Оглавление

Бессмертные онлайн-игры. Часть 2

Проверенная временем классика, которая жива благодаря многочисленным поклонникам

Мы продолжаем вспоминать популярные сетевые игры давних лет, которые все еще живы. В предыдущем материале речь шла про шутеры, гонки, стратегии и MMO 2006–2013 годов, у большинства из которых до сих пор работают официальные серверы. Сегодня мы погрузимся еще глубже в прошлое и поговорим про игры, которые в основном живы благодаря преданным фанатам.


GTA: San Andreas Multiplayer (2006) — GTA Online задолго до официального запуска





Оригинальная San Andreas была исключительно однопользовательской игрой. Официально мультиплеер появился в серии лишь в GTA 4, а по-настоящему расцвел и вовсе в пятой части. Но еще в 2006 году (за 7 лет до GTA 5!) фанаты сваяли собственную GTA Online на базе игры про Карла Джонсона. Совместные прогулки по Лос-Сантосу стали возможными, благодаря моду SAMP — San Andreas Multiplayer.

Поначалу SAMP лишь позволял нескольким пользователям вместе гулять по городу из оригинальной игры и участвовать в немногочисленных активностях. Но спустя пару лет и несколько версий проект дорос едва ли не до метавселенной и стал вторым главным популяризатором RP-серверов (после Garry’s Mod, конечно же).



Позднее многие популярные серверы стали создавать собственные миры, сначала на базе оригинальных ассетов, а затем — на кастомных. Менялось место действия, сюжет и даже некоторые механики. Так, например, родилась знаменитая «Криминальная Россия».

У многих крупных серверов сейчас есть собственные лаунчеры. Некоторые проекты по сути — отдельные игры. Но даже в оригинальный SAMP сегодня продолжают играть десятки тысяч человек по всему миру. Кто-то назовет это GTA Online для бедных, но думаем, дело скорее в культовости оригинала и ее особенной атмосферы криминальной драмы в американском городе на берегу океана.


Lineage 2 (2003) — эпичная MMO за год до WoW





Сегодня World of Warcraft — настоящий синоним фэнтезийной MMORPG, из-за чего многие делят жанр на непревзойденный оригинал и подражателей. Однако до WoW разработчики массовых многопользовательских ролевых игр вдохновлялись Ultima Online (о ней поговорим в конце статьи). И по своей беспощадности к геймеру и вседозволенности на серверах ближе всего к творению Ричарда Гэрриота подобралась именно Lineage 2.

В стартовой мирной зоне еще дают спокойно разобраться с базовыми механиками, но когда игрок покидает стены города и отправляется на первую охоту за мобами, то попадает в суровую, пускай и виртуальную, реальность. В любой момент может подбежать другой игрок и добить условного кабанчика точно рассчитанным последним ударом, забрав себе ценные очки опыта и лут. Но это если повезет. Обычно «хлебные» места уже поделены между поднявшейся выше по уровню шпаной, которая просто убивает всех, кто пришел на их территорию.



Именно открытость PvP (пускай и за исключением мирных зон в городах) превратила Lineage 2 в MMO, где объединяться в группы и вступать в кланы не просто можно, а нужно. В результате сначала вы отбиваете для себя пару пастбищ с самыми упитанными мобами, а уже через пару недель штурмуете замок самого сильного клана в регионе. Осады замков — главная фишка игры, без которой затем не обходилась ни одна крупная фэнтезийная MMORPG.

Сегодня в Lineage 2 продолжают заходить тысячи человек. Не так много, как в ее лучшие годы, но игра определенно все еще жива. Есть даже клиент со слегка осовремененной графикой. Однако в основе это все та же MMO с масштабными битвами между геймерами и постоянным конфликтом интересов. Правда новичков все еще может отпугнуть откровенно плохой баланс классов (маги намного сильнее воинов) и устаревший геймдизайн.


Second Life (2003) — первая настоящая метавселенная





Second Life — удивительный проект сразу по многим причинам. Это не просто настоящая метавселенная, появившаяся почти за 20 лет до того, как это стало мейнстримом, но и трехмерная социальная сеть, за пару лет до двухмерного Facebook. Проект просто невероятно опередил свое время!

Технически Second Life — не совсем игра. Его название полностью соответствует сути — в лучшие годы проекта здесь проживали вторую жизнь, строили второй мир и зарабатывали реальные деньги. Самый известный пример — китаянка Айлин Греф (в SL известна как Anhse Chung). Она скупала недорогие виртуальные участки, застраивала их, превращая в интересные и красивые локации, а затем продавала. И всего за пару лет заработала миллион долларов реальных денег!

А кроме бизнесменов в Second Life приходило много известных личностей из сфер образования и творчества, которые читали лекции, рисовали картины, и играли музыку перед сотнями и тысячами 3D-аватаров.



Со второй половины нулевых SL пришлось конкурировать с взрывной популярностью браузерных соцсетей. А к 2010 году сильно устарела графика. Все это привело к тому, что если раньше в Second Life заходили миллионы человек ежедневно, то сегодня лишь пара десятков тысяч.

Однако проект продолжает жить. В 2022 году сюда еще приходят люди, чтобы поучаствовать в интересных тематических событиях (от популярной культуры до новостной повестки), завести новые знакомства на вечеринках или перенести в виртуальный мир частичку мира реального. Например, в Second Life давно можно погулять по центральным улицам большинства столиц мира, полюбоваться картинами и скульптурами в Лувре и побывать во множестве других кропотливо воссозданных туристических мест.


Counter-Strike 1.6 (2003) — главная киберспортивная дисциплина нулевых





Все знают Counter-Strike, но многие забыли, какой она была в самом начале. Первая публичная версия игры имела приставку 1.0 в названии, но до нее выходило около десяти бета-версий, сформировавших основные режимы: «Спасение заложников», «Заминировать/Обезвредить» и «Убийство VIP». Также вплоть до Beta 7.0 существовал формат «Побега»: команда террористов (Terrorists) мешала сбежать команда спецназовцев (Counter-Terrorists). Однако он был малопопулярен, и его вырезали.

Каждый из матчей начинается с закупки снаряжения и состоит из нескольких раундов подряд. По итогам раунда победившая команда получает денежный приз в размере $3250 внутриигровой валюты, а уступившая — либо $1400, либо ничего, если закончилось время (у террористов сумма зависит от факта постановки бомбы — за нее начисляется надбавка). Деньги, полученные в предыдущем раунде, переходят в следующий, так что одна из команд может стать заметно сильнее к концу матча за счет лучшего снаряжения.



После Counter-Strike 1.0 вышло еще несколько официальных версий, вплоть до 1.6, которая впоследствии на долгое время стала классикой среди киберспортивных состязаний. Однако все эти версии были лишь модом для шутера Half-Life, несмотря на официальную поддержку от Valve — разработчика оригинала. Позднее появились новые самостоятельные игры Counter-Strike с подзаголовками Condition Zero (в марте 2004 года), Source (в октябре 2004) и Global Offensive (в августе 2012 года). С тех пор самыми популярными версиями остаются Counter-Strike 1.6 и Global Offensive (или CS:GO).

Так зачем играть в 1.6 сегодня, когда есть CS:GO? Во-первых, игра запустится даже на «калькуляторе», а во-вторых в классической версии практически нет малолетних геймеров, которые часто ведут себя неадекватно в онлайне. И даже «олдов» все еще набирается десятки тысяч человек ежедневно!


Heroes of Might and Magic 3 (1999) — синоним бессмертной игры





Пошаговая стратегия 1999 года, которая стала одной из важных вех в жанре. Полностью перерисованная графика, практически идеальный баланс и затягивающий геймплей буквально заставляли забыть о личной жизни и раз за разом погружаться в полюбившийся мир.

В Heroes of Might and Magic 3 игроки берут под свой контроль разных героев, возглавляющих армию людей, эльфов и различных видов сказочных существ. Особенно важным элементом является захват городов и их дальнейшнее обустройство, что приносит больше денег на закупку все более сильных бойцов для армии.



За последние годы вышли еще четыре номерные части, однако именно «Тройка» остается наиболее любимым среди фанатов выпуском серии, да и вообще одной из самых популярных пошаговых стратегий в мире.

В 2015 году для игры вышло HD-переиздание. На 20-летний юбилей французская студия DotEmu смогла аккуратно отреставрировать графику, добавив немного деталей, и подружить интерфейсы с современными широкоэкранными мониторами. Однако в ремастере не оказалось расширений «Клинок Армагеддона» и «Дыхание смерти» с важным дополнительным контентом. Поэтому сегодня многие предпочитают фанатскую версию Horn of the Abyss (HotA) с предустановленным HD-модом, контентом из официальных дополнений и множеством усовершенствований. Но об этом мы подробно рассказали в нашем другом тексте.


Starcraft: Brood War (1998) — любимая игра (и даже смысл жизни) многих корейцев





На первый взгляд геймплей Starcraft сильно напоминает Warcraft 2: сбор ресурсов (минералы и газ веспен), строительство и развитие баз, найм солдат и уничтожение вражеского поселения. Однако, если в «Военном ремесле» было две стороны конфликта, и отличались они друг от друга лишь внешним видом и способностями у пары юнитов, то в StarCraft все намного сложнее и глубже.

Тактика игры за каждую из трех рас отличается кардинальным образом. У протоссов («космических эльфов») дорогостоящие, но мощные юниты. При игре за них разумно сначала укрепить оборону и лишь затем совершать вылазки на врага. Насекомоподобные зерги, наоборот, очень быстро набирают слабую, но дешевую и многочисленную армию и изматывают противника частыми нападениями, одновременно накапливая орду для финального добивания. Земляне же — золотая середина между протоссами и зергами. Их особенная фишка — возможность поднять здания в воздух и быстро перенести базу на новое безопасное место.



Cетевой режим в Starcraft быстро стал полноценной киберспортивной дисциплиной, а дополнение Brood War сделало баланс сил только лучше (о том, как создавали ее, читайте здесь). Многие игровые издания высоко оценили стратегию Blizzard Entertainment. Портал IGN даже включил StarCraft в свой список 100 лучших игр всех времен.

Сотни тысяч людей продолжают рубиться в первый StarCraft и сегодня. И почти половина из них — корейцы. В Южной Корее игра настолько популярна, что еще в нулевых вошла в школьную программу, а лучшие киберспортсмены по Starcraft получают государственные награды.


Ultima Online (1997) — первая популярная MMORPG





Технически Ultima Online — не первая массовая многопользовательская ролевая игра, но первая по-настоящему популярная. Однако самой хардкорной она остается и сегодня. Если ветераны World of Warcraft и Lineage 2 любят вспоминать, как тяжело было прокачаться, то в MMORPG Ричарда Гэрриота тяжело было в принципе выбраться из грязи. Можно было потратить несколько сотен часов на гринд ресурсов, накопить наконец на безопасный дом и пока несешь деньги в банк, попасться другому игроку, который убьет твоего героя и заберет все средства и снаряжение себе.

В Ultima Online вообще царил полный «дикий Запад»: если о преступлении не узнал никто, то его не было. Отдельные личности продавали дом, а затем догоняли и убивали покупателя, отбирая у него документ на право собственности. И затем продавали следующей жертве.



Также игра была знаменита невероятной по тем временам свободой действий: наряду с исследованием мира и убийством мобов (а также других геймеров) можно было ездить на верховых животных и даже учиться разжигать костры для разбивки лагеря. Кроме того именно в «Ультиме» впервые была разработана сложная сбалансированная классификация снаряжения с системой дополняющих друг друга бонусов, что заставляло собирать подходящие сеты именно под себя.

Бешеная популярность Ultima Online продолжалась до середины 2000-х годов, когда вышли Lineage 2 и World of Warcraft. А сегодня главной идейной наследницей творения Ричарда Гэрриота можно назвать Albion Online.


Разумеется, это далеко не все старые онлайн-игры, в которых еще теплится жизнь. Мы не брали для материала полумертвые шутеры, экшены и MMO, где ежедневно бывает лишь пара сотен человек (или меньше). А еще решили не включать всякие World of Warcraft и EVE Online — их сложно назвать старыми из-за регулярных «омолаживающих» процедур не только для графики, но и игровых механик.

Обсудить