Оглавление

50 лучших старых игр

Золотая классика с 1986 по 2001 год: от «Тетриса» и «Принца Персии» до «Ил-2: Штурмовик»

Сетовать, что раньше игры были лучше, — популярное развлечение: все-таки не каждый год одаривает нас целым ворохом шедевров на 10 баллов из 10. Тем более, иногда горячо ожидаемые проекты оказываются слишком спорными на релизе или никогда не покидают ранний доступ. И даже если грядущие S.T.A.L.K.E.R. 2 или Elden Ring смогут нас удивить, то для них потребуется соответствующий компьютер или хотя бы приставка последнего поколения. В 2021 году позволить себе то или другое — целое испытание, даже если есть деньги.

Исходя из всего этого, мы решили предложить вам подборку из 100 лучших игр, в которую включены произведения, вышедшие с 1986 по 2010 год. Освежить в памяти старые хиты (или познакомиться с теми, которые в свое время упустил) — отличный способ занять время, пока на рынке игрового «железа» царят дефицит и кризис, ведь тут топовый PC и не потребуется.

А чтобы текст не получился слишком громоздким, мы разбили его на две части, и в первую включили те 50 хитов, которые вышли до 2002 года. Вторую же часть — с 50 наиболее примечательными играми, появившимися в период с 2002 по 2010 год, мы опубликуем чуть позже.

Tetris (1986)





Одна из первых отечественных игр и до сих пор один из самых популярных пазлов в мире. В США «Тетрис» даже прозвали секретным оружием русских — настолько увлекательным оказался игровой процесс. А в чем он заключается, объяснять, думаем, не нужно.

Prince of Persia (1989)





Прорывной платформер из конца 80-х, который поражал невероятно естественными и плавными анимациями персонажей. Принц очень красиво перепрыгивал через пропасти, карабкался по платформам и не менее изящно фехтовал. Всего этого удалось добиться благодаря технологии ротоскопирования — прародительнице современного motion capture: живые люди совершали трюки на камеру, а затем кадры оцифровывались.

Позднее технология была использована более масштабно в следующей игре от Джордана Мехнера — The Last Express. О ней мы поговорим ниже.

The Secret of Monkey Island (1990)





Первая игра от Тима Шейфера и один из первых квестов от LucasArts, который дал старт франшизе Monkey Island. История о похождениях незадачливого парня, который мечтает стать пиратом, полна юмора. Например, для победы в дуэлях нужно удачно парировать ругательства соперника своими. Первые две игры серии получили полноценный ремастер с современной 2D-графикой в издании Special Edition.

Наследие «Острова обезьян» чувствуется даже в киновселенной «Пираты Карибского моря» — некоторые сценки и фразы цитируются в фильмах дословно.

Sid Meier's Civilization (1991)





Не первая глобальная стратегия в истории, но первая удобная и понятная. Если забыть про графику, то тут легко провести десятки и даже сотни часов, изучая ремесла и военное дело, торгуя и воюя с соседями, а затем строя космический корабль до Альфа Центавры, пока остальные едва освоили порох. Даже сегодня она остается увлекательной — в первой части нет ни одного лишнего элемента, а все имеющиеся механики работают как часы.

Alone in the Dark (1992)





Прародительница жанра survival horror. Пускай 3D здесь из пары полигонов и совсем без текстур, в 1992 году приключенческая игра с такой графикой производила неизгладимое впечатление. По сюжету частный детектив Эдвард Карнби расследует самоубийство знаменитого художника, исследуя его особняк с многочисленными помещениями. На месте оказывается, что дом полон демонов и других темных сил, но сражаться с ними (как минимум поначалу) не получится. Придется прятаться и искать зацепки, чтобы понять, что произошло, и наконец выбраться наружу.

Позднее идеи Alone in the Dark взяли на вооружение создатели Silent Hill и Resident Evil. А вот сама серия Alone in the Dark зачахла, не помог даже перезапуск в 2008 году.

Dune 2: The Building of a Dynasty (1992)





Если Civilization популяризировала жанр глобальных стратегий, то Dune 2 мы должны быть благодарны за RTS. Именно здесь были заложены такие каноны стратегий в реальном времени, как противоборство двух фракций, добыча ресурсов, «туман войны» и даже «танковый раш» (максимально быстрое развитие до строительства огромной армии из самых сильных юнитов). Хотя удобная рамка для выбора нескольких юнитов сразу появилась лишь через пару лет в первой Command & Conquer.

Дополнительной глубины боям за пустынную планету Арракис добавляли огромные черви, всегда неожиданно выпрыгивающие из песков и поглощающие часть вашей или вражеской армии. Чтобы черви не мешали в самый ответственный момент, игроки научились скармливать им небольшие отряды самых дешевых солдат.

В 2000 году вышел ремейк с улучшенной графикой — Dune 2000.

Doom (1993)





Считается, что жанр 3D-шутеров набрал популярность после выхода Wolfenstein 3D. Правда, многие знакомились с ней лишь после первой Doom, которую выпустили год спустя те же разработчики. Творение id Software поразило игроков настолько, что демоверсия разошлась по всему американскому интернету тех лет за считанные дни. Этому поспособствовал простой, понятный и одновременно глубокий и динамичный игровой процесс.

Если играть вдумчиво, то выясняется, что каждого монстра можно опознать по звуку и сразу подобрать подходящее оружие из местного богатого арсенала. Игроку доступны дробовик, пулемет, гранатомет, плазменная пушка и даже бензопила. Последняя особенно хорошо косила плотоядных демонов, стремившихся загрызть главного героя. А против зомбированных солдат, вооруженных огнестрелом и нападающих с разных сторон, хорошо работал пулемет. Doom стал первой «боевой пляской смерти» среди шутеров: когда враги давят числом, не остается ничего, кроме азарта битвы. По этому пути позже пошли Serious Sam и Painkiller.

Myst (1993)





Самая продаваемая игра 90-х и первый приключенческий квест с полноценной 3D-графикой и видом от первого лица. Главный герой Myst путешествует по разным мирам и решает множество сюрреалистичных головоломок. В те годы полное издание поражало количеством дисков и системными требованиями, и по сей день считается самой красивой игрой эпохи MS-DOS.

В оригинальной версии перемещение по локациям оформлено как переключение между экранами. Затем в 2000 году вышел realMyst — ремейк с полностью интерактивным трехмерным окружением.

X-COM UFO: Enemy Unknown (1993)





Удивительная смесь симулятора, экономической стратегии и RPG. Игрок возглавляет организацию X-COM, которая противостоит враждебным инопланетным расам, нападающим на Землю.

Мы управляем бюджетом организации, оснащаем базы необходимым оборудованием (радары, лаборатории и т.д.) и определяем направление научных исследований. А также отправляем истребители на перехват неопознанных летающих объектов, и как только корабль пришельцев упадет, отправляемся на задание. Причем во время выполнения миссий игра превращается в изометрическую пошаговую тактику.

Little Big Adventure (1994)





Жемчужина, о которой сегодня многие забыли. Little Big Adventure — приключенческая игра с приятной глазу 2.5D-графикой и замечательным саундтреком от Филиппа Вашэ. Твинсен — наш герой — должен спасти от власти диктатора родную планету, освещаемую двумя солнцами. В этом ему помогают забавные антропоморфные кролики, прямоходящие слоны и другие «человекозвери».

В свое время игра притягивала одной только атмосферой. На первый взгляд предназначенная сугубо для детей, она рассказывала совершенно оруэлловскую историю, но делала это с каким-то своим шармом, легкостью и приятным юмором. Это действительно было «Большое маленькое приключение».

Star Wars: TIE Fighter (1994)





Star Wars Squadrons, можно считать ремейком именно этой игры. В TIE Fighter приборная панель точно так же занимает половину экрана, и на ней нет ни одного декоративного элемента. Для успеха в бою нужно уметь пользоваться всеми приборами и постоянно перераспределять мощность между двигателями, оружием и энергощитами.

Действие X-Wing происходит параллельно четвертому эпизоду киносаги и затрагивает все ключевые события, включая финальное уничтожение Звезды Смерти. При этом, как и в легендарной Wing Commander, между заданиями есть полноценные брифинги, а во время самих миссий регулярно приходят новые приказы от повстанческих командиров, которые следят за ситуацией на поле боя.

Full Throttle (1995)





Еще одно классическое приключение LucasArts. Игрок берет на себя роль Бена, байкера, обвиненного в убийстве президента компании Corley Motors — главного производителя автомобилей. Чтобы очистить имя Бена, нужно найти настоящего убийцу.

В дополнение к привычным механикам квестов Full Throttle отличалась экшен-эпизодами и даже предлагала участвовать в гонках на выживание. Также игра может похвастаться потрясающей озвучкой, и в числе исполнителей ролей тут, например, Марк Хэмилл, подаривший голос главному злодею Адриану Рипбургеру.

Duke Nukem 3D (1996)





Сегодня сложно поверить, с чего начиналась серия Duke Nukem (и чем она закончилась — тоже). Первые две части были платформерами, но потом id Software открыла моду на шутеры от первого лица, и серия последовала за ней. Вот только заглавный герой, Дюк, не собирался молчать, как Думгай или Бласковиц: он пришел жевать жвачку и отпускать сальные комментарии обо всем подряд.

Для шутеров Duke Nukem 3D стал столь же дерзким, как и Mortal Kombat для файтингов. Копы в игре были натуральными свиньями, сам герой не брезговал услугами стриптизерш, а крови было больше, чем кетчупа в местных закусочных. Но все, что выходит за рамки, привлекает, как правило, больше внимания, так что Дюк запомнился многим. Ну а богатый арсенал и интерактивные уровни только закрепили этот успех.

The Neverhood (1996)





«Пластилиновая ворона» от мира видеоигр. Сделанная в нетипичной для видеоигр технике пластилиновой анимации, Neverhood рассказывала про Клэймена, глиняного человечка в глиняном мире. Под управлением игрока он решал головоломки и искал видеокассеты с историей этого мира.

Отличительными чертами игры стали приятный юмор и музыка. Через два года после Neverhood вышел ее сиквел, Skullmonkeys, также тепло принятый критиками. Правда, из квеста он превратился в платформер.

Tomb Raider (1996)





Мы еще вернемся к тому, что у каждого десятилетия свой Индиана Джонс. И Tomb Raider — вторая игра после оригинальной Prince of Persia, без которой не было бы серии Uncharted. Вряд ли вы не слышали про когда-то грудастую расхитительницу гробниц. Но, вполне возможно, не играли в первые части.

Оригинал вышел еще в 1996 году. Треугольные формы Лары и парные пистолеты на поясе поверх коротеньких шорт сделали ее главным игровым секс-символом всех времен. В первой части персонаж еще не сформировался окончательно (во всех смыслах), да и геймдизайн можно назвать экспериментальным. В пистолетах никогда не кончались патроны, а боеприпасы для более мощного оружия можно было раздобыть в укромных уголках древних катакомб. Из противников в основном встречались динозавры и другие полузабытые временем чудовища, а карабкаться приходилось, нащупывая уступы посреди угловатых декораций. И заблудиться на первом же уровне не составляло труда.

В 2007 году вышел ремейк, в котором значительно доработали нарратив и преподнесли современную (на тот момент) картинку. Но и в оригинале 1996 года есть свои прелести (пускай и угловатые).

Carmageddon (1997)





Пока набирала популярность серия Need for Speed, разработчики Carmageddon пошли своим путем. Вместо того, чтобы воссоздавать поведение реальных автомобилей, они выкинули тормоза (прямо во вступительном ролике!) и устроили гонки на выживание. При желании можно было просто обходить конкурентов на пути к финишу, но на практике оказывалось, что гораздо веселее (и надежнее) уничтожать тачки конкурентов, попутно размазывая мешающих пешеходов. Причем последних можно было собирать шипами на переднем бампере, а не просто сбивать колесами.

В одних странах Carmageddon запретили, а в других пешеходов превратили в зомби с зеленой кровью. Но экранная жестокость стала не единственным поводом для скандалов вокруг игры — выяснилось, что актрисе, сыгравшей на камеру безумную Ди Анну, на момент съемок было всего 14 лет.

Castlevania: Symphony of the Night (1997)





Один из двух родоначальников жанра «метроидвания» (второй, само собой, — серия Metroid). В отличие от обычных платформеров тех лет, предлагающих идти вперед строго заданным маршрутом, Castlevania поощряет нелинейное прохождение. Другое дело, что часть путей остается недоступна, пока игрок не получает то или иное улучшение для героя. В Castlevania: Symphony of the Night также появились RPG-элементы: выбор оружия, инвентарь и так далее.

В каком-то смысле Castlevania можно считать предвестницей Dark Souls. Главный герой игры здесь точно так же исследует древний замок, сражается с монстрами, решает несложные головоломки, собирает предметы и прокачивается. Схожи не только RPG-элементы, но и сеттинг темного фэнтези.

Dungeon Keeper (1997)





Создатели Dungeon Keeper умудрились опередить свое время. Они предложили игрокам не спасать мир (хотя в то время это даже не успело приесться!), а порабощать его в роли злодея, вскармливающего чертят с демонами и прорубающего комнаты в недрах фэнтезийного мира. А чтобы подземная утопия не закончилась раньше времени, нужно было выстраивать сильную оборону из мускулистых прислужников тьмы.

Главной наследницей сегодня считается серия Dungeons. В третьей части добавили вылазки на поверхность и полноценные элементы «Варкрафта». Но душой это все та же Dungeon Keeper.

Final Fantasy VII (1997)





Главная японская ролевая игра всех времен. Первая по-настоящему трехмерная часть, в которой научно-фантастических элементов стало еще больше, чем прежде (а прежде были, например, гигантские техномагические роботы из FF6). Штаб-квартира зловещей корпорации Шин-Ра на одной из самых узнаваемых иллюстраций к игре и вовсе выглядит прямо-таки фрагментом киберпанк-мира. Также Final Fantasy VII была одним из главных эксклюзивов первой PlayStation. Это сегодня графика выглядит как «полтора полигона», а тогда таких заставок не было даже на ПК (по крайней мере, пока не вышел PC-порт похождений Клауда и его спутников)!

Совсем недавно появился полноценный ремейк (он охватывает лишь часть игры, историю намеренно разбили на несколько выпусков), но многие советуют сначала пройти оригинал, чтобы понять, что же изменилось. Так вы лучше прочувствуете историю и сможете оценить свежий взгляд на знакомые события.

The Last Express (1997)





Тот самый квест, разработанный с более масштабным использованием технологии ротоскопирования, чем в Prince of Persia. Такой подход обеспечил неповторимую атмосферу. Лихо закрученный сюжет очень напоминает детективы Агаты Кристи — тем более, что действие разворачивается в роскошном поезде «Восточный экспресс», который знаменитая писательница тоже выбрала местом действия для одного из своих романов.

Отличает The Last Express то, что все события происходят в реальном времени. Можно даже просто просидеть в своем купе до конца путешествия. Или же познакомиться с соседями по вагону и стать участником настоящего триллера в декорациях начала XX века — с убийствами и тайнами царской семьи. Причем за одно прохождение невозможно собрать все зацепки или увидеть все сценки, так как некоторые события происходят параллельно друг другу.

Total Annihilation (1997)





Total Annihilation сегодня в основном известна как «первая трехмерная стратегия». На деле даже условное 3D из вокселей и перепадов высот нагружало компьютеры конца 90-х под завязку. Но главная фишка была даже не в графике, а в замысле игры и в его реализации. Цель в Total Annihilation максимально прямолинейна — уничтожить противника до последнего куска металла (как и говорится в названии). Иначе враг сможет восстановить часть юнитов из покореженных остовов, и бой затянется еще на десяток-другой минут. Но победить можно и простым способом (хотя скорее непростым), уничтожив вражеского командира — самого сильного юнита, умеющего бить из тени и вызывать ядерные удары.

Позднее главный дизайнер игры, Крис Тейлор, выпустил Supreme Commander — идейную наследницу Total Annihilation. А если искать что-то еще более современное, то можно вспомнить Ashes of the Singularity, чьи механики настолько богаты, а сражения настолько многочисленны, что с ее помощью уже несколько лет тестируют самые мощные процессоры.

Ultima Online (1997)





Технически Ultima Online — не первая массовая многопользовательская ролевая игра, но первая по-настоящему популярная. А самой хардкорной она остается по сей день. Если ветераны World of Warcraft (о ней еще поговорим ниже) любят вспоминать, как тяжело было прокачаться, то в творении Ричарда Гэрриота тяжело было в принципе выбраться из грязи. Можно было потратить несколько сотен часов на гринд ресурсов, накопить наконец на безопасный дом и пока несешь деньги в банк, попасться другому игроку, который убьет твоего героя и заберет все деньги и снаряжение себе.

В Ultima Online вообще царил полный «дикий Запад»: если о преступлении не узнал никто, то его не было. Отдельные личности продавали дом, а затем догоняли и убивали покупателя, отбирая у него документ на право собственности. И затем продавали следующей жертве.

А сегодня главной идейной наследницей игры можно назвать Albion Online.

Baldur's Gate (1998)





За последнее десятилетие не было отбоя от ролевых игр «под старину», в изометрии и с прочими атрибутами. И это вполне оправданно, ведь тогда, в конце девяностых, выходили лучшие представительницы жанра. Одна из них, Baldur’s Gate, была первой RPG от канадской студии Bioware и первым успешным переложением правил Dungeons & Dragons в интерактивный формат. Игра предлагала тактическую паузу, хитрую систему магии, разных по характеру (и характеристикам) компаньонов, тонны диалогов и сотни часов геймплея.

Baldur’s Gate, наряду с Diablo и Fallout, дала вторую жизнь жанру RPG после того, как к середине 90-х интерес к нему начал угасать. Влияние игры неоценимо: без нее не было бы ни Planescape, ни Neverwinter Nights, ни Dragon Age. И это не говоря об идейных потомках, созданных стараниями Larian, inXile и Obsidian.

Fallout 2 (1998)





В Fallout 2 потомок Выходца из Убежища (главного героя первой части) отправляется в радиоактивные пустоши за G.E.C.K. — специальным устройством, способным восстановить жизнь на зараженной поверхности. В первую очередь сиквел полюбили за более взрослый тон, чем у оригинала: наркотики, проституция, съемки в порно, рабство, осквернение могил — здесь можно было воплотить в жизнь любые свои грязные мечты, забив большой радиоактивный болт на спасение родной деревни. И эта возможность побыть “плохим парнем” была редкостью в то время.

Впоследствии Fallout 2 «реинкарнировали» в New Vegas: та же «Новая Калифорнийская Республика», те же гекконы, некоторые дожившие персонажи. Даже «Хайвеймен» закончил свой земной гарантийный срок именно в пустыне Мохаве, засыпанный и забытый.

Grim Fandango (1998)





Сюжет Grim Fandango весьма необычен: местом действия является загробный мир, в котором процветает свой бизнес — доставка душ усопших в последнее пристанище. Одним из туристических агентов Департамента Смерти и был главный герой, Мануэль Калавера.

Казалось бы, такой сценарий вполне подошел бы для хорошего триллера, но Grim Fandango — это чистой воды комедия, где-то ироническая, где-то сатирическая. А где-то — серьезная, ведь всем нам так или иначе придется покупать билет на «Девятый экспресс».

Это второй после Full Throttle самостоятельный проект Тима Шейфера. И последний, который он выпустил, работая в LucasArts.

Metal Gear Solid (1998)





Сегодня модно называть Хидэо Кодзиму гением, но не все, кто так делают, знают, чем же знаменитый геймдизайнер заслужил столь громкий титул. Впрочем, далеко ходить не надо — достаточно запустить первый MGS.

Metal Gear Solid была третьей игрой в серии, до нее Кодзима выпустил две части Metal Gear. Конечно, они помогли сделать жанр «стелс» привлекательнее для широкой публики, да и вышедшие в 1998 году Thief и Tenchu тоже сыграли важную роль в развитии игр, где нужно прятаться и по возможности избегать лобовых атак. Но больше всего популяризации стелс-экшенов поспособствовала все-таки MGS.

Вышедшие практически одновременно с первой Half-Life похождения Солида Снейка по меркам тех лет были поставлены просто невероятно. Продолжительные кат-сцены, запутанный сюжет — сложно было представить все это в стелс-экшене. На общее впечатление работали и ломающие «четвертую стену» моменты вроде босса, способного «силой мысли» двигать контроллер игрока. Так что неудивительно, что игра привлекла столько внимания — в том числе, и к самому жанру.

StarCraft (1998)





На первый взгляд геймплей StarCraft сильно напоминает Warcraft 2: сбор ресурсов (минералы и газ веспен), строительство и развитие баз, найм солдат и уничтожение вражеского поселения. Однако, если в «Военном ремесле» было две стороны конфликта, и отличались они друг от друга лишь внешним видом и парой спецспособностей у пары юнитов, то в StarCraft все намного сложнее и глубже.

Тактика игры за каждую из трех рас отличается кардинальным образом. У протоссов («космических эльфов») дорогостоящие, но мощные юниты. При игре за них разумно сначала укрепить оборону и лишь затем совершать вылазки на врага. Насекомоподобные зерги, наоборот, очень быстро набирают слабую, но дешевую и многочисленную армию и изматывают противника частыми нападениями, одновременно накапливая орду для финального добивания. Земляне же — золотая середина между протоссами и зергами.

Cетевой режим в StarCraft быстро стал полноценной киберспортивной дисциплиной, а дополнение Brood War сделало баланс сил только лучше. Многие игровые издания высоко оценили творение Blizzard Entertainment. Портал IGN даже включил StarCraft в свой список 100 лучших игр всех времен.

Thief: The Dark Project (1998)





Первый Thief был сплошь про стелс: проходить его в идеале надо было так, чтобы ни один противник вас не заметил. Только тогда достигалось максимальное удовольствие от игры.

Главный герой, Гаррет, как и подобает любому уважающему себя вору, имел под рукой множество гаджетов, облегчающих нелегкий промысел домушника. Среди них особое место занимали различные виды стрел — водяные, огненные, шумовые и так далее. В ход шли все, так как противники реагировали на звук, замечали открытые двери и даже звали на помощь. Чтобы успешно пройти уровень, нужно было учитывать множество факторов, и это давало почувствовать себя самым настоящим фэнтезийным грабителем.

Отдельно стоит отметить оригинальный мир, мрачную атмосферу (миссия, в которой Гарретт проникает в заброшенный дом для умалишенных удостоилась собственной статьи в «Википедии») и стильные ролики между заданиями. Только за это Thief можно безмерно полюбить.

System Shock 2 (1999)





Космический хоррор от мира видеоигр задолго до Dead Space. У игр похожи даже сюжеты: на Земле истощены все полезные ископаемые, и единственный выход — искать их на необъятных просторах космоса. В System Shock 2 был киберпанк до Deus Ex и властный искусственный интеллект с женским голосом до GLaDOS, сильные RPG-элементы и незабываемая атмосфера

Спустя восемь лет вышла Bioshock — идейная наследница System Shock 2, в которой действие переместилось из космоса в подводный город.

Unreal Tournament (1999)





Unreal Tournament превратил сетевые перестрелки в настоящее шоу. Согласно завязке, в далеком будущем человечество колонизировало множество звездных систем и устроило «Нереальный турнир» — соревнование лучших бойцов со всей Галактики. В игре были предзаписанные комментарии, звучавшие в ответ на то или иное действие игроков, а для каждого вида оружия геймдизайнеры предусмотрели несколько режимов, которые еще и могли дополнять друг друга. Например, в альтернативном режиме залп из плазмогана порождал сферу, которая кружила по арене, нанося урон. От обычного выстрела эта сфера взрывалась.

В 1999 году далеко не у всех был интернет (или даже локальная сеть). Но и в одиночном режиме было чем заняться. В Unreal Tournament была длинная кампания из череды соревнований, которая знакомила со всеми мультиплеерными картами и постепенно наращивала сложность. А в финальном матче игрок выходил один на один против киборга, который имел в несколько раз больше очков здоровья и быстро перемещался по уровню. После такого и живые противники не должны были представлять проблем.

Age of Empires 2 (1999)





В трилогии «Эпоха империй» каждая игра посвящена своему периоду прошлого. Действие первой части охватывало доисторическую эпоху и Античность. Второй — Средние века. А третьей — Новое время. Тем не менее даже после выхода Age of Empires 3 самой популярной осталась Age of Empires 2.

Игроки начинали в Темные века (V–X вв.), а заканчивали в так называемую Имперскую эпоху — как раз перед появлением ручного огнестрельного оружия (примерно XV в.). В следующую эпоху можно было перейти, если ваша цивилизация достаточно развилась. Переход открывал множество новых, более мощных юнитов и соответствующих построек. И если в Темные века не было даже рыцарей, то уже в Замковую эпоху (примерно XII в.) можно было успеть наплодить несокрушимую армию в стальных доспехах, пока враг пытается соблюсти условия для Имперской эпохи.

Кроме мультиплеера, Age of Empires 2 отличалась интереснейшей сюжетной кампанией с историческими личностями: Жанна Д’Арк (французы), Уильям Уоллес (шотландцы), Саладин (сарацины) и другие. Более того, про все народы и многие реалии средневековья можно было почитать в подробном внутриигровом справочнике.

Heroes of Might and Magic 3 (1999)





Вышедшая в 1999 году пошаговая стратегия, которая стала одной из важных вех в жанре. Полностью перерисованная в сравнении с прошлыми частями графика, практически идеальный баланс и затягивающий геймплей буквально заставляли забыть о личной жизни, раз за разом погружаться в полюбившийся мир, и, помимо прочего, наслаждаться отличной музыкой Пола Ромеро и Роба Кинга, которые также писали композиции к Everquest.

Позднее игра получила два аддона и два неофициальных дополнения. Кроме того, за последние годы вышли еще четыре номерные части, однако именно Heroes of Might and Magic 3 остается наиболее любимым среди фанатов выпуском серии, да и вообще одной из самых популярных пошаговых стратегий в мире.

Jagged Alliance 2 (1999)





Тактический шедевр на все времена. По сюжету, власть в небольшой латиноамериканской стране захватила жена правителя. Король Энрико чудом уцелел после покушения и попросил лидера частной военной организации — игрока — помочь отвоевать владения обратно. Каждый отбитый у подданных королевы Дейдраны регион приносил деньги, что позволяло постепенно увеличивать свою армию наемников и копить силы на финальную миссию.

Каждую миссию в Jagged Alliance 2 хотелось переигрывать бесконечное количество раз, чтобы наконец пройти ее идеально. Задачу осложняли не только хитрые враги, но и взаимоотношения между наемниками игрока. Каждый из них — уникальная личность со своей биографией и характером. Одни не сходились во взглядах, другие когда-то состояли в отношениях и болезненно расстались, а кто-то, наоборот, был максимально эффективен только в паре с лучшим другом.

Добавляла интереса и полная русская локализация с множеством актеров, интересно отыгравших роли. Причем английская версия игры вышла даже позже русской (а оригинальной была немецкая).

Planescape: Torment (1999)





Cамое нетривиальное переложение правил Dungeons & Dragons на язык видеоигр. Броню в этой RPG заменяли татуировки, первым в компаньоны записывался болтливый летающий череп, а начиналось все в морге, где главный герой и просыпался, потеряв память.

Да и сам сеттинг был странным до невозможности (и тем еще более привлекательным). Действие происходило в Сигиле — городе на вершине бесконечного Шпиля, к которому ведут все дороги из других реальностей, потому что он является центром Вселенной. Ангелы соседствовали с демонами, дроны — с элементалями, а несколько вариаций Рая — с множеством вариаций Ада.

Quake 3: Arena (1999)





В Quake 3: Arena id Software показала (в первую очередь, себе самой), как надо делать настоящие сетевые баталии. Игра отличалась отточенным балансом, богатым арсеналом оружия и, конечно же, всякого рода трюкачеством вроде рокет-джампа, стрейф-джампа или распрыжки. Да и у кого из игроков не подпрыгивал уровень адреналина в крови от пролетающей в сантиметре от лица вражеской ракеты или во время беспатронных (и где-то даже беспардонных) дуэлях на рукавицах?

Worms Armageddon (1999)





Не только лучшая часть «Червячков», но и одна из лучших тактических 2D-игр всех времен. Концепция позаимствована у симуляторов артиллерии конца 80-х, в которых две пушки (башни, танка и др.) пытались выцелить друг друга с разных концов карты. Но если артиллерийские установки стояли на месте, то червяки могли свободно перемещаться по уровню. И если в какой-нибудь Tank Wars возвышения, впадины и пещеры лишь мешали пролетать снарядам, то в Worms могли, наоборот, послужить укрытием или дать преимущество.

Конкретно Armageddon получилась не только занятной, но и очень веселой игрой. Червяки смешно угрожали друг другу, использовали суперудары с забавными эффектами, натравливали на врагов бабушку с бомбой в сумке или даже запускали овцу в костюме Супермена, а перед смертью взрывали сами себя и могли унести за собой недобитых соседей. А на точность попадания, помимо прочего, влиял ветер, который запросто мог отклонить снаряд в сторону или даже вернуть его пустившему обратно. Все это делало каждый матч непохожим на другой. Более того, игра сама записывала лучшие моменты раундов и демонстрировала в конце.

И для веселья с друзьями не нужен был даже интернет — две команды ходили поочередно. Да и сегодня играть в «Червячков» за одним компьютером считается самым правильным способом.

Command & Conquer: Red Alert 2 (2000)





Изначально Red Alert задумывалась как подсерия Command & Conquer, а первая игра была официальным приквелом, который рассказывал, откуда взялся Кейн — главный антагонист C&C. По сеттингу же это была альтернативная история, в которой Гитлера убили еще в юности, а Европу захватил Сталин. А во второй части СССР нападает на США — в первой же миссии бравые солдаты Красной армии высаживаются в Нью-Йорке и уничтожают Пентагон.

Кроме сюжетной кампании, разумеется был и мультиплеер. В нем до 8 игроков строили и развивали базы, выделяли юнитов рамочкой и отправляли на врага, как и в любой RTS тех времен. И если у США и союзников войска и здания были относительно стандартные, то при игре за СССР предлагалось строить дирижабли, выпускать электрический десант или нанимать боевых псов по цене двух призывников ($200 и $100 за одного соответственно).

Counter-Strike (2000)





Все знают Counter-Strike, но многие забыли, какой она была в самом начале. Первая публичная версия игры имела приставку 1.0 в названии, но до нее выходило около десяти бета-версий, сформировавших основные режимы: «Спасение заложников», «Заминировать/Обезвредить» и «Убийство VIP». Также вплоть до Beta 7.0 существовал режим «Побег», где команде террористов (Terrorists) мешала сбежать команда спецназовцев (Counter-Terrorists), однако он был малопопулярен, и его вырезали.

Каждый из матчей начинается с закупки снаряжения и состоит из нескольких раундов подряд в одном режиме. По итогам раунда победившая команда получает денежный приз в размере около $3000 (само собой, это внутриигровые деньги, а не реальные), а проигравшая — либо половину этой суммы, либо ничего, если все члены команды погибли. Деньги, полученные в предыдущем раунде, переходят в следующий, так что одна из команд может стать заметно сильнее к концу матча.

Когда к концу нулевых начал набирать популярность мультиплеер из Call of Duty, даже создатель первых версий Counter-Strike, Мин Ли, решил, что время простых и понятных шутеров ушло. Однако он оказался неправ: сегодня в Global Offensive, последнюю версию CS, каждый день играет в среднем миллион человек.

Deus Ex (2000)





Первая Deus Ex вышла более 20 лет назад, и о ней до сих пор ходят городские легенды. Согласно одной из самых диких, разработчики знали о будущем теракте 11 сентября 2001 года, и именно поэтому в начале игры нельзя разглядеть башни-близнецы Всемирного Торгового Центра в панораме ночного Нью-Йорка.

Главный герой Deus Ex — специальный агент международной антитеррористической организации UNATCO. Действовать ему приходится в нелегких условиях: глобальный экономический кризис, люди умирают от загадочной «серой чумы», террористические организации крепнут буквально на глазах. А один из моральных конфликтов связан с переходом от устаревших кибер-имплантов к более современным, с применением нанотехнологий.

К сожалению трилогию приквелов про Адама Дженсена так и не закончили — история оборвалась на второй части с подзаголовком Mankind Divided. Но поиграть стоит во все игры серии и особенно в первую.

Diablo 2 (2000)





Сюжет Diablo 2 продолжает первую часть. Безымянный герой, убивший Дьябло в подземельях Тристрамского собора, сам стал одержим демонами. Он оставил в руинах город Тристрам и пошел на восток. По следам героя, теперь известного как Темный Странник, идут Варвар, Некромант, Волшебница, Амазонка и Паладин. Игрок может выбрать любой из представленных в игре классов и либо в одиночку отправиться за Темным Странником, либо зарегистрироваться в сервисе Battle.Net и совершить путешествие в компании от одного до четверых друзей. Именно последнее является главным отличием Diablo 2 от первой части — игра изначально ориентирована на совместное прохождение.

Геймплей Diablo 2 во многом схож с первой частью, но имеется несколько серьезных доработок. Дерево умений каждого из классов значительно увеличилось, что позволяет выучить сверхмощные и необычные навыки на высоких уровнях. Так, например, Варвар сможет кружиться вокруг себя, вгрызаясь в толпу монстров, а Волшебница — телепортироваться. Кроме того, в Diablo 2 в несколько раз больше видов оружия, экипировки и других предметов. Часть из них обладает скрытыми свойствами, которые необходимо раскрывать с помощью специальных свитков.

В этом году Diablo 2 получила ремастер с подзаголовком Resurrected. И, в отличие от той же Warcraft 3: Reforged, это лучший способ ознакомиться с классикой.

The Longest Journey (2000)





В 1999 году норвежская компания Funcom выпустила, пожалуй, самый последний квест девяностых — The Longest Journey. И, как и подобает «последнему из могикан», он был очень запоминающимся.

Сюжет повествует о молодой художнице Эйприл Райан, живущей в современном мегаполисе и видящей сны об Аркадии, мире магии и волшебных существ. Вскоре мечты становятся реальностью, а два мира сплетаются в тугой клубок загадок, интриг и приключений, причем, как оказывается, речь идет вовсе не о борьбе Светлых и Темных сил, а о поддержании баланса между Хаосом и Порядком.

The Operative: No One Lives Forever (2000)





Смесь бондианы и пародийных фильмов об Остине Пауэрсе. Главная героиня — секретный агент Кейт Арчер, которая должна противостоять террористической организации H.A.R.M.

No One Lives Forever предлагала два пути: либо с шумом и треском прорываться сквозь толпы противников (благо, существовал обширный арсенал оружия), либо пробираться по-тихому. Для стелса у героини была целая подборка различных гаджетов, включая даже несколько вариаций губной помады.

Благодаря юмору и неповторимой стилистике шестидесятых игра удостоилась высоких оценок и заработала несколько наград.

Rune (2000)





Одна из первых трехмерных игр с интересно устроенными боями на холодном оружии. Главный герой — викинг Рагнар, которого вернул из мертвых сам Один, чтобы воин остановил надвигающийся апокалипсис. По ходу истории (с озвученными диалогами и занятными роликами на движке) приходится много сражаться с орками, гоблинами, большими пауками и прочими чудовищами из скандинавской мифологии.

Боевка в Rune была простой, но со вкусом и напоминала фехтовальную систему из Gothic, вышедшей в том же году. Только в Rune управление героем было куда более отзывчивым: ЛКМ отвечала за стандартные удары, при движении боком герой делал замах слева или справа, а нажимая вперед, можно было наносить удары сверху. Также Рагнар, как истинный викинг, пользовался щитами. Стоя в глухой обороне, можно было успеть запомнить приемы врага, но щиты ломались от нескольких попаданий, и затем приходилось искать новые.

Хоть графика в Rune устарела даже в момент выхода, все искупала атмосфера приключения в мире викингов и детально проработанные анимации бойцов.

The Sims (2000)





Уилл Райт — один из самых знаменитых геймдизайнеров, начавших свой путь в индустрии в середине 80-х. Однажды он осознал, что создавать уровни ему нравится намного больше всего остального. Так родилась серия SimCity, а затем пришла идея совместить строительство зданий с жизнью виртуальных человечков — симов. И так появилась The Sims.

Первая часть представляла собой простой, но занимательный симулятор жизни простого работяги, который переехал жить в частный сектор. На стартовые 20,000 симолеонов (местных денежных единиц) можно было купить готовый недорогой дом или построить собственный с нуля. Правда начального бюджета хватало разве что на пустую коробку, даром что с обоями и ковролином. Затем сим устраивался на работу и постепенно обставлял и перестраивал жилье, знакомился с соседями и заводил романтические отношения. Более того, симы постепенно старели, и их жилье наследовали дети, а затем внуки.

Последние 20 лет серия The Sims — самые продаваемые игры для ПК в мире, а полное издание четвертой части со всеми дополнениями обойдется в несколько десятков тысяч рублей. Но не меньше удовольствия можно получить и от оригинальной игры 2000 года — процесс все так же затягивает и даже вдохновляет.

Max Payne (2001)





20 лет назад нам впервые рассказали историю бывшего полицейского, который трагически потерял семью (наркоманы убили его жену и дочь) и вдобавок оказался главным подозреваемым в деле об убийстве своего давнего напарника. Стилистика повествования была очень необычна: мало того, что перед игроками разыгрывалась нуар-драма, так еще и сюжет представлял собой фотокомиксные вставки. А умение героя замедлять время — необычная и свежая фишка для тех лет — только добавляло происходящему стильности, отсылая к фильмам Джона Ву.

Return to Castle Wolfenstein (2001)





За последние 30 лет судьба куда только не заносила Би Джея Бласковица, грозу нацистов и неутомимого борца с Третьим рейхом. В последней дилогии он и вовсе попал в альтернативное прошлое: гитлеровский режим победил, на дворе 60-е, а из радиоприемников несутся фашистские каверы (а в мире Wolfenstein — оригиналы) на известные песни. В общем, все как в «Человеке в высоком замке» Филипа Дика.

Однако раньше разработчики не решались на столь радикальные эксперименты. И в Return to Castle Wolfenstein, прямом продолжении Wolfenstein 3D, нас ждал стандартный набор: Вторая мировая, толпы фрицев и побеги из нацистских замков. Но тогда, в 2001-м, никто не жаловался, ведь из спрайтовой тюрьмы Бласковица перевели в полигональную, завезли расчлененку и улучшенный искусственный интеллект (противники запросто могли швырнуть назад брошенную гранату).

Приключения тоже стали интереснее: наш герой срывал планы Аненербе, попутно уничтожая древних умертвий, саботировал запуск Фау-2 и проникал в секретные лаборатории по созданию суперсолдат. Если и стоило возвращаться в замок Вольфенштайн, то только за такой порцией приключений.

Serious Sam: The First Encounter (2001)





В 2001 году уже было принято выпускать шутеры, ориентируясь на первую часть Half-Life: со сложным сюжетом, умными противниками, постановкой, стремящейся к голливудской, и прочими канонами, заложенными Valve. Поэтому никто не ожидал на пороге третьего тысячелетия встретиться с таким «мясным старичком», как Serious Sam.

Разработчики из хорватской студии Croteam сломали систему: сделали прямолинейный боевик. Сюжет повествовал о захвате Земли пришельцами из космоса, а AI этих пришельцев хватало только на то, чтобы всей кучей наваливаться на главного героя — титульного «серьезного» Сэма Стоуна. Впрочем, этого было достаточно, чтобы отлично провести время, изрешетив пару-другую сотен монстров.

Stronghold (2001)





По сюжету в Stronghold игрок возглавляет армию захваченного в плен короля и отвоевывает страну у баронов-заговорщиков. Для этого в каждом регионе нужно построить цитадель и пополнить ряды своего войска за счет новобранцев из местных крестьян.

Мятежники периодически будут мешать игроку развиваться, осаждая его укрепления. Нужно выстоять и подкопить силы, чтобы затем самому штурмовать крепость неприятеля. И в ход пойдет не только пехота с кавалерией, но и осадные машины. Из последних в ход можно пускать сразу все: катапульта пробивает стены или запускает горящие снаряды в скопления обороняющихся, таран ломает ворота, осадные башни подбираются к стенам. А пока на головы осаждающих льется кипящее масло, и сверху бьют арбалетчики, можно попытаться сделать подкоп. Победа любой ценой — главный девиз Stronghold.

Через год вышла Stronghold Crusader: действие из стандартного страдающего Средневековья перенеслось в эпоху Крестовых походов. Это разнообразило не только геймплей (появились мусульманские фракции с соответствующими войсками), но и декорации: кроме стандартных европейских зон с зеленой травой и деревьями стали доступны пустынные и прибрежные.

Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001)





Тактический шутер, события которого разворачиваются в годы холодной войны между СССР и США (т.е., с 1947 по 1991 год). Драться предстоит не на нескольких небольших картах, а на целых огромных (пускай и вымышленных) островах, и акцент в боях сделан на реалистичность происходящего. Игра собрала немало наград в год релиза, а в 2011 разработчики из Bohemia Interactive перевыпустили ее под названием ARMA: Cold War Assault.

Ил-2 Штурмовик (2001)





«Ил-2 Штурмовик» изначально задумывался как небольшая сюжетная игра в декорациях Второй мировой про один-единственный самолет — тот, что в названии. Затем западные партнеры попросили добавить в игру немецкую сторону, и понеслось — 32 детально проработанных моделей, 8 кампаний от начала до конца войны, с финалом в Берлине, подробнейшая система повреждений и лучшая в истории имитация работы поршневых двигателей!

Графика тоже была прорывной: облака рассеивали свет и отбрасывали тени на землю, которую тоже проработали детально — с перепадом высот, зданиями и отдельными деревьями. И пока игрок старался внести свой вклад в воздушный бой, на земле шло свое сражение. А спустя 11 лет в War Thunder стало возможным поучаствовать еще и в нем.

В авиасимулятор с русской речью без дубляжа до сих пор играет весь мир. И с 2001 года никто за пределами СНГ так и не смог побороть творение Олега Медокса и его наследников.

Обсудить