Assassin’s Creed Valhalla — грабь, жги, убивай
Наши впечатления от самой жестокой игры в истории серии, которая наверняка понравится всем поклонникам Рагнара Лодброка
Ранние пресс-версии — настоящее проклятие любого игрового СМИ. С одной стороны, хочется всеми силами успеть к дате релиза, когда интерес к игре максимален. С другой — времени хватает не всегда, и с крупными играми вроде Assassin’s Creed Valhalla «успеть до релиза» значит «пробежать марафон по основному сюжету, не занимаясь больше ничем». Такой подход сложно назвать разумным, поэтому сегодня мы решили ограничиться очень подробными первыми впечатлениями об игре. Их будет достаточно, чтобы определиться, покупать ли Assassin’s Creed Valhalla, ну а финальную рецензию с оценкой и разбором всех-всех нюансов мы выпустим через 1-2 недели.
То, что в Valhalla знаменитая серия не растеряла масштабность — это, на самом деле, отличная новость. Assassin’s Creed — уже давно не стелс-игра про знаменитый клан убийц, а большое RPG-приключение в определенном популярном историческом периоде. В последней Assassin’s Creed Odyssey вы могли вообще не вдаваться в подробности многовекового противостояния ассассинов и тамплиеров, а просто наслаждаться грандиозным путешествием по Древней Греции с узнаваемыми героями, мифами, тайнами и войнами.
Если на этом месте вам вспомнился сериал «Викинги», то вы не промахнулись
Но каждый временной период накладывает свои условия. Поэтому не стоит ждать от Assassin’s Creed Valhalla веселого и яркого приключения с раздолбаем Алексиосом или язвительной Кассандрой в главной роли. Valhalla — это история мести, самопожертвования, кровавых набегов и грабежей, завоеваний и бесконечных интриг, когда самым опасным врагом может оказаться близкий друг. Если на этом месте вам вспомнился сериал «Викинги», то вы не промахнулись. Со знаменитым телешоу игру роднит и история — сыновья Рагнара Лодброка впервые упоминаются уже через несколько часов прохождения, — и стиль. Но до банального копирования Valhalla не опускается — игра вполне самостоятельна, а выбранный авторами временной период просто является одним из самых интересных в истории викингов.
Заметно изменилась и структура игры. Если в Odyssey игрок сравнительно свободно путешествовал по Эгейскому морю, то Valhalla — это история завоевания. После короткого пролога в Норвегии главный герой с группой соратников отправляется на поиски лучшей судьбы в Англию. Центром операций становится поселение, а одной из основных сюжетных задач — поиск друзей и союзников.
Поселение в Valhalla прокачивается. Заработанные ресурсы можно вкладывать в строительство зданий — они открывают доступ к лучшей экипировке, новым возможностям, а порой и целым сюжетным линейкам. Поселок буквально на глазах растет в уровне и размерах, начиная привлекать внимание: в нем появляются все новые и новые гости, с которыми можно поговорить по душам, а порой и провернуть вместе что-нибудь эдакое. Говорить, что поселение коренным образом влияет на геймплей, все-таки не стоит — рано или поздно все игроки закончат примерно с одинаковым набором построек. Но в данном случае смотрится в тему — многие кланы викингов действительно пытались осесть в Англии, строя там свои поселки.
Заметно поменялась и морская часть — теперь ее корректнее будет назвать «речной». Драккар викингов совсем небольшой, а используется он в Valhalla для путешествия по многочисленным рекам Англии. Место морских боев заняли набеги: по берегам раскидано огромное количество временных лагерей, поселков и монастырей, которые викингам просто положено грабить.
Это, возможно, одна из самых жестоких частей игры: раздается звук горна, отряд игрока прыгает через борт драккара и бежит к монастырю. Короткая драка со стражей — и вот уже крыши домов начинают полыхать, посреди пожарища бегают послушники, а викинги деловито выгребают добычу из сундуков.
Пожалуй, главный пока вопрос к рейдам — это их однообразность. Монастыри похожи планировкой, а весь геймплей сводится к вырезанию врагов толпой и поиску ценностей. Конечно, морские бои в Odyssey тоже не были особо разнообразны, но по времени они длились куда меньше. Пока же единственная интересная опция в рейдах Valhalla — это возможность выбраться из корабля в одиночку, самостоятельно вырезать часть стражников, а уже затем протрубить в горн, вызвав остальную команду. Такой подход помогает, если враг сильнее команды героя.
Хоть разработчики и обещали заметно переделать боевую систему, но в игре это не чувствуется. Как и прежде, Valhalla не заставляет играть в стелсе — на нормальном уровне сложности главный герой легко выдерживает стычку с 2-3 равными противниками, а если и начались проблемы, то всегда можно сбежать. В стелсе же играешь скорее потому, что во многих ситуациях так проще и веселее — боевая система в Valhalla не настолько навороченная, чтобы постоянные долгие бои доставляли удовольствие.
Заметно поменялась и прокачка. Теперь очки навыков выдают заметно чаще, а вкладывать их приходится на огромной карте, поделенной на «кластеры». В центре кластера обычно находится какой-нибудь крупный навык, а вокруг него — точки, отвечающие за повышение определенного типа урона, здоровья, бонусов от определенного сета брони и т. п.
Сама по себе идея неплохая и позволяет лучше настроить персонажа под свой стиль игры. Однако очень странным выглядит идея разработчиков скрыть почти всю карту прокачки. Через каждый «кластер» можно выйти на пару новых, но что они дадут — будет видно только после того, как вложишь в нужной последовательности определенное количество очков навыков. Сбрасывать прокачку можно в любой момент и совершенно бесплатно, в итоге это превращается в очень странную игру — набрав дополнительных очков навыков, ты подолгу зависаешь в прокачке, просто вкладывая очки по-разному и пытаясь узнать, а что там дают дальше.
Некоторые идеи и вовсе выглядят странно. Например, лечится персонаж теперь с помощью еды — с кустов можно собирать ягоды, а в поселках на столах попадаются кастрюли с похлебкой. Собранная еда сначала восстанавливает здоровье (если с ним проблемы), а затем — откладывается в нечто вроде «аптечек». В продуктах на локациях проблем нет, поэтому случаются курьезы, когда, например, в разгаре боя ты отрываешься от врагов и начинаешь бегать кругами по монастырю, собирая ягоды и разыскивая похлебку на столах. Не очень хорошо работает и полюбившаяся разработчикам идея отправлять игрока на миссию с напарником — когда проходишь в стелсе, то союзник откровенно портит всю картину, «невидимо» болтаясь чуть ли не под ногами у врагов.
Впрочем, все это достаточно мелкие придирки, а глобально же Valhalla выглядит отличным продолжением серии. В ней просто какое-то неимоверное количество занятий — на уровне лучших RPG, вроде Skyrim и третьего «Ведьмака». В игре есть несколько крупных линеек в дополнение к основной, а на небольшие побочные квесты натыкаешься почти постоянно. Их не только дают встречные NPC — например, важное письмо могут доставить прямо в поселение. Или после небольшого и казавшегося заурядным рейда герой найдет следы, указывающие, что неподалеку находится куда более крутая добыча.
Как и прежде, в игре хватает нелинейности, а выбор в этих ситуациях совсем неочевиден. Поступить гордо и с честью? Или занять позицию здравого эгоизма? А может и вовсе поддержать воительницу просто из-за того, что она тебе нравится? А ведь многие такие решения могут напомнить о себе через несколько часов прохождения.
Уменьшившись в размерах мира, Valhalla не стала менее масштабной. А еще она заметно похорошела — в Англии мы почти не встретили «пустых» или «скучных» мест. Графически же Valhalla напоминает о временах Assassin’s Creed Black Flag, которая, напомним, также вышла на стыке поколений. С одной стороны, разработчиков игры явно ограничивала необходимость сделать ее совместимой с PlayStation 4 и Xbox One. С другой — на мощном ПК (и, понятное дело, консолях нового поколения) картинка просто поражает воображение. Потрясающая детализация, отличное освещение, красивые спецэффекты и замечательный дизайн: когда ты на небольшом драккаре проплываешь мимо стен очередного монастыря, который нависают над тобой огромным гигантом,то натурально захватывает дух. Такой красивой части Assassin’s Creed мы еще не видели.
По Valhalla уже понятно, что Assassin’s Creed осталась верной себе — и если вы любите серию (особенно две последние части), то новинка обязательна к покупке. Но вопрос, принесет ли Valhalla что-то новое в серию, кроме «викингского» сюжета и улучшенной графики, пока остается открытым. Вернемся к нему в рецензии.