Оглавление

7 лучших RPG в стиле Baldur's Gate

Старая школа, которую мы никогда не забудем

6 октября в ранний доступ вышла Baldur’s Gate 3. Первые две части серии — одни из лучших CRPG в истории, влияние которых сложно переоценить. Новая игра практически никак с ними не связана — название и мир те же, а вот студия-разработчик, механики и сюжет совсем другие. Однако и до Baldur’s Gate 3 хватало игр, которые по праву могли претендовать на звание наследников — пусть не прямых, но духовных. Рассказываем, как студии продолжили дело одной из величайших CRPG 90-х.

Planescape: Torment





Первая игра, которая лишь отчасти обязана Baldur’s Gate своим появлением, создавалась параллельно с ней самой. В то время студия Black Isle, входившая в состав издательства Interplay, работала над собственной фэнтезийной RPG. Команда во главе с Крисом Авеллоном хотела отойти от привычных для жанра элементов вроде эльфов с драконами, зачистки подземелий в поисках сокровищ или спасения мира от страшной угрозы.

В итоге у Black Isle получилась игра, которая поднимала серьезные темы вроде цены бессмертия или смысла жизни. Диалоги, неоднозначные персонажи и вариативность при выборе — все это было в Planescape: Torment. И хотя на момент разработки игры Baldur’s Gate еще не вышла и не завоевала популярность, именно ее модифицированный движок и базовую механику с боями в реальном времени, которые в любой момент можно поставить на паузу, использовали в Black Isle.

Пронизанный философскими мотивами сюжет, неординарные персонажи и блестящие диалоги принесли игре культовый статус и преданную любовь поклонников. Но для широкой аудитории она оказалась слишком сложной и необычной, и потому не снискала такого успеха, как Baldur’s Gate, которая использовала более стандартные для фэнтези декорации, темы и сюжеты.

Тех же, кого необычность привлекает, а не отпугивает, Planescape: Torment и сегодня способна впечатлить. Расширенное издание игры можно приобрести не только на PC, но и на консолях (в том числе и портативных).

Icewind Dale





Почти полной противоположностью Planescape: Torment можно назвать другой проект Black Isle — Icewind Dale. Действие игры разворачивается во вселенной Забытых королевств, той же, где происходят события Baldur’s Gate.

Региону под названием Долина ледяного ветра грозят опасности, и противостоять им должна партия приключенцев. Авторы свели диалоги к минимуму, сделали сражения и походы в подземелья основным занятием и позволили игрокам самостоятельно создавать героев.

В результате у Black Isle вышел эдакий «Baldur’s Gate 2 на минималках» — игра для тех, кого в CRPG привлекают приключения, сражения и прокачка, а не сюжет и персонажи. Первая часть Icewind Dale получила обновленную версию в 2014 году, а вот сиквел остался без нее — студии Beamdog, которая отвечала за разработку, не удалось отыскать исходный код.

Dragon Age: Origins





Практически в каждой ролевой игре BioWare, выпущенной в 2000-х, можно найти те или иные элементы Baldur’s Gate. Но настоящим преемником может считаться только Dragon Age: Origins.

В начале XXI века все большую популярность стало завоевывать темное фэнтези, в котором разница между добром и злом зачастую была незаметна. Центральные персонажи могли умереть, а магия уступила место политике и интригам. Флагманом подобных перемен считается «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина. Ведущий писатель BioWare Дэвид Гейдер перенес основные идеи в Dragon Age: Origins.

Если атмосфера и тон игры заметно отличались от Baldur’s Gate, то в плане геймплея и повествования Dragon Age: Origins многое брала от предшественника — здесь тоже были бои с активной паузой, масса колоритных персонажей и запоминающийся сюжет. Конечно, все это с поправкой на новые технологии. Впоследствии серия отошла от традиций Baldur’s Gate — авторы упростили часть механик ради большей динамичности и зрелищности.

Pillars of Eternity





После того, как Black Isle закрылась, несколько ключевых сотрудников компании основали Obsidian Entertainment — студию, которая до сих пор специализируется на сюжетно-ориентированных RPG. Их первые проекты были основаны на популярных франшизах. В 2012 году студия объявила, что собирается сделать олдскульную ролевую игру по собственной вселенной. С этой инициативой разработчики вышли на Kickstarter и собрали четыре миллиона долларов.

Через три года разработки Pillars of Eternity появилась в Steam. Новинка отличалась от Baldur’s Gate техническим исполнением, сюжетом, персонажами и миром. Но вот новшества в игровом процессе были сведены к минимуму. Например, в игре появились интерактивные текстовые вставки, а опыт начислялся только за выполнение заданий (убийство врагов не учитывалось).

Сиквел Pillars of Eternity перенял все основные черты оригинала. Разработчики лишь немного изменили декорации — перенесли действие на архипелаг островов и добавили морской романтики. Остальное осталось нетронутым.

Tyranny





В промежутке между двумя частями Pillars of Eternity студия Obsidian успела выпустить еще одну изометрическую ролевую игру — Tyranny. Новый проект заметно уступал в размахе и по меркам RPG был весьма камерным (небольшая карта, относительно короткая продолжительность — всего 20 часов), что, впрочем, не мешало ему выделяться на фоне остальных представителей жанра.

Tyranny переносила игрока в мир победившего зла, где уже сотни лет правил безжалостный тиран. Главный герой выступал в роли одного из слуг. Персонаж пребывал в регион, охваченный восстанием, чтобы разобраться с бунтовщиками и установить порядок. Вот только сам игрок не замечал, как ему на голову сваливалась одна проблема за другой. В Tyranny невозможно встретить хотя бы одного приличного персонажа (идеальный выбор тут тоже отсутствует). Все герои негодяи и мерзавцы. Даже мятежники, которые борются с системой, ничем не лучше тирана.

Общий мрачный настрой и выбор из двух зол стали главными отличительными чертами Tyranny и позволили бюджетному проекту достаточно неплохо выступить на рынке.

Torment: Tides of Numenera





Духовный преемник Planescape: Torment и наследник Baldur’s Gate. Изначально студия inXile Entertainment, в которой обосновались авторы оригинальной Planescape, планировала сделать новую игру в той же вселенной. Однако компании не удалось получить необходимые права, после чего разработчики обратились к другому сеттингу — Numenera. Действие игры развернулось в далеком будущем, в котором местные жители воспринимали забытые технологии как магические артефакты.

Подобно Planescape: Torment, Tides of Numenera — игра для любителей странных и необычных миров. Для тех, кому нравится, когда игра ставит перед сложными выборами и моральными дилеммами, не имеющими однозначных решений. Для тех, кто ценит диалоги и проработанных персонажей, и готов проводить за знакомством с ними куда больше времени, чем в сражениях.

Pathfinder: Kingmaker





Пожалуй, немного найдется современных CRPG, в которых влияние настольного первоисточника ощущалось бы столь же сильно, как в Pathfinder: Kingmaker. Сегодня, когда большинство современных разработчиков стремятся к упрощению ролевых механик, авторы Kingmaker старательно перенесли в игру значительную часть правил и особенностей оригинала. Кроме того, со временем в игре появился режим с пошаговыми боями, который еще больше приблизил Kingmaker к первоисточнику.

Другой особенностью игры стало преображение главного героя — из простого искателя приключений он превращался в правителя региона. Путешествия, выполнения заданий и сражения с монстрами требуется сочетать с хлопотами по хозяйству. В остальном Kingmaker очень близка Baldur’s Gate — эпическое фэнтези с обширным миром, обилием интересных квестов, захватывающим сюжетом и яркими персонажами.

Сегодня CRPG переживает второй золотой век в истории. И хотя жанр все еще остается нишевым, он предлагает куда больше, чем обычные одиночные или многопользовательские игры. Здесь действительно необходимо отыгрывать роль. А вот какую, решайте сами.

Обсудить