Оглавление

А разговоров-то было: обзор Windows 11

Небольшое обновление «десятки» под видом новой ОС

Так получилось, что с начала 90-х Windows — самая популярная компьютерная ОС. Сперва она по сути была копией первых версий macOS. Однако ее можно было установить на любую систему, и она отличалась открытой архитектурой, поэтому быстро оказалась на большинстве ПК в мире. Apple же до сих пор продолжает продавать в первую очередь «железо», с закрытым проприетарным софтом.

Вот и сейчас, согласно данным Statcounter, Windows — самая часто используемая ОС на стационарных PC и ноутбуках (ее выбирают 75,4% рынка). Видимо, многолетнее лидерство — та причина, по которой сама операционная система развивается очень медленно. Судите сами: последняя безоговорочно успешная Windows вышла еще в 2009 году — та самая культовая «семерка». За прошедшие 12 лет в Microsoft по факту сделали лишь один шаг вперед: странная плиточная Windows 8 была шагом в сторону, а Windows 11 — это просто «десятка», которую наконец довели до ума. И что самое смешное — она снова напоминает macOS.

Официальный релиз Windows 11 состоялся 5 октября. Мы тестировали новинку от Microsoft около недели, и теперь хотим поделиться впечатлениями.

Неразбериха с системными требованиями





Еще до выхода было сложно понять на какой компьютер можно поставить новую Windows, а на какой нельзя. Все заметили, что системные требования заметно выросли. В первую очередь, по памяти: теперь требуется 4 Гбайт ОЗУ и хранилище на 64 Гбайт («десятка» просила 2 и 32 гигабайта соответственно). Правда, места новая ОС занимает даже меньше — около 20 Гбайт, против 30 у Windows 10. Потребление оперативной памяти, кстати, тоже не выросло (но об этом поговорим в главе про игры).

Самое главное, подходят лишь относительно новые процессоры (начиная с Coffee Lake и Zen+), и требуется наличие доверенного платформенного модуля TPM 2.0. Позднее выяснилось, что Windows 11 все же можно поставить на неподдерживаемые ПК вручную, — в таком случае в Microsoft не гарантируют стабильную работу и не будут предоставлять обладателям устаревших систем обновления. Речь идет в первую очередь о новых сборках, а вот обновления безопасности все же прилетать будут.



После релиза все оказалось несколько сложнее. Даже для ручной установки необходимо наличие TPM, а вот процессор подойдет любой. Мне повезло наполовину: на материнской плате моего настольного ПК оказался необходимый модуль, но моего процессора Intel Core i5-7600K нет в списке поддерживаемых. Тем не менее, после включения TPM 2.0 через BIOS, ручная установка через ISO-образ успешно запустилась.

Установка на SSD прошла ожидаемо быстро (даже быстрее «десятки»). Уже через 10 минут я любовался обновленными интерфейсами и донастраивал операционку под себя, параллельно изучая новые фишки системы. О них я расскажу подробнее.

Такой должна была быть Windows 10





Все уже знают, что «Пуск» вместе с док-панелью по умолчанию переехали в середину панели задач. Но это далеко не все изменения. К слову, решение с док-панелью спорное — значки все время съезжают влево, и когда открываешь приложения, их каждый раз приходится выискивать. Зато после открытия «Пуска» больше не нужно переводить взгляд. Но, разумеется, через раздел «Персонализация» все можно вернуть в левый угол.

Как уже сказано выше, изменений на деле много. Проблема в том, что большинство из них как раз касаются интерфейса — в Windows 11 его наконец-то довели до ума:









Также ОС наконец-то научилась правильно работать со вторым монитором. Раньше все окна после отключения дополнительного дисплея перелетали на основной, а теперь просто сворачиваются и затем вновь разворачиваются после включения.

В целом интерфейсы теперь выглядят свежо и современно. Все на своем месте и ничего не перегружено. Однако подобная лаконичность есть в той же macOS уже лет 10. И лишь в Windows 11 разработчики смогли к ней приблизиться. Однако не до конца: стоит открыть «Панель управления», а затем перейти в настройки звука или вызвать «Управление компьютером», как на экране образуется свалка.



Уже в последних сборках Windows 10 некоторые старые интерфейсы переработали. А в Windows 11 большинство опций доступны в основной панели настроек (те же настройки звука и электропитания). Будем надеяться, что в будущих глобальных обновлениях исчезнут вообще все архаизмы. Проблема в том, что я и остальные владельцы «устаревших» ПК (четырех- и более летней давности), видимо, не получат новые сборки.

Вообще отказ от старого «железа» — не самое плохое решение. По идее это позволит новой операционной системе лучше раскрыть потенциал современных ПК. По-хорошему те же четырехъядерные Core i7 сегодня выглядят жалко — с характеристиками какого-нибудь 7700K уже второй год как можно купить i3 за где-то 8 тысяч рублей. Но пока разница в производительности между Windows 10 и 11 находится на уровне погрешности.

Лучшая ОС для игр?



Результаты почти идентичны


Я запускал в Windows 11 много разных требовательных игр последних лет: Assassin’s Creed Valhalla, Shadow of the Tomb Raider, Mordhau, Doom Eternal, Call of Duty: Warzone и другие. В целом, особого проседания FPS не видно, и микроподтормаживаний стало меньше. К сожалению, записать прямое сравнение игровой производительности старой и новой операционок не удалось — поджимало время и не было в наличии двух больших SSD.

На YouTube и профильных сайтах большинство результатов сравнительных тестов тоже сводятся к тому, что особо лучше не стало. Но главное, что не стало хуже. А на некоторых системах даже улучшилась плавность. У меня например, не все идеально с подсистемой памяти — ОЗУ и SSD не самые быстрые, а процессор откровенно слабоват. К счастью в Windows 11 работу с памятью усовершенствовали, что по идее и избавило от фризов в играх.



Даже опция «Планирование графического процессора с аппаратным ускорением» сразу включена в системе по умолчанию. Она позволяет видеокарте распределять ресурсы памяти на более низком уровне. Опция появилась еще прошлым летом в Windows 10 и сильно помогла графическим адаптерам с узкой шиной.

Но это еще не все, что касается памяти. Главное нововведение Windows 11 — поддержка функции DirectStorage (и ее аналога RTX IO от NVIDIA). Суть функции — прямая загрузка игровых данных в видеопамять, минуя центральный процессор. Это должно значительно снизить нагрузку на последний, но поддержка в играх появится лишь в следующем году. Проблема лишь в том, что DirectStorage добавят и в Windows 10 — минус еще одна причина обновляться.



Зато другая игровая фишка останется эксклюзивом Windows 11. Речь про Auto HDR, перекочевавший из последних версий консолей Xbox. Он позволяет на лету преобразовывать изображение из любых (даже старых) игр в расширенный динамический диапазон. Это делает картинку более насыщенной и контрастной. Хотя понравится, наверняка, не всем, да и никто не отменял необходимость совместимого монитора.

Например, посмотрите как странно и вычурно начинает выглядеть Skyrim:



Что еще? В будущем добавят нативную поддержку любых приложений с Android, включая игры. Их можно будет устанавливать через партнерский магазин Amazon, либо (как обещается) — просто открывать .apk-файлы. Больше не потребуются эмуляторы, чтобы запускать мобильные версии популярных онлайн-игр на ПК (если у вас вдруг возникнет такая необходимость).

Так стоит ли обновляться-то?





Главный вопрос, конечно же, — а есть ли смысл сейчас менять ОС? Разберем подробнее, кому и зачем пора делать апгрейд (а кому лучше подождать).

Кому стоит переходить на Windows 11






Кому лучше оставаться на Windows 10





А если вы до сих пор сидите на старой доброй «семерке», пришло время перейти на проверенную «десятку» — после выхода Windows 11 она перестанет донимать постоянными обновлениями. Хотя формально поддержка продлится аж до 2025 года.

Обсудить