5 причин поиграть в Catherine – настоящую игру для взрослых
Умная история о кризисе среднего возраста и богах древнего Вавилона
Иллюстрации с Катериной — голубоглазой блондинкой в кружевном белье — вы наверняка не раз видели: в подборках самого сексуального косплея, на подозрительных фальшивых баннерах порно-мобилок и, конечно, в списках лучших игр 2011 года. Семь лет Catherine оставалась эксклюзивом консолей PlayStation 3 и Xbox 360, но на днях внезапно вышла на PC и получила отличные отзывы в Steam. Самое время объяснить, кому она может быть нужна.
Catherine — интерактивное кино
Формально Catherine — пазл, но фанатам игр жанра 3-в-ряд тут делать нечего. Прежде всего игра рассказывает историю — через зрелищные ролики, болтовню с NPC, моральный выбор, а еще — через геймплей (но об этом позже). Можно сравнить ее с интерактивными драмами Дэвида Кейджа или сериалами Telltale, но ближайший аналог, как ни странно, — нетфликсовский «Брандашмыг». Игрока не закидывают QTE-выборами по поводу и без повода, а задают вопросы редко, зато каждый ответ сильно влияет на развитие истории и концовку.
Хороших игр в жанре интерактивного кино на рынке немного, и каждая — на вес золота. Кто-то может вспомнить, что в Японии выходит куча низкобюджетных визуальных новелл со статичными картинками и полотнами текста, но Catherine — не из таких. Возможно, это одна из самых дорогих и красивых аниме-игр в истории.
Настоящая игра для взрослых
Слова «для взрослых» слишком часто используются не по делу, и ожидаемая аудитория часто расходится с реальной (Монеточку слушают не 14-летние анимешницы, а бородатые мужики, зато по Detroit: Become Human сходят с ума девочки-подростки, а не взрослые ценители фантастики). Но в Catherine для детей нет ничего: это история о мужике, который переживает кризис среднего возраста. Да и о сексе игра рассказывает не через фантастические позы и голые сиськи, а иначе: вот герой с бодуна просыпается рядом с незнакомой женщиной, а вот девушка признается ему, что беременна.
Собственно сюжет игры таков: 32-летний инженер Винсент пять лет встречается с серьезной брюнеткой по имени Katherine, но замуж не зовет — не готов отказываться от независимости и вообще мечтает стать космонавтом. Однажды он по пьяни знакомится с легкой и воздушной блондинкой по имени Catherine и понимает, что есть и альтернатива. Игра слов с именами и метания героя немного напоминают «Иронию судьбы» (только почти все события происходят не в одной квартире, а в одном баре), но есть нюанс: в мире Catherine каждую ночь нерешительные холостяки отчего-то умирают, и Винсенту тоже снятся смертельно опасные кошмары.
Пазл как художественный прием — это сильно
Во сне Винсент — антропоморфный баран, который прыгает с кубика на кубик, прокладывая маршрут наверх. Против него — падающие платформы, удары молний, враги-охранники, а еще — надвигающееся снизу нечто. Например, в кошмаре о беременности подруги главный злодей — огромный орущий младенец с длинными лапищами.
В 2011 году игровая пресса критиковала пазл-уровни — дескать, они слишком сложны; особенно для тех, кто хочет быстро посмотреть все ролики и уйти. Но юмор в том, что чудовищная сложность в Catherine — как раз метафора кошмара, идеально передающая беспомощность человека, запертого в собственном сне. В сочетании с визуализацией главных страхов (ручки нежеланного ребенка, ногти пассивно-агрессивной девушки) геймплей отлично доносит мысль, которую невозможно осознать, просто смотря даже самые талантливые ролики.
Игра от авторов культовой Persona
К Catherine приложили руку Кацура Хасино и Сигенори Соэдзима, в чьем послужном списке — все выпуски японских ролевых игр Persona, начиная с третьей части. И если первые выпуски этой серии знакомы только хардкорным фанатам жанра, то Persona 5 перевалила за 2 миллиона проданных копий и вышла в мэйнстрим. С оценками у нее все тоже очень хорошо.
Прямой связи у миров Catherine и Persona нет (кроме мелодий в музыкальном автомате бара), зато творческий почерк тот же. Это хорошо заметно и по дизайну персонажей, и по настроению истории. Главный герой, Винсент, по сути, делает выбор между порядком и хаосом, а часть персонажей игры — на деле аватары вавилонских божеств. Обе игры ловко сочетают реализм и сюрреализм, чтобы рассказывать о важных вещах, которые касаются каждого из нас.
То есть, конечно, не каждый может угодить в ад или слетать в космос в прямом смысле слова — это лишь метафоры. Но с фразы «нам надо поговорить о наших отношениях» как раз и начинается дорога вверх или вниз.
По-настоящему большая игра
Для начала: первое прохождение игры займет часов двадцать. Это не Detroit: Become Human или Until Dawn, которые можно осилить за один вечер. При этом в Catherine есть восемь основных концовок и одна секретная — огромный простор для экспериментов.
Если вам понравятся пазлы, можно поиграть в дополнительные уровни, а еще — сразиться с другими игроками. По Catherine даже проводятся киберспортивные турниры — обычно как сайд-ивенты на крупнейших мировых соревнованиях по файтингам. С крупными денежными призами.
Но самое интересное, конечно, — копаться в сюжете игры примерно так же, как многие геймеры изучают подтекст Metal Gear Solid. В Catherine используются те же постмодернистские приемы, за которые любят Хидео Кодзиму — вроде слома четвертой стены. Но эротизм обеих Катерин — и других женских персонажей — делает игру совершенно другой по настроению. Поэтому перепроходить ее несколько раз — отличная идея.
В настоящее время авторы Catherine работают над улучшенным ремейком для PlayStation 4 и PS Vita, который называется Catherine: Full Body. Он выйдет в Японии в этом феврале, а в остальном мире — когда-нибудь попозже. В нем у Винсента появится еще одна альтернатива — Рин, девушка с секретом. Если вас это заинтересовало, можно и подождать! Но Catherine на Steam доступна уже прямо сейчас.