известным писателем задолго до выхода «Игры престолов». Литературный дебют Мартина состоялся в 1971 году, когда в февральском номере журнала Galaxy вышел его рассказ «Герой». На заре своей карьеры автор работал преимущественно в жанрах научной фантастики, постапокалипсисов и ужасов.

Писатель специализировался на повестях и рассказах. На его счету множество произведений в малой форме, а вот романов до «Игры престолов» он выпустил всего шесть. Причем два из них написаны в соавторстве, а один, «Путешествия Тафа», это — роман в повестях.



Поначалу литература не приносила ему достаточно денег для комфортной жизни. Поэтому Мартин подрабатывал в качестве организатора шахматных турниров и преподавателя в университете.

Проект Мартина «Дикие карты» «вырос» из настольной игры. На протяжении двух лет Джордж Мартин был мастером в настольной ролевой игре про супергероев, игроками в которой выступали несколько других известных писателей. После окончания кампании, Мартину стало жаль бросать мир, персонажей и сюжеты. Вместе с игроками, а также рядом других писателей, среди которых были Роджер Желязны, Говард Уолдроп и Пэт Кэдиган, он запустил межавторский проект «Дикие карты» о мире, где вскоре после Второй мировой войны появились супергерои. Каждый том серии был сборником историй, написанных разными авторами. «Дикие карты» насчитывают уже три десятка книг и продолжают выходить по сей день.

В 1987 году Нил Гейман предложил в рамках «Диких карт» рассказать историю о герое, живущем в мире снов. Мартин ответил отказом, потому что Гейман был еще очень неопытным автором. В итоге он реализовал свою задумку, перезагрузив для DC Comic «Песочного человека», что принесло ему первую славу.

В середине 80-х годов Мартин начал работать в Голливуде. После коммерческого провала своего четвертого романа, The Armageddon Rag, Джордж подумывал завязать с литературой и решил поработать себя на телевидении. Он трудился в качестве сценариста и продюсера над перезагрузкой «Сумеречной зоны» и «Красавицей и чудовищем», а также разработал несколько собственных проектов. Мартин получал неплохие деньги, но удрученный тем, что большинство его наработок раз за разом оставались нереализованными, решил вернуться к активной литературной деятельности.

Интерес Мартина к фэнтези вернул Тэд Уильямс. Джордж не скрывает любви к «Властелину колец», но затем стал прохладно относиться к фэнтези из-за многочисленных подражателей Толкина. Можно сказать, вернул веру Мартина в жанр Тэд Уильямс, написавший цикл «Память, Скорбь и Шип». Он отличался от большинства фэнтези 80-х глубоким психологизмом, неоднозначными персонажами и фокусом на интригах. Прочитав книги Уильямса, Мартин задумался о том, чтобы самому написать фэнтезийный эпик. Внимательные читатели нашли в «Песне льда и огня» немало отсылок к книгам Уильямса.

В 1991 году Мартин начал писать фантастический роман «Авалон». Едва автор начал, как ему в голову пришла сцена с детьми, которые наблюдают за казнью преступника и затем находят волчат — одна из первых сцен будущей «Игры престолов». Джордж отложил «Авалон» и переключился на новую историю, но полностью посвятил себя ей только после того, как окончательно поставил точку в «голливудском» этапе своей карьеры.




Изначально Мартин планировал трилогию. Однако со временем история стала приобретать такие масштабы, что стало понятно, что в три тома писатель не уложится. Сейчас в цикле запланировано семь романов, и вот уже более десяти лет, с 2011 года, писатель трудится над шестым томом, «Ветрами зимы».

В 2019 году в Сети появился синопсиса цикла, который Мартин отправил своему агенту, когда начал работать над «Игрой престолов». Многие сюжетные ходы в нем отличались о тех, что знакомы читателям. Например, был любовный треугольник между Арьей, Джоном и Тирионом, что приводило к конфликту между последними. Дейенерис убивала Дрого, чтобы отомстить за брата. А после смерти Джоффри трон Семи королевств занимал Джейме.

Издательство HarperCollins, опубликовавшее в 1996 году «Игру престолов», рассчитывало продать 5 тысяч копий в твердом переплете. Издателю нравилась книга, но никто и представить не мог, какой успех ее ожидает. На одну из первых презентаций книги в США никто не пришел, а первые продажи «Игры престолов» были неплохими, но не позволяли претендовать на статус бестселлера. Сегодня цикл Мартина переведен более, чем на 40 языков, а суммарный тираж книг превышает 90 миллионов.

Структура повествования «Песни льда и огня» сформировалась благодаря работе автора на телевидении. В романах цикла каждая глава рассказана с точки зрения того или иного персонажа. Мартин рассказывает, что решил построить повествование таким образом, основываясь на своем опыте сценариста. Когда сериал уходит на рекламную паузу, очень важно перед этим чем-то зацепить зрителя и не дать ему переключить канал. По словам автора, переключение между персонажами, помогает ему достичь схожего эффекта в книге и удержать внимание читателя.

Железный трон был создан из мечей поверженных и сдавшихся противников Эйгона Завоевателя. Основатель династии Таргариенов приказал выковать себе трон из мечей, которые достались ему в качестве трофеев во время завоевания. Трон специально был сделан неудобным и способным ранить — Эйгон хотел, чтобы его потомки не относились к бремени власти легкомысленно. В экранизациях Железный трон напоминает крупное кресло, но по словам Мартина в мире книг он гораздо больше и его высота составляет порядка 12 метров.



Мартин считает, что есть два типа писателей — «архитекторы» и «садовники». Первые планируют все заранее и затем возводят здание истории. Вторые бросают семя истории в землю, а после начинают ухаживать за ростками. Они знают, что это за семя, но какую именно форму примет растущее растение. Себя Мартин относит к «садовникам».

Джордж Мартин пишет книги на старом компьютере с операционной системой DOS. Писатель говорит, что не любит современные текстовые редакторы, которые пытаются исправлять за ним текст. А для повседневных и рабочих нужд вроде общения в интернете использует другой компьютер.

Мартин купил здание напротив своего дома. Он называет его «Библиотечной башней», хранит там свою обширную коллекцию книг и именно туда уходит писать. Мартин признается, что работает над книгами только там, в уединении, и сочинять книги во время путешествий у него не получается. Джордж хотел построить рядом с домом и небольшой замок, стилизованный под средневековый, но столкнулся с протестом соседей, которые не позволили нарушить высотный регламент района.

Во время работы над «Игрой престолов» писатель начал коллекционировать солдатиков. Он собирал их еще в детстве, а когда он взялся писать собственную историю о рыцарях, страсть вспыхнула с новой силой. Основу коллекции составляют средневековые солдатики, но игрушечных бойцов из других эпох Джордж Мартин тоже собирает.

Самой сложной сценой из всех, что ему доводилось писать, Мартин называет Красную свадьбу. Он даже написал всю «Бурю мечей», пропустив этот эпизод, и вернулся к нему только после того, как остальная книга была уже готова.



Джордж Мартин отрицательно относится к фанфикшенам. И не раз говорил, что считает, авторам следует создавать собственные миры и персонажей, а не использовать чужих.

По мотивам «Песни льда и огня» есть стратегии, RPG и приключение, а также ряд мобильных и браузерных игр. По циклу выпущено более десятка игр, но среди них нет ни одного настоящего ААА-проекта. Например, ролевая игра Game of Thrones от студии Cyanide могла похвастаться неплохим сюжетом и атмосферой, но в плане геймплея, видеоряда и экшена оставляла желать лучшего.

Bethesda могла взяться за игру по миру Мартина. Представители автора предложили студии сотрудничество еще до выхода сериала. Многим в команде Тодда Говарда нравился цикл, но разработчики все-таки предпочли сосредоточиться на собственной вселенной и вскоре приступили к созданию Elder Scrolls V: Skyrim.

Российский художник Роман Папсуев, прочитав «Песню льда и огня», оказался под таким впечатлением, что нарисовал обширную галерею героев цикла. Фанаты обратили внимание Мартина на рисунки Папсуева, а писатель в свою очередь привлек к ним внимание компании Fantasy Flight Games, которая создает карточные игры по его книгам. После этого, на протяжении нескольких лет, Роман рисовал иллюстрации для карточной игры по «Песни льда и огня».



После успеха «Властелина колец» Джорджа Мартину не раз поступали предложения снять фильм по его циклу. Писатель отклонял их, потому что всякий раз речь шла о сильном упрощении сюжета. Например, в одном из вариантов предлагалось оставить только конфликт Старков и Ланнистеров. И Мартин вообще не верил, что его историю можно перенести на экран в формате полнометражных фильмов, не потеряв при этом значительную часть истории и персонажей.

Во время первой встречи с Дэвидом Бениоффом и Д. Б. Уайссом Мартин задал им вопрос о маме Джона Сноу. Стремясь понять, насколько глубоко потенциальные шоураннеры погрузились в его книги, писатель спросил их об одной из главных тайн цикла, вызвавшей долгие годы фанатские споры — о том, кто же мама Джона Сноу. Правильный ответ стал дополнительным аргументом для Мартина, когда он решил доверится не слишком опытным на тот момент Бениоффу и Уайссу.

Пилотный эпизод «Игры престолов» оказался неудачным и не вышел. Канал HBO выделил 10 миллионов на съемки пилотного эпизода «Игры престолов», но результат вызвал разочарование. Актеры вспоминают, что сами создатели шоу словно бы толком не понимали, что делают. По словам тех, кто видел пилот, в нем не чувствовался масштаб происходящего, а сюжет и диалоги пытались упростить, но сделали настолько сумбурными, что зрителям оказывалось очень сложно разобраться в происходящем. Тем не менее, боссы HBO разглядели в проекте потенциал, и решили дать ему «зеленый свет». Первую серию пересняли, переделав сценарий и сменив часть актеров. А первоначальный пилот широкой публике никогда не демонстрировался.



У Мартина было камео в невыпущенном пилотном эпизоде. Писатель сыграл одного из гостей на свадьбе Дрого и Дейенерис. Впоследствии шоураннеры предлагали сняться в камео в восьмом сезоне, но Джордж был слишком занят и отказался.

Для сериала были созданы искусственные языки. Лингвист Дэвид Петерсон разработал дотракийский и валирийский языки, на которых говорят некоторые персонажи сериала.

В мире книг нет Короля Ночи. Вернее он существует, но как фигура из древних легенд, а не участник событий цикла. В сериале Король Ночи выступает лидером Иных, а вот в книгах такой персонаж не появляется.

Тирион — рекордсмен сериала по количеству появлений. Обаятельного карлика в исполнении Питера Динклэйджа можно увидеть в 67 эпизодах сериал (всего их 73). Вторую позицию по частоте появлений делят Джон, Дейенерис и Серсея — на счету каждого из них по 62 серии.



Среди подарков на свадьбе Мартина было драконье яйцо. В качестве свадебного подарка Дейенерис получает яйца, из которых впоследствии вылупятся драконы. Их дизайнер Джемма Джексон подарила одно из них Мартину, когда тот женился в 2011 году.

Между Мартином и шоураннерами «Игры престолов» несколько раз возникали разногласия по поводу сюжетных решений. Одним из поводов для споров стало решение создателей сериала убрать из истории Бессердечную — Кейтилин Старк, ставшую живым мертвецом. Впрочем, по словам автора, он задолго до этого осознал, что вселенная Семи королевств больше не принадлежит ему одному и смирился с этим.

В каждом из первых четырех сезонов «Игры престолов» сценарий одной из серии писал сам Мартин. К работе над последующими сезонами он уже, по собственным словам, практически не привлекался, а вопросы о причинах советует адресовать шоураннерам.

Некоторые актеры старались избегать спойлеров. Например, актер Ричард Мэдден (Робб Старк) читал книги только по мере выхода сезонов, а Натали Дормер (Маргери Тирелл) знакомилась только со своей частью сценариев, чтобы не знать судьбы других персонажей. Впрочем, Мэддену избежать спойлеров не удалось, и он узнал про события Красной свадьбы от фанатов.

Две актрисы из «Игры престолов» исполняли роль Сары Коннор. Лина Хиди (Серсея) сыграла ее в сериале «Хроники Сары Коннор», а Эмилия Кларк (Дейенерис) — в фильме «Терминатор: Генезис».



«Игра престолов» рекордсмен по числу премий «Эмми» среди драм. На счету сериал 59 статуэток, в том числе четыре — как лучшему шоу года.

К армии поклонников «Игры престолов» принадлежал и Барак Обама. По просьбе президента, ему заранее присылали готовые серии, чтобы он мог посмотреть их еще до выхода в эфир.

Финал книг должен отличаться от завершения «Игры престолов». Поскольку книжный цикл не закончен, Мартин заранее рассказал создателям сериала ключевые моменты развязки своей истории, чтобы на их основе можно было снять сезоны, «обогнавшие» книги. Впрочем, с тех пор как «Игра престолов» завершилась писатель не раз отмечал, что книжная развязка будет во многом отличаться от сериальной.

По «Игре престолов» выпущено огромное количество сопутствующей продукции — от артбуков и фигурок до футболок и украшений. Пожалуй, один из самых оригинальных товаров — держатель для двери «Ходор», который начали выпускать после выхода шестого сезона, когда стало известно, как появилось прозвище персонажа.




Во время работы над последними сезонами «Игры престолов» утечки стали большой проблемой для создателей. Интерес к сериалу был настолько велик, что шла настоящая охота за подробностями сюжета. Например, один из участников массовки сделал снимок и выложил в сеть кадр, на котором Джон убивает Дейенерис. Чтобы хоть как-то противостоять этому, создатели сериала начали сами делать и «сливать» фейковые снимки со сценами, которые на самом деле не снимались.

Сейчас Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс работают над экранизацией популярного романа «Задача трех тел». Продюсеры заключили крупную сделку с сервисом Netflix, в рамках которой занимаются сериалом по научно-фантастическому роману китайского писателя Лю Цысиня. Несколько лет назад Джордж Мартин прочел «Задачу трех тел» и очень лестно отозвался о книге.

В основу «Дома дракона» лег самый свежий на сегодняшний день роман автора, «Пламя и кровь». Впрочем, это не вполне стандартный роман, а стилизованная под историческую хронику история первых королей из династии Таргариенов.




Если сюжет «Песни Льда и Огня» вдохновлен Войной Роз, то события «Дома Драконов» навеяны английской гражданской войной, известной под названием «Анархия». Король Генриха I после смерти единственного законного сына назначил своей наследницей дочь Матильду. Дворяне присягнули ей, но стоило Генриху умереть, как трон захватил его племянник Стефан, а большинство боронов предпочли видеть правителем именно мужчину. Матильда решила бороться за свое наследие, а Стефан оказался слабым королем, и противостояние между ними затянулась почти на двадцать лет.

Пэдди Консидайн, играющий в «Доме Драконов» короля Визериса, некогда отказался от роли в «Игре престолов». Узнав, что это фэнтези с драконами, актер отказался, не читая сценария. Когда ему представился второй шанс попасть в Вестерос, Консидайн уже не повторил эту ошибку.

Кампания продвижения «Дома Драконов» стоила порядка 100 миллионов долларов. Это больше, чем производственный бюджет первого сезона «Игры престолов», который составлял порядка 50-60 миллионов.

В рамках рекламной кампании «Дома Драконов» выпустили приложение DracARys App. Оно позволяет создать и вырастить в дополненной реальности собственного виртуального дракончика.



В разработке находится еще несколько спин-оффов «Игры престолов». Среди ее возможных «наследников» — экранизация повестей о Дунке и Эгге, сериал о приключения Джона Сноу, идею которого предложил исполнитель его роли Кит Харингтон, проект под рабочим названием 10,000 Ships о легендарной мореплавательнице и воительнице Нимерии и 9 Voyages о путешествиях Корлиса Велариона, одного из ключевых персонажей «Дома Драконов».

Первый приквел «Игры престолов» под рабочим названием Bloodmoon был отменен, несмотря на то, что на съемки пилота потратили порядка 30 миллионов долларов. Действие сериала должно было происходить за 8 тысяч лет до «Игры престолов», а сюжет рассказывал про первое столкновение людей и белых ходоков. Причиной отмены называют то, что хотя пилот Bloodmoon был снят на высоком уровне, сериал оказался слишком слабо связан с «Игрой престолов», и ему недоставало ее глубины.

Джордж Мартин принял участие в создании Elden Ring. Хидэтака Миядзаки, будучи большим поклонником писателя, предложил ему сотрудничество, и Мартин помог с созданием мира игры.

Написав «Песню льда и огня», Мартин не просто создал один из популярнейших циклов в истории фэнтези, но изменил сам жанр, введя моду на суровые и непредсказуемые истории с неоднозначными персонажами и обилием смертей. Схожим образом «Игра престолов» стала настоящем феноменом для телевидения, и в частности доказала, что для малого экрана можно снимать по-настоящему эпичные фэнтезийные саги. С выходом «Дома драконов» для франшизы наступает новый этап, и будет очень интересно понаблюдать за ее дальнейшим развитием.

Обсудить