Оглавление

Консоли от Atari

Atari, консольный гигант из 70-х, который сформировал игровую индустрию

Игровая индустрия не возникла на пустом месте, а формировалась постепенно на протяжении последних четырех десятилетий. Сегодня, спустя время, мы видим, какие решения оказались революционными и повлияли на весь мир, а какие оказались дорогими, но бессмысленными экспериментами. И если первой цифровой игрой считается Spacewar!, то компанией, которая популяризировала видеоигры в глазах обывателя, стала Atari. В этой статье мы не будем рассказывать о тонкостях бизнес-схем, 8-битных компьютерах и прочих сторонних вещах, а сосредоточимся на главном — на том, как Atari повлияла на игровую индустрию.

Atari 2600. Формирование игровой индустрии и Великий кризис 1983-го года



Человеческая память устроена так, что люди запоминают не первые продукты в конкретной области вообще, а первые удачные. К примеру, шутеры выходили до Wolfenstein 3D а RTS — до Dune 2. Так и Atari 2600 не была первой домашней консолью, ведь задолго до нее появился Magnavox Odyssey. Но именно приставка от Atari оказалось устройством, которое сформировало индустрию в том виде, в каком мы знаем ее сегодня. До нее главным способом поиграть оставались автоматы с механической или электронной начинкой, которые просили монетки за каждую «жизнь». Сегодня подобные устройства — редкость, ознакомиться с которой в России можно разве что в «Музее советских игровых автоматов» в Москве, а консоль или ПК есть почти в каждом доме. Да и игровая индустрия превратилась в многомиллиардный бизнес, который сравним с Мировым кинематографом.



Однако тогда, в 70-х, для бизнесменов было не очевидно, что видеоигры принесут серьезный доход. В таких условиях максимальную прибыль получал тот, кто первым осознает их потенциал и примет ряд правильных решений. С одной стороны требовалось вложить большие деньги, чтобы разработать новую консоль, с другой — требовалось сделать ее относительно недорогой. Главным же достоинством Atari 2600 оказалась даже не цена, а открытость для сторонних компаний, которые разрабатывают игры. Количество интерактивных проектов для этой приставки превзошло все ожидания и позволило ей выиграть гонку второго поколения консолей «в сухую». С 1977-го по 1983-й год для нее вышло невероятное количество видеоигр, причем нелицензинированных картриджей к 1981-му году стало больше, чем официальных, а потребитель просто не отличал качественную игру от второсортной. Интернета не было, специализированные журналы не давали подобной информации, поэтому люди покупали наугад. К тому же, бизнесмены вкладывали деньги в компании-новички, которые не имели ни опыта, ни свежих идей. Не удивительно, что результат зачастую оказывался отвратительным, но это никого не останавливало, более того — появлялись новые и новые компании-однодневки. Обвал рынка интерактивных развлечений часто связывают с неудачной игрой по мотивам фильма E.T., однако ни один, даже столь оглушительный провал не в состоянии вызвать столь крупный кризис. Истинной причиной обвала оказался «пузырь» из видеоигр низкого качества, который вызвал падение интереса пользователей ко всей продукции. Спасением для индустрии стала Nintendo Entertainment System с собственной библиотекой, но это уже другая история, о которой мы уже рассказывали.



Несмотря на провал, Atari показала миру, что видеоигры оказались перспективным вложение денег. Любой бизнес — полоса препятствий, где каждый шаг может оказаться последним, и игровая индустрия не стала исключением. И первый, самый рискованный шаг вперед совершила именно Atari. Правда, после окончания острой фазы кризиса она затеряется на фоне конкурентов, а главными консолями станут NES и SEGA Mega Drive, да и львиная доля рынка на тот момент сосредоточится на персональных компьютерах.

Попытка вернуться на Олимп. Atari 5200, 7800 и Lynx



Незадолго до кризиса 1983-го года Atari выпустила еще одну консоль, которая получила числовой подзаголовок 5200. Эта приставка должна была заменить 2600, которая к тому времени устарела, но, как говорится, не срослось. Проблемы 5200 были как в конкуренции и кризисе, так и в конструктивных ошибках, которые сделали ее неудобной в использовании. Как результат, вместо спасения она оказалась лишь еще одной статьей расходов компании. Параллельно с ней разрабатывалась Atari Cosmos, которая должна была выводить изображение в виде голограмм, но она так и не увидела свет.



После неудачи и окончания кризиса руководство Atari решило вернуться в игровую индустрию, где уже царствовали Nintendo и SEGA. К 1986-му году они разработали и выпустили относительно недорогую 7800, которая сочетала все функции 2600 и при помощи дополнительных устройств дорабатывалась до полноценного ПК. Но ее проблемы лежали на поверхности — жесткая конкуренция и отсутствие серьезной библиотеки игр. Последняя могла дополниться спустя время, но когда издатели и разработчики не видели перспектив для конкретной консоли, они теряли желание создавать для нее новые проекты. Так получилось и с Atari 7800, в результате чего она оказалась очередным провалом, пусть и не столь громким, как 5200.

Также можно вспомнить Atari Lynx, единственную портативную консоль этой компании. Она обладала мощной начинкой, но при этом стоила дорого, требовала больше батареек, чем ее конкуренты Nintendo Gameboy и Sega Gamegear и была слишком большой для карманной системы. Еще одной консолью с кошачьим подзаголовком стала бы 16-битная Atari Panther, но от нее отказались в пользу более перспективного Jaguar.



Последний аккорд. Atari Jaguar



Многочисленные провалы не отбили у руководства Atari желания триумфально вернуться в игровую индустрию. Для этого была разработана новая мощная консоль, которая вышла в 1993-м году и получила подзаголовок Jaguar. И вновь старые грабли — скромная библиотека игр, крайне неудобный джойстик и конкуренция, на этот раз с такими монстрами, как Nintendo 64, Sega Saturn и Sony PlayStation. Jaguar вышел раньше остальных 64-битных консолей, но даже фора в два-три года ему не помогла. Главной проблемой этой приставки оказалась слишком высокая цена, которая делала ее недоступной для большинства игроков. Интересно, что позже в дополнение к «Ягуару» вышла надстройка Jaguar CD, у которой была отдельная библиотека игр на дисках. Но, как и Sega CD, она оказалась никому не нужна.

Также можно отметить приставку Atari Flashback 2005-го года, своего рода переиздания классической 7800 со встроенными играми. Нечто подобное спустя время провернула Nintendo со своей mini NES и mini SNES. Но история Atari, как серьезного игрока на рынке консолей и компьютеров, закончилась в 1996-м году, с прекращения поддержки Jaguar. После провала «Ягуара» Atari медленно, но верно разваливалась. Одни филиалы закрывались, другие вливались в сторонние компании, но все это уже выходит за рамки данной статьи.



Судьба SEGA и Atari во многом схожи. Один крупный успех и ряд неудач, последняя из которых заставила уйти компанию с рынка производителей консолей. И все же, при всем уважении к «Сеге», вклад Atari в формирование игровой индустрии оказался намного больше.

История игровой индустрии интересна тем, что позволяет извлекать уроки из событий прошлого, чтобы не совершать ошибок в будущем. Сегодняшние платформодержатели помнят об истории Atari и SEGA, о причинах их взлетов и падений. Между тем, Sony, Microsoft и Nintendo, которые разделили между собой консольный рынок, также принимают рискованные решения, а цена ошибки по-прежнему высока.

Обсудить