Оглавление

Бессмертные онлайн-игры. Часть 1

Garry’s Mod, MMO по «Властелину колец», эталонный зомби-шутер, киберспортивная стратегия и другая живая классика

Сегодня в моде «королевские битвы» и метавселенные, среди которых не так много оригинальных проектов — большинство повторяют формулу родоначальников жанра с минимальными изменениями. А если мы вспомним популярные онлайн-игры прошлых десятилетий, то увидим немало уникальных бриллиантов, сверкающих до сих пор. Никто, включая самих разработчиков, так и не смог их превзойти за многие годы. И, видимо по этой же причине, в них продолжают играть десятки, а то и сотни тысяч человек.

В первой части материала поговорим про 9 игр, вышедших с 2006 по 2013 год. А чтобы погружение в прошлое было более естественным, мы расположили их в обратном хронологическом порядке.


Battlefield 4 (2013) — лучшая точка для входа в жанр





Battlefield 2042 на старте был хорош разве что картинкой следующего поколения. К осени 2022 года онлайн-шутер все же привели к приличному состоянию, но во многом последний выпуск франшизы все еще проигрывает старой доброй «Четверке». Именно тогда, в 2013 году, разработчики нащупали идеальный баланс, когда «легко научиться, но сложно освоить». При этом в Battlefield 4 не было откровенно лишних механик, вроде уймы вспомогательных гаджетов, перков и прочих заигрываний с другими жанрами.

Здесь все было сделано именно так, как надо. Сеттинг — современный, чтобы было легче разобраться с арсеналом. Карты — большие, просторные, но не гигантские, чтобы не приходилось по 10 минут бегать в поисках врага. А еще в BF4 были фиксированные классы: штурмовик (универсал, но слаб против техники), инженер (уничтожает вражескую технику), поддержка (прикрывает тяжелым вооружением) и разведчик (отмечает технику и снимает врагов издалека «снайперкой»). Когда точно знаешь, кто чем вооружен, можно эффективно координировать действия команды, а не спрашивать каждый раз зачем штурмовик взял винтовку с оптикой, а разведчик — дробовик.

Лучшие моменты BF4 до сих пор набирают сотни тысяч просмотров


«Четверка» до сих пор играется бодро и весело. На 2022 год не устарела ни картинка (кстати, Battlefield 4 — одна из первых игр с PBR), ни геймплей. Шутер все еще способен генерировать веселые и зрелищные ситуации чуть ли не в каждом матче — на YouTube по-прежнему выкладывают нарезки крутых моментов, которые набирают сотни тысяч просмотров.

Короче говоря, если прямо сейчас ищете масштабный онлайн-шутер, который хорошо пойдет на относительно слабом ПК, то Battlefield 4 будет лучшим вариантом.


Portal 2 (2011) — в море пользовательских карт можно утонуть





Portal 2 вышла больше 10 лет назад. Ее сюжет и кооператив прошли уже многие. Однако, кроме официальных карт для совместного изучения, в мастерской Steam уже накопилось почти 140 000 пользовательских работ (и их количество продолжает пополняться)! Все дело в удобном инструментарии для создания уровней, который позволяет не только расставлять элементы, но и редактировать механики, влияющие на геймплей, и даже заменять часть графических ассетов на кастомные.

Из пользовательских карт дня начала можем порекомендовать серию Excellent Partnership от фаната под ником Wildgoosespeeder. Каждый уровень имеет центральную тему, которой посвящены все головоломки. Здесь вам не нужно думать в четырех измерениях (т.е. перемещаться во времени) или преодолевать пространственные аномалии — карты просто продлевают удовольствие от кооператива в духе официальной кампании.

Прохождение первой карты из серии Excellent Partnership


Однако если вы еще не играли в официальный кооператив, то вам определенно стоит наверстать. Все уровни кампании объединяет сюжетная линия про двух забавных роботов, а головоломки спроектированы так, чтобы преодолеть их можно было только помогая друг другу. Причем искусственный интеллект GLaDOS (распорядительница испытаний и главный антагонист дилогии Portal) пытается саботировать прохождение, настраивая роботов друг против друга сначала красноречием, а затем более подлыми приемами. Все это иногда приводит, к тому, что игроки и правда начинают ругаться друг с другом (обычно в шутку).


Test Drive Unlimited 2 (2011) — предвестница Forza Horizon





Гонки отлично сочетаются с открытым миром, и самая известная серия в подобном жанре — Forza Horizon. Однако первой подобную концепцию удачно воплотили в жизнь создатели Test Drive. Выпуск с подзаголовком Unlimited вышел в свет еще в 2006-м и многим запомнился пейзажами Гавайев и атмосферой отпуска на автомобиле. Однако сегодня скорее стоит поиграть во вторую часть 2011 года, где и графика получше и активностей в открытом мире побольше.

Геймплей на фанатском сервере


В TDU 2 есть полноценная сюжетная кампания, которая плавно подводит к заездам в открытом мире. Главный герой живет на Ибице, работает простым парковщиком и мечтает владеть дорогим спорткаром, чтобы самому участвовать в гонках и вести красивый образ жизни. Вскоре ему удается обзавестись сначала недорогой машиной, а затем, выполняя побочные задания, накапливая деньги и тачки, он принимает участие в главном кубке Ибицы — «Корона Солнца».

Если вам лень проходить затянутое вступление с обязательной нудной школой вождения, то поищите сохранения, в которых кампания пройдена до середины или даже вся. В последнем случае можно будет просто наслаждаться тропическими пейзажами Ибицы за рулем Ferrari F40 или другого реально существующего спорткара.


Civilization 5 (2010) — все еще лучше шестой





Civilization 5 вышла в 2010 году попросту не готовой — создатели даже не заполнили полностью энциклопедию, не говоря уже о нехватке механик из предыдущих частей, не лучшей оптимизации и других технических проблемах.

Однако всего через пару лет в «Пятерку» перебрались даже самые консервативные фанаты серии, отрицающие все игры после второй части. За это время вышло два крупных дополнения — Gods & Kings и Brave New World. Первое вернуло религию, шпионаж и ряд других важных систем из классических выпусков серии, а второе значительно расширило внешние отношения, добавив туризм и мировой конгресс (прообраз ООН, важен на поздних стадиях).

Так может в шестой части все стало еще лучше? Не совсем. В шестой все стало по-другому:

Шестую часть умудрились одновременно усложнить и урезать


Разработчики попытались сделать геймплей Civ 6 более глубоким, но в итоге лишь сделали его менее удобным. В «Шестерке» нужно вручную застраивать пространство вокруг центра города торговыми, военными или научными районами, постоянно чем-то жертвуя. Да еще и чудеса света стали занимать отдельные клетки. А из-за переделанного баланса цивилизации с малым количеством высокоразвитых городов больше не могут соперничать с большими среднеразвитыми цивилизациями. Все это вынуждает постоянно захватывать больше территорий, что делает труднодостижимой любую победу, кроме военной.

Неудивительно, что пятая Civilization до сих пор соперничает с шестой частью по количеству пользователей в онлайне. Кому-то, возможно, и понравится переусложненный и в чем-то более глубокий геймплей Civ 6, но ветераны серии до сих пор верны филигранному дизайну прошлой игры.


StarCraft 2 (2010) — идеальный баланс в формате камень-ножницы-бумага





Первый Starcraft, вышедший в 1998 году, стал популяризатором киберспорта во всем мире. Главной причиной тому была революция в дизайне жанра RTS: вместо двух противоборствующих сил, отличавшихся между собой лишь внешне, появилось три. Игра за каждую из сторон отличалась кардинально. При этом разработчикам удалось идеально сбалансировать между собой разных по механикам терранов (потомки землян), протоссов («космических эльфов») и зергов (огромных плотоядных насекомых).

Вторую часть пришлось ждать больше 10 лет. В Starcraft 2 графика стала трехмерной, но стилизованной (поэтому и не устарела до сих пор), а игровой процесс в основе был прежним, но отличался в деталях. На выходе сиквел, разумеется, раскритиковали как поклонники франшизы, так и профессионалы. Однако сегодня все основные проблемы поправили. Более того, многие элементы сделали значительно лучше, отчего соотношение рас на турнирах среди профессиональных геймеров значительно выравнялось.

По игре до сих пор проходят мировые чемпионаты


В 2022 году по игре до сих пор проходят турниры мирового масштаба. Конечно, вряд ли сегодня новичку стоит рассчитывать на высокие места. Но на любительском уровне от StarCraft 2 все еще можно получать немало удовольствия.


Left 4 Dead 2 (2009) — эталонный кооперативный зомби-шутер





Тематика зомби всем успела приесться к середине 2010-х, но сейчас, в начале 2020-х, она переживает новую волну интереса. Даже последний сезон сериала «Ходячие мертвецы» приняли довольно тепло. Что уж говорить про игры. Недавние World War Z и Back 4 Blood пытались выехать на возрождении популярности тематики, но словили немало упреков, что «Left 4 Dead 2 была лучше». Кто-то назовет это синдромом утенка, но L4D2 и правда отлично играется до сих пор. Так давайте же вспомним ее главные достоинства.

Первое, это, конечно, количество и качество живой мертвечины. Разные виды зомби легко узнаются не только по внешнему виду, но и по звуку. Благодаря, последнему можно предугадать особо опасных противников (вроде ведьмы или плевальщицы), поджидающих во мраке впереди, и скорректировать тактику команды. Во-вторых — возможность играть за зомби. Еще вчера вы учились выживанию в бесконечном потоке нежити, а сегодня сами становитесь громилой или курильщиком!

Геймплей в режиме Versus 4x4 (выжившие против зомби)


Ну а третьим можно назвать невероятную зрелищность и непредсказуемость происходящего за счет искусственного интеллекта, которого разработчики называют не иначе, как Режиссер. Он следит за ходом игры, и может не только призывать больше зараженных с неожиданной стороны (ждали у лифта, а толпа ринулась с лестниц), но и перекрывать некоторые проходы на уровнях.

В 2022 году Left 4 Dead 2 все еще стоит того, чтобы сыграть в нее впервые или вернуться, спустя долгое время. Искать матч долго не придется — на момент написания этих строк в игре находится более 20 тысяч человек. И даже «возрастная» графика смутить не должна — движок Source выдавал отличную картинку еще в Half-Life 2, вышедшей за 5 лет до L4D2.


Team Fortress 2 (2007) — первый популярный геройский шутер





Сегодня Team Fortress 2 может показаться устаревшей на фоне той же Overwatch — за многие годы не появилось ни новых классов, ни новых карт. Однако TFT 2 — настоящая классика жанра тех времен, когда Valve регулярно выпускала новые шедевры. Причем классика живая — онлайн стабильно держится на уровне 100 тысяч человек.

В игре есть 9 классов максимально непохожих друг на друга. Каждый класс представлен персонажем с проработанной личностью: разведчик — заносчивый американец с бейсбольной битой, пулеметчик — здоровенный русский амбал с широкой улыбкой, медик — безумный немецкий ученый с лечащей уберпушкой, а шпион — галантный француз с ножом бабочкой (и компроматом на маму разведчика).

Нарезки по TF2 до сих пор набирают сотни тысяч просмотров


Сильные стороны классов переплетаются с их недостатками: например, пулеметчик наносит огромное количество урона, но едва передвигается, а разведчик быстрее всех бегает, но погибает от одного хорошего попадания. Однако с балансом в Team Fortress 2 далеко не все идеально: на небольших картах многие предпочитают играть за поджигателя или шпиона, так как первый почти непробиваем в обороне, а второй умеет становиться невидимым и даже маскироваться под вражеских солдат.

Тем не менее ознакомиться с TF2 определенно стоит всем, кому интересно с чего начинался жанр геройских шутеров с классами-персонажами. К тому же, игра давно распространяется бесплатно.


The Lord of the Rings Online (2007) — живая классика жанра MMORPG





Возможность попасть в виртуальное Средиземье и побродить по миру в компании других поклонников фэнтезийной вселенной, созданной Джоном Р. Р. Толкином появилась еще в 2007 году. С тех пор вышло целых 33 обновления. Они перенесли все значимые локации книжного Средиземья и увеличили разнообразие геймплея. Например, в игре появилось полноценное PvP, в котором дают возможность играть за орков.

Для игры до сих пор выходят крупные обновления (но графика в ней толком не менялась с 2007)


Во многом геймплей MMO можно назвать классическим: мир осваивается постепенно, поэтому придется сильно постараться, чтобы хорошенько прокачать персонажа и обзавестить качественным снаряжением. И только после этого появится право участвовать в масштабных битвах и охотиться за легендарными сетами. Кого-то весь этот гринд может отпугнуть.

Однако сегодня только в LOTRO можно ходить в сюжетные рейды, в которых покадрово воссозданы многие сцены из кинотрилогии Питера Джексона, а затем, накопив деньжат, обзавестись жильем где-нибудь возле Ривенделла или Минас-Тирита.


Garry’s Mod (2006) — Roblox нашего детства





Изначально Garry’s Mod был лишь песочницей, в которой дается полная свобода действий с любыми предметами из популярных игр Valve: Half-Life 2, Portal и Team Fortress 2. Геймеры могли размещать по своему вкусу мебель, предметы интерьера, различные контейнеры и даже враждебных или мирных персонажей и монстров. А затем из всего этого можно было создавать собственные уровни. Но потом в Garry’s Mod значительно расширился инструментарий и появилась возможность создавать целые игры.

Постепенно разработки фанатов были классифицированы во множество режимов: SandBox (стандартный творческий режим), Jail Break (побег из тюрьмы), SpaceBuild (строительство в космосе), Zombie Survival (оборона против зомби) и другие. Но самым популярным стал RolePlay. В нем нужно было пережить день в роли повара, торговца оружием, мэра, полицейского, террориста, певца, Дарта Вейдера, мамы вашего друга (да вообще кого угодно!).

Именно Garry’s Mod популяризировал RP-сервера


А также благодаря своему многофункциональному и удобному инструментарию, Garry’s Mod очень популярен среди создателей машинимы (фильмов на основе видеоряда из игр). Например, российская G-Link Studio занимается экранизацией различных хорроров вроде Resident Evil или Silent Hill, а также снимает работы в собственных вселенных («Страна мертвых», «Последние воспоминания» и др.).

Короче говоря, Garry’s Mod по возможностям можно сравнить с какой-нибудь Roblox, а по масштабам это даже какая-то метавселенная. Но о более явной метавселенной нашего детства мы расскажем в следующей статье.


Во второй части материала поговорим про еще более старые игры: первые выпуски Battlefield и Counter-Strike, различные ретро-шутеры, лучшую пошаговую стратегию за всю историю, первую в своем роде метавселенную, которую тогда никто так не называл, и многое другое.

Обсудить