7 знаковых битв, в которых можно поучаствовать в играх
Битва при Каннах, Бородино и другие знаменитые баталии
Многие из нас любят произведения искусства, в том числе, за масштабные сражения – если бы не любили, то половина выпускаемых игр не была бы про войну. Тем более, они позволяют покомандовать в этих сражениях или хотя бы просто принять в них участие, ничем не рискуя. Мы собрали 7 примеров великих битв, которые можно воспроизвести благодаря играм.
Битва при Каннах – самый известный античный котел
Вторая Пуническая война между Римом и Карфагеном (III век до нашей эры) – воплощение тактической гениальности карфагенян, побитое удивительной способностью римлян восставать после ужаснейших провалов и упрямо идти в бой.
Одним из самых страшных поражений такого рода была битва при Каннах в августе 216-го. Цифры численности армий разнятся, но все историки сходятся, что римлян было сильно больше, вплоть до двукратного превосходства. И карфагенский полководец Ганнибал наголову их разбил.
Дело было не в том, что римляне оказались «хуже качеством». Отнюдь — как минимум пехота у них была точно лучше. Просто карфагенянам удалось выдержать мощнейший фронтальный удар противника, после чего, разбив прикрывавшую фланги римскую конницу, окружить неприятеля. Остальное было делом техники – трудно отбиваться, когда удары летят сразу с нескольких сторон.
Попробовать себя в роли Ганнибала или попытаться «все переиграть» за римлян можно в Rome 2: Total War.
Азенкур – рыцари против лучников
Это произошедшее в октябре 1415 года сражение Столетней войны – еще один, подобно битве при Креси (1346), пример триумфа английской оборонительной тактики над французским рыцарством.
Обстоятельства обеих битв похожи. И там, и там англичане разоряют французские земли. Французы в ярости, сама страна – в глубоком кризисе. Войска малоуправляемы и низкого качества. Единственные, на кого можно положиться – старая добрая тяжелая рыцарская конница. И вот она оба раза пытается вытянуть все на себе.
А хитрые англичане заняли удобные позиции в узких местах, где не выйти во фланг. Выставили своих лучших в Европе лучников, вкопали в землю колья и пики. Да и погода помогла – кругом грязь, в которой и танки завязли бы, а десятки тысяч конских копыт делают это месиво еще хуже.
Результат – французские атаки не приводят ни к чему, кроме огромных потерь, рыцарство разгромлено, война продлена еще минимум на полвека.
Мы, к счастью, не теряющие все в этой атаке французы и не англичане, приехавшие на континент помирать от чумы и дизентерии. Но попробовать отыграть знаменитые битвы рыцарей против лучников можем — например, в Medieval 2: Total War.
Бородино – самая кровавая ничья 1812 года
Наполеон был военным гением покруче упомянутого выше Ганнибала. К 1812 году его способность выиграть почти любое сражение была уже хорошо известна во всей Европе. Поэтому, когда французы вторглись в Россию, ставка русских была не на генеральное сражение, а не изматывание противника.
Ради этого изматывания командующий Кутузов был готов сдать Москву. Но на него давили – слишком много влиятельных людей имели там собственность, которую было нельзя быстро эвакуировать. Результатом стала Бородинская битва
Это было крупнейшее сражение Отечественной войны – армии почти по полторы сотни тысяч человек, потери в десятки тысяч. А результат – практически никакой: ни одной из сторон не удалось разгромить другую. Хотя в большом сражении с Наполеоном и просто устоять было почти победой.
Выдержав французские атаки, русские отступили – Кутузов решил продолжить стратегию изматывания. В итоге победу приписали себе обе стороны. Это, впрочем, было неважно – ведь Наполеона в любом случае ждало беспорядочное бегство обратно, разгром при Березине и чудовищные потери для его армии. А русских – триумфальное вхождение в Париж.
Но почувствовать себя Наполеоном или Кутузовым можно, и не записываясь в ряды военно-исторических реконструкторов. Достаточно запустить Napoleon: Total War. И вот вы уже реете над окутанными залповым дымом стрелковыми цепями, отдаете приказы артиллерии и бросаете в штыковую целые полки.
Верден – самая знаменитая мясорубка Великой войны
Размах наполеоновских войн был велик, но реальность большой индустриальной войны, развернувшейся в 1914 году, оказалась еще ужасней. В Европе образовался позиционный фронт, который никак не получалось пробить. Траншеи, колючая проволока, пулеметы и артиллерия, возможность быстро перебрасывать по железным дорогам свежее подкрепление для контратак – это был просто неразгрызаемый на 1916 год орешек.
Но воюющие стороны пытались. Большая часть таких попыток оборачивалась горой трупов, раненых, инвалидов. В случае с Верденским сражением их количество перевалило за миллион.
Увеличился не только размах сражений, при котором противостоящие армии просто не помещались на обозримом поле боя. Выросла и продолжительность – французы и немцы увлеченно атаковали и контратаковали друг друга почти целый год – с февраля по декабрь 1916-го.
Тактические результаты, как и при Бородине, были нулевыми, но в стратегическом смысле дело кончилось в пользу Антанты, делавшей ставку на блокаду и медленное «выжимание соков» из более слабого противника. Немцы не нашли решения задачи и приблизили себя на шаг к поражению.
Представить, как все это выглядело «изнутри» глазами обычного солдата, поможет шутер Verdun, создатели которого весьма аккуратно подошли к исторической достоверности. Побегать «в декорациях» Вердена можно еще и в Battlefield 1, но там дело этими декорациями и ограничится – игра все-таки не про реализм, а про энергичные перестрелки.
Сталинград – полевая армия вермахта, которая ушла и не вернулась
Потери в битве за Сталинград (июль 1942-февраль 1943) оказались еще больше – не меньше, чем по миллиону человек у каждой из противоборствующих сторон. Но для Красной армии высокая цена была заплачена не зря – в войне наметился корневой перелом.
С точки зрения драматургии, Сталинград – один из ценнейших эпизодов в копилке мировой военной истории. Судите сами: сперва немцы успешно ломятся к кавказской нефти, бьют Красную армию в хвост и в гриву, фронт обваливается. Но части РККА закрепляются в Сталинграде и держатся за каждый камень. Их многократно пытаются продавить, успех неприятеля зачастую зависит от брошенной в бой роты. К ноябрю оборона держится на нескольких крошечных плацдармах. Кажется, еще чуть-чуть, и армию Чуйкова сбросят в Волгу.
Но тут – гром посреди чистого для немцев неба – стартует операция «Уран». Замысел был до гениального прост: пока основные части немцев были скованы в Сталинграде, свежие подразделения Красной армии атаковали по флангам, на максимальном удалении от основной битвы. Державшие тыл румынские и итальянские подразделения быстро отступили и через несколько дней охотник и жертва поменялись местами. В котле – 6-я полевая армия вермахта, одна из самых крупных. И заодно румынские и итальянские части – всего более 300 тысяч человек. Все заканчивается тем, что немцы досиживаются чуть ли не до каннибализма и в итоге сдаются. Дыра во фронте размером с армию Паулюса заставляет скомандовать всеобщее отступление – и Кавказ остается лишь мечтой.
Разумеется, такой эпический сюжет не остался незамеченным, и Сталинград появился во множестве игр про Вторую мировую — от первых Call of Duty, Red Orchestra и клюквенной Company of Heroes до стратегий вроде «Блицкригов», «Второй мировой» и Sudden Strike. Словом, поучаствовать в организации котла для 6-й армии можно много где.
Операция «Багратион» – тяжелейшее поражение Гитлера
После пережитого под Сталинградом немцы помаленьку привыкали к новой реальности войны. Времена блицкрига ушли в прошлое. Но то, что с ними сделали в белорусских лесах и болотах летом 1944 года, вновь стало шоком.
Казалось бы, такая местность не благоволила котлам и широким охватам. Та же Украина с ее открытыми пространствами куда больше подходила для танков. Немцы так и подумали – и отправили туда большую часть своих маневренных соединений, которыми можно было отразить формирующие котлы удары.
Однако они жестко просчитались – русские решили действовать в практически лишенной танковых частей Белоруссии. Это, конечно, был риск, но оправданный: Красная армия уже набралась опыта и возложенные надежды оправдала. Результатом стали окружения, перед которыми мерк Сталинградский котел. Обвалилась не просто армия, а целая группа армий «Центр».
Немецкие потери впервые ощутимо превысили советские. Дороги заполнились колоннами беспощадно отступавших частей. Их утюжила советская авиация, а сзади нажимали танки. Гигантскую дыру во фронте было просто невозможно заткнуть – Красная армия так разогналась, что дошла аж до Варшавы. Это был настоящий 1941-й год наоборот.
Не обошли эту знаковую битву и в играх – в честь успешного сражения выпустили стратегию «Операция «Багратион». Так что если охота погромить хваленый вермахт в белорусских лесах – играйте.
Тетское наступление – как проиграть сражение, но выиграть войну
Вьетнамская война во многом была войной партизанской. В ней не действовали обычные для «конвенциональных» конфликтов правила. Для победы США было недостаточно разбить армию противника – требовалось еще «замирить» страну. В условиях, когда противник мог действовать с территории Северного Вьетнама, которую можно было бомбить, но нельзя было завоевывать по политическим причинам, это было практически невозможным делом.
Такое положение дел порождало странные ситуации, когда вдрызг проигранные сражения в итоге приводили к победе в войне. Как, например, Тетское наступление в 1968 году.
Оно представляло собой множество разрозненных партизанских атак по обширной территории Южного Вьетнама. Расчет был на то, что население ненавидит союзников-американцев, случится народное восстание, ну и дальше – все по коммунистической классике, начиная с 1917 года.
Реальность оказалась другой – население отнеслось к подобной идее скептически, а американцы и южновьетнамцы довольно быстро опомнились и разгромили все атакующие отряды. Но коммунисты, сами того не зная, затронули важнейшую струнку – провальное наступление изменило общественное мнение в самих США. Ранее в Америке думали, что вопрос «почти решен», но сам факт крупного наступления противника говорил: война еще надолго.
Выбивать подкрепления и увеличения военного бюджета стало сложнее. Американский народ был готов голосовать за мир, и в итоге дело пришло к эвакуации из Южного Вьетнама и проигрышу войны подчистую – 50 тысяч мертвых американских солдат и миллиарды долларов были потрачены зря.
Конечно же, это событие было отражено в играх. Vietcong, Battlefield: Vietnam, Conflict: Vietnam и многие другие дают нам возможность влезть в шкуры вьетнамских партизан или обалдевших от неожиданных атак американцев. Гуки, М-16, чертовы джунгли и много-много напалма – в комплекте.
Игры – не только развлечения. Это – неотъемлемый элемент культуры, ничем не хуже живописи, литературы или кино. И, как лучшие представители этой культуры, игры всегда будут стремиться к воспроизведению и осмыслению реальности. Всей бездонной копилке человеческого опыта под названием история. И, конечно, там есть и будут битвы – со всеми их аспектами, с храбростью и трусостью, со спасением жизней и тысячами трупов. У нас есть возможность приобщиться к этой копилке новым – интерактивным – способом. И это правильно и хорошо.
Читайте также:
- О чем лгут игры про рыцарей
- Учись, Call of Duty: какой бывает настоящая «серая» война
- Между мировыми войнами: сеттинги, которые так и просятся в игру
- От Call of Duty до Resident Evil: по каким видеоиграм снимают сериалы