Оглавление

Эти восемь бит мы узнаем с первых нот

Сегодня мы вспомним 8-битную классику культовой платформы NES

23 ноября 2016 года в России вышла миниатюрная копия Nintendo Entertainment System, а вот совсем не так давно состоялся релиз, так долгожданной любителями старой классики, консоли Nintendo Classic Mini: SNES. Товар в Европе и Америке был раскуплен за считанные дни, и достать его теперь можно только по завышенной цене у перекупщиков, у нас же в России еще с легкостью можно купить по адекватной стоимости в розничных магазинах. Это обусловлено, конечно, множествами факторами — многих детей приставки Nintendo обошли стороной в лихие 90-е — но теперь можно вполне легально прикоснуться к любимой классике видеоигр. В связи с выходом этой консоли и уже годовщине Nintendo Classic Mini: NES (как же быстро летит время), я решил продолжить цикл статей об игровых саундтреках и прикоснуться к 8-битным шедеврам выпущенных на NES. Итак, поехали.

Battletoads





Боевые жабы изначально создавались как конкуренты черепашкам-ниндзя. Выпущенная в 1991 году сначала для NES, а затем и на Amiga в 1992 году и Sega Mega Drive 1993 году компанией Rare Ltd (которые, к слову, сейчас трудятся над эксклюзивом XBOX ONE и Windows 10 Sea of Thieves) игра получилась на редкость интересная, но до безумия сложная. Двенадцать уровней практически невозможно пройти, а если играть еще и вдвоем, то это сущий ад: мало того, что есть «friendly fire», так еще, если один из игроков падает и умирает, то уровень начинается с самого начала (из-за этого ненавижу уровень со змеями). В игре имеются телепорты, благодаря которым некоторые уровни можно пропустить, что слегка упрощало игровой процесс. Сюжет сам ничем не примечательный: две антропоморфные жабы, Рэш и Зитц — за них мы и играем — должны спасти друзей жабу Пимпла и принцессу Анжелику от стервозной Темной Королевы. В этом нам помогает профессор Ти. Бёрд на своем космическом корабле «Гриф».

Ну а теперь немного о самой музыке в игре. Дэвид Вайз, композитор студии Rare Ltd, написал звуковое сопровождение ко всей серии Battletoads, включая и первую. Он был единственным автором всех саундтреков студии до 1994 года и его музыку можно услышать в более чем 60 играх. Проработав до 2009 года в Rare Ltd, Вайз оставил огромный след в истории написании игровых саундтреков.

Если же мы вернемся к Battletoads, то можно заметить, что на протяжении всей игры качественные разнообразные саундтреки Дэвида Вайза будут сопровождать нас из уровня в уровень. В каждом из них проходя от боса к босу, музыка все больше и больше затягивает в этот неоправданно сложный процесс по спасению друга Пимпла и принцессы Анжелики. В общем, это тот самый шедевр, который нельзя ни как пропускать.

Title Theme



Surf City



Cut Scenes



Final Fantasy







Последняя фантазия. Как же много эта фраза значит для огромного числа людей. В далеком 1987 году на платформу NES и не в менее далекой для нас с вами Японии руками разработчиков студии, на тот момент Square Co., Ltd, а ныне Square Enix, была создана игра Final Fantasy в жанре JRPG, положившая начало великой серии шедевров, которые выходят и по сей день. Последняя часть Final Fantasy XV вышла в 2016 году и в первый же день продаж было продано больше 5 миллионов копий, а общие продажи серии составили 118 миллионов.

Но вернемся к самой первой Final Fantasy на вселенную, которой обрушились несчастья — пожары уничтожают города, в морях бушуют штормы, а земля перестает плодоносить. Но как гласит пророчество, в темные времена придут четыре Светлых Воина и спасут мир.

Действия игры разворачиваются на трех безымянных континентах, где главным героям — Светлым Воинам, предстоит уничтожить четырех Страж Хаоса. У каждого из героев есть погасшие Сферы соответствующие различным элементам: земля, огонь, вода и ветер, благодаря которым можно спасти этот мир. Воины во время своих странствий посетят различные города, будут сражаться со страшными монстрами, повстречают эльфов, драконов и даже роботов, а так же попутешествуют во времени.

Музыкальным сопровождением Final Fantasy занимался Нобуо Уэмацу, ныне его называют «Джоном Вильямсом компьютерных игр». Характерной чертой его произведений является то, что они вобрали в себя смесь самых различных стилей и каждый из них привносит свой особенный шарм. Одни тягучие и медленные как Corneria Castle и Funeral, а другие быстрые и импульсивные как Dungeon и Battle Theme. Но все они проникают в душу и заставляют прочувствовать именно те эмоции и переживания, которые автор хотел донести с экрана.

Prelude



Funeral



Corneria Castle[h3][/h3]


Super Mario Bros.





На дворе 1985 год. Пока СССР устраивал грандиозную перестройку, в Японии вышла игра про усатого водопроводчика, попавшая в «Книгу рекордов Гиннесса» как самая продаваемая игра в истории, а главный герой Марио стал одним из самых узнаваемых персонажей в мире. О чем можно говорить, если Марио по узнаваемости обошел Микки Мауса у себя на родине. Сигэру Миямото совершил переворот в истории всей игроиндустрии, создав этот шедевр, он сделал огромный шаг в игроделе.

Сюжет игры очень прост. Главные герои водопроводчик Марио и его брат Луиджи попадают в Грибное королевство, там они уничтожают армию солдат Боузера, побеждают его и все это для того, чтобы спасти Принцессу Пич.

Грибное королевство состоит из восьми миров по четыре уровня. И если Марио в первых семи мирах уничтожает Боузера огнем то узнает, что это не он, а переодетый его солдат, как Гумба (тот самый гриб) или черепаха Купа. После встречаем жителя Грибного королевства — Тоада, который говорит Марио :«Thank you Mario! But our princess is in another castle!». И только после восьмого мира в конце попадается настоящий Боузер, и вот тогда Марио может ему как следует навалять.

Над музыкальной составляющей работал, на тот момент неизвестный композитор Кодзи Кондо. Ему была предоставлена полная творческая свобода, поэтому музыка менялась от одной демо к другой. Изначально композиции были медленные, но затем с выходом более окончательных версий игры, были увеличены в скорости и задавали более быстрый темп и самой игре. Все это стало гармонировать с игровым процессом на экране, будь то прыжки или бег. Именно такое удачное сочетание и помогло сделать эти саундтреки, так горячо любимыми во всем мире. Можно с уверенностью сказать, включи любому человеку музыку из Super Mario Bros. и он мигом тебе скажет откуда она.

Overworld Theme



Underwater Theme



Underground Theme



Teenage Mutant Ninja Turtles





Кто не любит черепашек-ниндзя? А жареных гвоздей не хочешь? Я спросил, жареных гвоздей не хочешь, нет?
Думаю, здесь таких нет. В детстве у многих был любимый сериал (премьера которого состоялась в 1987 году) про культовых 15-летних черепах-мутантов и их мудрого учителя Сплинтера борющихся с преступностью на улицах Нью-Йорка. Но самым главным врагом черепашек является злобный Шреддер бывший ученик Сплинтера, которому помогают Рокстеди и Бибоп (человек-носорог и человек-кабан), так же у Шреддера есть босс — мозг по имени Кренг из измерения Х.

Мультфильм основан на одноименной серии комиксов Кевина Истмена и Питера Лэрда . На момент выхода игры в США уже шел второй сезон и бил все рейтинги популярности. Итак, в 1989 году на NES выходит одна из лучших игр для этой приставки Teenage Mutant Ninja Turtles.

Сюжет игры практически ничем не отличается от сюжета комиксов. По приказу Шреддера Бибоп и Рокстеди похищают Эприл О’Нил (журналистка и подруга наших героев), дабы заманить ничтожных черепах в ловушку и четыре друга бросаются ей на помощь. В игре есть два режима — «вид сверху», где можем путешествовать по всей карте (кстати, нам дадут поуправлять тем самым черепахомобилем) и «вид сбоку», когда заходим в очередную канализацию или здание.

Но вернемся к музыке. Джун Фунахаши композитор студии Konami использовал большое количество электрогитар, которые были так популярны среди игр студии. Это можно легко заметить с первой же композиции открывающей TMNT. Музыка добавляет динамику в игровой процесс, ярким примером можно привести подводный уровень, когда таймер уже вот-вот подойдет к концу. В одном из интервью Фунахаши подтвердил, что он написал больше половины саундтреков к игре, но вот авторов остальных композиций он не помнит, так как это было слишком давно. Увы, и мне не удалось найти этих авторов, может однажды их имена и всплывут в интерне, но сейчас больше сказать об этом нечего.

Title Theme



Overworld 1



Mini Boss Battle



The Legend of Zelda





Эта игра обошла нас стороной, но с выходом консоли Nintendo Switch во главе с главным эксклюзивом The Legend of Zelda Breath of the Wild на российский рынок ситуация начинает потихоньку меняться. Стоит отметить, что The Legend of Zelda Breath of the Wild получила «Игру года» по версии Golden Joystick Awards 2017 и получила четыре награды в номинациях «Лучший звук», «Игpa гoда для Nintendo», «Выбор критиков» и сама «Игрa Гoдa».

Но сегодня мы вспоминаем первую часть серии с чего все и началось. Сигэру Миямото в 1987 году выпустил для консолей NES видеоигру, ставшую бестселлером для платформы с тиражом более чем 6,5 миллионов копий.

Действие игры разворачивается в мирном королевстве Хайрул, где хранили три элемента (Силы, Мудрости и Храбрости). Но однажды на королевство напала армия могущественного Принца Тьмы, которой удалось похитить Элемент Силы. Злой Принц по имени Ганон хотел ввергнуть страну в хаос и во тьму путем похищения всех элементов. Принцесса Зельда, как обладательница элемента Мудрости, разделила его на восемь частей и надежно их спрятала по всему королевству и попросила свою няню Импу, найти героя, который сможет победить Ганона. Ганон узнав об этом, заточил принцессу в темницу и вдогонку няне послал отряд воинов. И вот когда воины настигли ее, и казалось, что судьба уже предрешена, из ниоткуда появляется главный герой всей серии. Он спасает Импу и узнав историю, решает помочь Зельде и спасти Хайрул от Ганона. И звали героя Линк. Именно так начинается наше путешествие.

За звуковое сопровождение отвечал, уже знакомый нам по игре Super Mario Bros., Кодзи Кондо. Игра про Линка для него стала важной частью чуть ли не всей взрослой жизни. Он знал, ему нужно совсем другое музыкальное сопровождение главного героя, не так как это было в Super Mario. Игра была в открытом огромном мире со всеми вытекающими, поэтому в саундтреках легко прочитывается узнаваемый мелодичный стиль. И стоит отметить, изначально Кондо хотел вставить классические композиции, например болеро Мориса Равеля, но из-за проблем с авторскими правами отказался от этой идеи. Так или иначе, Кодзи придумал то, что стало классикой для всей музыкальной составляющей видеоигр.

Overworld Theme



Dungeon Theme



Ending Theme



В этой статье у меня нет первых и последних мест, они все уникальны в своем роде и обладают особенной 8-битной магией. Все они хранят в себе историю. Историю, которую полюбили миллионы людей и хранят у себя в самых теплых воспоминаниях детства. Любите видеоигры и слушайте только лучшую музыку.

Обсудить