Оглавление

ATOM RPG: Русский Fallout, который мы заслужили

Наши впечатления от игры, о которой многие мечтали годами, и которую любишь не благодаря, а вопреки

Западная наука диалектика учит нас, что рано или поздно количество переходит в качество. Ей вторит восточная мудрость о том, что если сесть на берегу реки и прождать достаточно долго, то мимо проплывет труп твоего врага. СССР был одновременно и Европой, и Азией, поэтому разработчики, вышедшие из этой среды и живущие на осколках империи, кажется, впитали обе истины: во всяком случае, такая мысль приходит на ум, когда наблюдаешь за бесконечными попытками создать «наш Fallout». В разное время на эту роль назначали добрую дюжину проектов: от откровенного китча вроде «Санитаров подземелий» и You Are Empty до действительно сильных попыток построить советский постапокалипсис — речь, как минимум, про S.T.A.L.K.E.R. и «Метро 2033». Но, кажется, никто еще не заходил в попытках дотянуться до легенды так далеко, как авторы ATOM RPG.

Если вбить в поисковую строку «русский Fallout», то большая часть результатов на первых страницах укажет на ATOM. Вряд ли дело в хитрых SEO-настройках: перед нами самый настоящий Fallout (в основном именно первая часть) в постсоветских реалиях. Вступительный ролик с элементами военной хроники и хриплым голосом за кадром. Почти идентичная завязка: главный герой, агент тайной организации по восстановлению Советской власти (пресловутый «АТОМ») отправляется на поиски таинственного бункера, где, предположительно, пропала предыдущая экспедиция. Вокруг, понятно, выжженая земля: ядерная война случилась в 1986-м, с тех пор прошло 20 лет, люди дичают.



Дальше заимствования становятся совсем беззастенчивыми. Ролевая система почти полностью скопирована со S.P.E.C.I.A.L.: те же основные характеристики, схожий набор навыков с очками прокачки, есть даже “особенности” (в классическом Fallout они назывались feats), которые позволяют сделать героя каннибалом или, скажем, доктором-морфинистом. Та же система диалогов: очень много текста, типовые варианты ответов для общения с маловажными NPC («Ты кто?», «Как дела?», «Есть какие-нибудь слухи?»), есть даже кнопка «Бартер». Пошаговая боевая система: помните, как в Fallout можно было выбирать между обычным и прицельным ударом в рукопашном бою? Здесь тоже можно! Помните, в первых частях Fallout было окошечко в левом нижнем углу экрана, ну, такое маленькое, где еще можно было посмотреть список последних действий? Здесь тоже есть, на том же месте! А помните пса-компаньона? Тут такой тоже будет! А еще машина с багажником!

Но, помимо конкретных элементов геймплея, разработчикам еще и удалось блестяще ухватить и воспроизвести главную особенность Fallout: это игра про странствия, удивительные встречи и истории, которые рождаются в процессе. В этом смысле создатели ATOM RPG превзошли все ожидания: одно прохождение, по свидетельствам очевидцев, может растянуться на 100 с лишним часов. В процессе можно присоединиться к нескольким фракциям, обзавестись жилищем с огородом, организовать сельские выборы, заделаться культистом и так далее. В лучших традициях оригинала, большинство заданий можно решать нелинейно, причем доступные варианты будут зависеть от комбинации ваших навыков, а также умения или желания обшаривать все углы в поисках нестандартных решений. Причем, тут снова нужно отдать авторам должное: последствия многих ваших решений часто видимым образом меняют мир игры — в первоисточнике про такое рассказывали после титров.

Правда, есть нюанс. Когда мы называем игру «русским Fallout» мы имеем в виду именно тот образ, который, должно быть, грезился гикам в растянутых свитерах в начале нулевых. Здесь можно встретить Мимино из одноименного фильма. Возле одной из ключевых локаций обитают Трус, Балбес и Бывалый. В первом же крупном городе есть сарай, где лохматый алкаш за 15 рублей показывает желающим «мумию Ленина», в роли которой выступает его дрыхнущий собутыльник. По соседству дежурит представитель «грибного культа», и вряд ли это простое совпадение: посмотрите легендарный ролик «Ленин-гриб», если вдруг не поняли, на что намекают разработчики. Связным правительственной организации оказывается простоватый таджик (в звании подполковника) по прозвищу Фидель, а на городской площади два шарлатана зазывают желающих в криптовалютный стартап и меняют деньги на еловые шишки. Говорят, где-то в советских пустошах можно встретить двойника Леонида Якубовича...



Постоянные отсылки, юмор в жанре «сисадмины шутят» (важная составляющая культурного кода нулевых!) и прочая эклектика — вот основные сценарные столпы ATOM RPG. Поразительным образом, игре все это идет: даже если просто заглянуть на страницу отзывов в Steam, можно увязнуть на несколько часов, зачитавшись рассказами о приключениях других игроков, которыми те охотно делятся. Что удивительно, многие делают это на английском языке. Мы не зря вспомнили восточную мудрость про труп врага: по стечению обстоятельств, как раз недавно мимо ATOM RPG проплыл Fallout 76.

ATOM — это проект, который мог стать успешным только в наше время. 2018 год запомнился множеством разочарований и досадных провалов крупных издателей и разработчиков. Зато спрос на ретро устойчиво растет. В США доделали Pillars of Eternity 2, в России выпустили спорную, но очаровательную Pathfinder: Kingmaker... А на днях вышел «ремейк» древней игры The Eternal Castle, который примечателен, в частности, тем, что никакого «оригинала» никогда не существовало: просто авторы так эксплуатируют нашу тоску по старым добрым временам.

ATOM RPG смотрится в этом ряду вполне уместно: это концентрированная доза ностальгии по общему детству всех, кому за 20. От дозировки кружится голова и даже подташнивает, но гораздо чаще испытываешь восторг узнавания. Даже откровенные недостатки игры — отвратительный интерфейс, так себе графику и мучительные первые часы прохождения (пока не прокачаешься, часто бьют) — воспринимаются как часть опыта. В конце концов, оригинальный Fallout тоже был неудобным и неказистым даже для своего времени.



Даже самые безвкусные шутки и однообразные сюжетные ходы авторам хочется простить, потому что «наш Fallout» может быть только таким — хардкорным, запутанным, дурным, страшноватым. Сделанным на коленке, в лучших традициях гаражных механиков (игру разрабатывали буквально в свободное время). И одновременно — глубоким и в хорошем смысле сложно устроенным. Короче, парадоксальным, как “загадочная русская душа”.

Если бы мы были вынуждены поставить игре оценку, честно измерив ее современными стандартами индустрии, то это была бы вялая «семерка» (во времена, по которым ностальгируют авторы, такое называлось «крепкий середнячок»). Но делать мы этого, конечно, не будем: ATOM RPG — это локальный пространственно-временной парадокс. Постарайтесь осмыслить: в 2018 году разработчики-энтузиасты выпускают ролевую игру мечты образца 2006 года, почти полностью скопированную с игры 1997 года и напичканную культурными символами из советских 1980-х. Умом такое не понять, аршином общим не измерить. Поэтому в заключение скажем вот что: хочется надеяться, что на этом коллективный гештальт закроется, и тоска по «тому самому Fallout» все-таки утихнет. Хотя бы ненадолго. Пожалуйста?

Обсудить