Оглавление

«Аванпост»: каким получился новый российский sci-fi боевик

Бэд Комедиан оценит

До России тренды доходят с некоторым опозданием, поэтому бум фантастического кино и сериалов мы наблюдаем сейчас, а не 3-5 лет назад, как в Голливуде. Зато зрителю по-настоящему есть из чего выбрать: на прошлой неделе стартовал нестыдный сериал «Эпидемия» про накрывший Россию неизведанный вирус, на этой выходит амбициозный «Аванпост». В начале января Федор Бондарчук покажет продолжение «Притяжения» под примелькавшимся названием «Вторжение», а в феврале всех ждет еще один блокбастер — медитативная «Кома». Возможно, в этом «виновата» современная повестка дня, возможно, что-то еще, но жанр sci-fi-апокалипсиса молниеносно ворвался в российскую развлекательную индустрию.



«Аванпост» по первым трейлерам напоминал фантастические выпуски Call of Duty, но про Россию. Суровые, облаченные в современную армейскую форму мужчины отчаянно сражались с неведомыми захватчиками. Но как часто бывает, трейлер дал не полное представление о картине. Оказалось, что режиссер Егор Баранов и его команда посмотрели очень много хорошего кино по теме и не боятся его цитировать. Например, образы футуристической Москвы с мрачными людьми, неоновыми вывесками и шумными ночными клубами очевидно списаны с «Бегущего по лезвию».

Вторая половина картины, когда главные герои стараются выжить после атаки неведомых существ, напоминает одновременно «28 дней спустя», «Войну миров Z» и даже «Дитя человеческое». Есть несколько очевидных оммажей оператору Любецки, который любит длинные планы и очень натуральные съемки, а самая неожиданная цитата в фильме — из «Иванова детства» Тарковского (тот самый поцелуй в лесу). Разумеется, есть и моменты, в которых видно, что режиссер очень любит шутеры от первого лица. Но в этих цитатах и реверансах в сущности нет ничего плохого: в современном постмодернистском мире все воруют у всех, а «Аванпост», в конце концов, не прикидывается лютым авторским блокбастером.



Если описать «Аванпост» в нескольких предложениях, то получится, что это фильм о войне, которая разрушает все вокруг. В центре сюжета — истории нескольких молодых людей. Один из них (Петр Федоров) живет с больной мамой и подрабатывает таксистом. Другой (Алексей Чадов) страдает от болезненных отношений с отцом, которые подталкивают его к армии. Третья (Лукерья Ильяшенко) — военный врач, которая ведет довольно разгульный образ жизни. Их судьбы переплетаются, когда на Земле, цитируя фильм, «что-то происходит», и в один миг умирает более 90% всего человечества.

Единственные выжившие по непонятным причинам — Москва и ее ближайшие области. Армия экстренно призывает молодых людей в свои ряды, чтобы занять оборону на специальных аванпостах неподалеку от города. Оттуда военные планируют не только защищать столицу, но и делать вылазки в так называемую санитарную зону, чтобы понять, что именно произошло с человечеством.

Пока «Аванпост» набирает обороты, а режиссер постепенно вырисовывает подробности конфликта, картина даже в чем-то очаровывает. Пессимистичные, залитые неоном московские пейзажи, неведомое зло без лица, которое до поры до времени остается за кадром (а лучше бы оставалось до конца), обилие вполне сносной компьютерной графики и по-голливудски выверенная работа с цветом — картину снимал Сергей Трофимов. Когда-то он работал на «Дозорах» и «Монголе» Сергея Бодрова-старшего.


К тому же авторы периодически пытаются приблизить картину к сегодняшнему дню: по местному телевидению «наконец-то показывают правдивые новости» (спасибо апокалипсису!), на улицах москвичи протестуют против властей, также есть очень противоречивые выступления по феминистской повестке. Не все ходы точны, но видно, как создатели «Аванпоста» пытаются сделать не просто зрелищное, но и более-менее актуальное кино. Ведь главная претензия к почти всем дорогим российским фильмам в последние годы одна — эти картины существуют как будто в параллельном, безвоздушном пространстве, и совершенно оторваны от реальности. Нельзя сказать, что «Аванпост» вскрывает все гнойники сегодняшней России, но в перерывах между выстрелами и экшен-сценами здесь угадывается страна, в которой мы живем — чуть озлобленная, но сплоченная, с проблемами и в постоянной войне со всеми вокруг. Как трактовать такой подход авторов — решите сами.



Пока в «Аванпосте» остается больше вопросов, чем ответов, фильм как минимум интригует. Но во второй половине, когда все карты оказываются на столе, он начинает разъедать изнутри сам себя. К финалу становится понятно, что это никакой не «Бегущий по лезвию» и даже не Call of Duty, а скорее взгляд в сторону «Чужого» — с его ницшеанскими идеями, богоискательством и мегаломанскими впечатляющими декорациями. Отличие одно: здесь Бог сам находит человечество, чтобы спасти его, а не наоборот.

Тут, наверное, надо сказать что-то про религию, но и так все понятно. Вообще ближе к развязке «Аванпост» все больше напоминает не выверенный фантастический блокбастер, а свалку идей: создатели хотели впихнуть в него как можно больше всего, из-за чего фильм одновременно похож на все на свете, но собственного узнаваемого лица не имеет.


Вторая фундаментальная проблема картины кроется в фантазии его авторов. Пока они грамотно срисовывают отрывки других, более помпезных, картин, все в порядке. Но как только им надо что-то вставить от себя или, не дай бог, свести сюжетные линии воедино или объяснить мотивацию персонажей, все рушится. Чтобы обойтись без спойлеров, скажу аккуратно: во второй части фильма полно глупостей, нестыковок, просто неловких сцен — но пусть с ними разбирается, например, Бэд Комедиан.

Есть в «Аванпосте» один очень противоречивый эпизод, за который точно картину будут обильно ругать не только в современном феминистском обществе, но и за его пределами. По нему отлично видно, насколько авторы, с одной стороны, неумело цитируют классику (допустим, «Апокалипсис сегодня», но вообще — любой большой фильм про войну), с другой — пытаются коряво выступить по современной #MeToo повестке. Больше не буду говорить ничего, но приготовьтесь, что в кинотеатре вам опять будет немного стыдно за российских сценаристов.



Сложно ругать «Аванпост» за амбициозность: делать большое развлекательное кино вне какой-нибудь франшизы сегодня — смелый шаг. Но именно масштабность, помноженная на желание выступить сразу в нескольких жанрах, в итоге сильно портит так звонко стартующий фильм. Например, за вереницей цитат категорически теряются характеры главных героев — кто там хороший, а кто плохой, рассудит только нелепый финал. Зло в «Аванпосте», когда выходит из сумрака, скорее больше смешит, чем пугает, хотя в фильме почти нет юмора. Все же заигрывания с классикой, особенно в финале, вызывают больше недоумения, чем восторгов.

«Аванпост» — не худший отечественный блокбастер за последние годы, но ему где-то сильно не хватает собственной интонации, где-то — более искусной работы с жанровыми темами. Но это приходит с опытом, а в сегменте научной фантастики наши современные отечественные кинематографисты пока не так сильны, как например, в бытовых драмах. Надеемся, что все впереди.

Читайте также:


Обсудить