Оглавление

«Базз Лайтер» — впечатления от мультфильма (18+)

Космическое приключение с плохим сценарием и забывающимися персонажами, которое вряд ли будет интересно даже детям

Вышедший в середине июня новый мультфильм Pixar обернулся для Disney финансовой катастрофой. Картина при бюджете в $200 млн так и не отбила даже половину затрат, а релиз сопровождался скандалом. «Лайтера» запретили в ряде стран за пропаганду ЛГБТ: нескольких героинь мультфильма сделали лесбиянками, а авторы наотрез отказались удалять сцены с ними для локальных рынков. Мы наконец посмотрели новую работу Pixar и теперь делимся впечатлениями.



События «Базза Лайтера» вращаются вокруг «реального» космонавта, по которому была сделана фигурка из «Истории игрушек». Фильм посвящен приключениям Звездного Рейнджера, однако знать события старых мультфильмов не надо — картина вышла практически полностью самостоятельной. Разумеется, нашлось место отсылкам к «Историям», но ничего важного в них для понимания сюжета и отношений между персонажами нет.

Картина рассказывает о колониальном корабле, на пути которого обнаруживается пригодная для жизни планета. Система будит двух Рейнджеров для проверки небесного тела, и они принимают решение посадить корабль. После небольшой экспедиции выясняется, что планета населена агрессивной фауной, так что оставаться на ней небезопасно. Но из-за ошибки Базза корабль терпит крушение, и весь экипаж корабля оказывается в ловушке. Лайтер решает исправить свою ошибку и заняться тестированием топлива для развития сверхсветовой скорости, чтобы увезти людей с планеты.

Первая попытка заканчивается провалом, а из-за эффекта замедления времени при разницы в гравитационном потенциале четырехминутный полет Базза превращается в четыре года на планете. Следующие вылеты тоже терпят неудачу, а Лайтеру остается лишь продолжать попытки и смотреть, как меняется жизнь застрявших на планете людей.



Мультфильм шуточно называют «Интерстеллером для детей», и в этом есть доля правды. Кино пытается говорить на похожие темы: о времени, отношениях, любви, одержимости и попытках людей исправить свои ошибки — иногда любой ценой. Но картина Pixar не такая хитрая сюжетно, так что ее смело можно посмотреть и с ребенком. Разве что придется объяснить ему некоторые особенности космических перелетов.

Больше всего проблем у «Лайтера» со сценарием и персонажами — двумя важнейшими компонентами приключенческих фильмов, что особенно странно в мультфильме Pixar. Авторы будто бы хотели придумать кино сразу для всех, поэтому сначала сочинили основные эпизоды с сюжетными поворотами, а потом не очень элегантно попытались их сшить. Из-за этого история тут развивается очень хаотично и ощущается рваной, а в движение ее часто приводят случайности и глупости. Главные герои за весь фильм практически ничего не добиваются: все ключевые события на них сваливаются по воле сценаристов. Переходы от одной сцены к другой иногда совсем неудачные: героев просто «телепортируют» в нужные условия, а чтобы не объяснять причины и следствия, отвлекают зрителя каким-нибудь большим взрывом.

Персонажи — еще одно слабое место картины. Даже сам Лайтер получился не очень фактурным. Он горит идеей быть лучшим и исправлять свои ошибки, а еще любит пафосно записывать на диктофон происходящие с ним события — вот и все, что можно сказать о его герое. При этом герой смешно смотрелся в «Истории игрушек», но воспринимался как какая-то утрированная, одержимая версия живого человека. В новом мультфильме мы будто видим ту же самую фигурку: сценаристы просто скопировали его характер и не попытались как-то интересно это обыграть.



Персонажи второго плана еще хуже — их имена и характеры забываются на следующий день после просмотра. Сценаристы пытались сделать напарников Базза забавными, но чувство меры им отказало. Например, одним из помощников Лайтера выступает пожилая женщина, которую досрочно освободили из тюрьмы. В первый раз мы слышим об этом как бы между прочим, а главный герой остается в шоке от того, с кем ему приходится работать. Однако потом про преступное прошлое дамы нам напоминают еще раз пять, из-за чего от шутки начинает подташнивать.

Много внимания достается особенно бездарному герою, который надоедливо предлагает всем свою помощь. Разумеется, он все же пригодится в самом конце мультфильма, но даже этот момент обставлен как-то неловко. Более того, этот же герой приводит ко всем злоключениям команды: он постоянно идет не туда, жмет не те кнопки и роняет предметы. Практически все его действия и толкают сюжет — хорошим сценарием такую структуру не назвать.

Даже попытки авторов играть на ностальгии получились провальными. В «Лайтере» появляется еще один персонаж из «Истории игрушек», однако если там он выглядел органично, то тут его дизайн смотрится абсурдно, особенно в рамках сюжета. Отношения персонажей в новом мультфильме и в старых вышли практически противоположными: сценаристы даже не стали придумывать, как превратить их историю во что-то внятное.

В общем, причин посмотреть «Лайтера» очень мало, но они все же есть. Во-первых, тут встречаются хорошие шутки и комедийные ситуации: строятся они на привычных ожиданиях зрителей и сломанных клише в экшен-сценах. За основную часть юмора приходиться отдуваться роботу-коту Соксу. Он ведет себя предельно разумно, невозмутим в любых ситуациях, и на этом контрасте с реальными кошками практически все его действия вызывают улыбку.




Во-вторых, «Лайтер» относительно успешно рассуждает на взрослые темы, не становясь при этом слишком трагичным. Если вы все еще в ужасе вспоминаете «Головоломку» и «Душу», в финале которых рыдали, как маленький ребенок, то новый мультфильм можно смотреть без страха. «Лайтер» в этом плане — преимущественно развлекательный мультфильм, не пытающийся заставить вас задуматься о чем-то великом.

Что касается знаменитого ЛГБТ-скандала, то тут обсуждать особо нечего. Врут обе стороны конфликта: ничего скандального в сценах с лесбиянками нет, но дело не ограничивается одним маленьким фрагментом. Пару показывают несколько раз, а потом у них появляется ребенок (откуда — неизвестно). Поэтому «просто вырезать» их из сюжета было нельзя, а отношения женщин влияют на характер и поступки самого Базза: создатели сделали эту сюжетную линию важной для сценария.

Из «Лайтера» получилась далеко не самая удачная попытка расширить вселенную «Историй игрушек». История, персонажи, экшен — все эти элементы вышли посредственными, хотя именно их обычно ценят в мультфильмах Pixar.

И взрослым, и детям мультфильм наверняка покажется скучным. Первым не хватит серьезности и фирменных шуток для людей постарше, а вторых кино нагрузит малопонятными темами вроде ответственности за свои решения и умения смиряться с ошибками. Посмотреть «Лайтера» можно разве что ради роботизированного кота Сокса, хотя вряд ли 1,5 часа вашего времени того стоят.


Ещё на PLAYER ONE:


Обсудить