Оглавление

Война корпораций: как Fortnite поссорила Apple и Google с Epic Games

Удаление шутера из крупнейших цифровых магазинов, два судебных иска за сутки и громкие заявления о борьбе с монополией

В ночь с 13 на 14 августа Fortnite пропала сразу из двух цифровых магазинов — App Store и Play Store. Так Apple и Google отреагировали на попытку Epic Games обойти платежные системы компаний, не платить комиссии и получать всю прибыль с микротранзакций. Разбираемся, что произошло, и чем ситуация может обернуться для игроков и разработчиков.

Первые выстрелы



Все началось 13 августа, когда авторы Fortnite представили собственную платежную систему. Игрокам разрешили выбирать, как оплачивать микротранзакции: продолжать пользоваться сервисами Apple или Google, либо перейти на новый вариант и платить на 20% меньше. Сэкономить получилось за счет комиссий: в App Store и Play Store разработчики отдают 30% прибыли платформодержателям, а с новой системой Epic все деньги поступали напрямую создателям игры.

Российские игроки оценить новый платежный вариант не смогли. Россия вместе с Алжиром, Бразилией, Колумбией, Индонезией и рядом других стран обновление почему-то не получила.

Apple отреагировала на нововведение через несколько часов после анонса. Компания удалила Fortnite из App Store, пояснив, что Epic Games нарушила правила магазина. Однако ее представители заявили, что приложат все усилия со своей стороны, чтобы вернуть Fortnite обратно.

«Epic Games активировала функцию, которую наша компания не проверила и не одобрила. Это нарушение правил App Store о покупках внутри приложений»



Авторы Fortnite, похоже, были готовы к такому повороту событий с самого начала. Компания сразу же подала иск, но заявила, что не собирается требовать денежной компенсации. Она якобы просто хочет «положить конец действиям Apple, которые вредят конкуренции», а также покончить с монополией компании на рынках приложений для iOS и микроплатежей.

Одновременно Epic Games выпустила новый трейлер игры, который пародировал знаменитый «1984», телевизионный рекламный ролик Macintosh. В своей версии создатели игры призвали фанатов сплотиться и защитить любимую игру от монополии Apple. А заодно запустили хэштэг #FreeFortnite.

Трейлер Fortnite


Реклама Apple


Вслед за Apple игру из своего магазина убрала Google. В компании объяснили, что новая платежная система нарушает правила Play Store, а все разработчики должны пользоваться встроенной системой и платить комиссию. Epic Games в ответ подала второй иск, против Google. Требования те же — добиться честной конкуренции и заставить корпорации дать игрокам выбор, как совершать микротранзакции.

Что дальше



Удаление игры из магазинов не означает, что игроки потеряют доступ к игре в ближайшие дни. Но новых обновлений она не получит В случае с Play Store проблему решить просто — установить патч на Android-телефоны можно и со сторонних источников. А вот владельцам iPhone и iPad, если проблему не решат, с игрой придется распрощаться — новое обновление установить не получится.

Пропажа Fortnite из магазинов и судебные иски стали главными темами дня. Большинство компаний пока молчат, но некоторые участники рынка уже выбирают сторону конфликта. Например, в поддержку Epic Games высказались представители Spotify — музыкального сервиса, который недавно запустился в России. «Недобросовестная практика Apple слишком долго ставила конкурентов в невыгодное положение и лишала потребителей [права выбора]. Обеспечение конкурентоспособной и справедливой работы iOS является неотложной задачей Apple», — заявили в компании.

Важно отметить, что претензии к Apple копятся уже давно. Тот же Spotify давно обвиняет компанию в монополии, задержке обновлений, нечестной конкуренции и слишком высокой комиссии. А в начале августа Facebook пришлось урезать функционал приложения Facebook Gaming, чтобы добиться релиза в App Store.

«К сожалению, нам пришлось убрать мини-игры из Facebook Gaming из-за политики Apple. Это значит, что пользователи iOS получат урезанную версию программы в сравнении с версией для Android»



15 сентября на Android запустится стриминговый сервис xCloud от Microsoft, который позволит геймерам играть с помощью геймпада на мобильных устройствах. Но до устройств Apple он не доберется: в компании объяснили, что не могут проверять чужие игры из магазина Microsoft, поэтому и доступ к сервису предоставить нельзя.

Создатель Telegram Павел Дуров тоже в последнее время много критикует Apple. В конце июля он перечислил 7 минусов App Store, среди которых — цензура, высокая комиссия, обилие рекламы и проблемы с конфиденциальностью.

Эксперты полагают, что ситуация складывается интересная: Epic пытается не столько выиграть суд, сколько нанести репутационный ущерб — в первую очередь Apple, но и Google тоже. Важность игр, особенно после пандемии, нельзя недооценивать, поэтому терять аудиторию игроков Apple не захочет. Но выйти из этой ситуации победителем будет тяжело всем участника конфликта — придется договариваться.

Менеджер по франчайзингу Blizzard Максим Самойленко отмечает, что Apple уже делала исключения — например, для Netflix. Поэтому и другие компании после иска Epic потребуют аналогичного отношения.






Основатель издания MacStories Федерико Витиччи согласен с этой точкой зрения.




Редактор The Verge Том Уоррен считает, что повлиять на развитие событий может только европейский суд — Америка не решит дело в пользу Epic.



Редактор VentureBeat Джефф Граб заметил, что Epic Games создает интересный прецедент.



Однако и у Apple хватает сторонников. В сети популярно мнение, что компания годами создавала свою экосистему, поэтому имеет право делать в ней все, что хочется. А все недовольные комиссией могут потратить еще десяток лет на выпуск своих гаджетов и создание нового цифрового магазина.





Разработчики игр и приложений уже давно жалуются на слишком высокие отчисления владельцам магазинов. И если Epic Games удастся победить, то это повлияет на весь рынок: комиссии придется снижать Google, Sony, Microsoft, Nintendo и другим корпорациям. А в некоторых случаях — допускать на свои платформы сторонние магазины с собственными правилами. Игроки от этого останутся в финансовом плюсе: разработчики начнут получать больше денег с продаж, а значит, и соблазн повышать цены будет меньше. Но чем больше разных цифровых магазинов, тем больше головной боли у пользователей, которым придется хранить покупки в нескольких библиотеках. Вспомните, с каким негативом игроки восприняли запуск Epic Store — и представьте, что нечто подобное случится на iOS, PlayStation и Xbox.


Читайте также:


Обсудить