«Бэтмен» — впечатления от фильма
Мрачный и реалистичный детективный триллер с хорошим экшеном, пусть и с некоторыми проблемами в повествовании
18 апреля в онлайн-кинотеатре HBO Max вышел кинокомикс «Бэтмен» — новый фильм про одного из самых известных супергероев в истории. Картину ждали с огромным интересом: режиссер Мэтт Ривз обещал детективный триллер в духе «Семь», а за главную роль взялся Роберт Паттинсон, которому роли в мейнстримном кино обычно не интересны. Мы уже посмотрели «Бэтмена» и теперь делимся впечатлениями.
Кино про Бэтмена часто делает акцент на боевых тренировках героя, его силе духа и обостренном чувстве справедливости. Но Ривз решил рассказать о другой стороне Брюса Уэйна — детективных навыках. Во всех последних фильмах герой так или иначе разгадывал какие-то тайны, но новая картина концентрируется на этом аспекте практически целиком. По сюжету Темный Рыцарь сталкивается с Загадочником — серийным убийцей, который разделывается с высокопоставленными членами города. А заодно оставляет послания для самого Бэтмена, предлагая тому разгадывать головоломки и искать ответ к некой главной тайне.
В этом плане новый фильм максимально похож на классические комиксы про Бэтмена. В них герой тоже часто занимается расследованиями и ищет преступников. На конфронтацию уходит хорошо если четверть сюжета. Ривз действительно вдохновлялся «Семь» Финчера: злодей тоже оставляет после себя изуродованные трупы и хитрые ловушки, а загадки Бэтмен разгадывает не один. Иногда он работает вместе с Джеймсом Гордоном, который пока не дослужился до комиссара, дома герою подсказывает дворецкий Альфред, а позже начинается совместное расследование с Женщиной-кошкой.
Несмотря на сильный акцент на детектив и интригу, способности Бэтмена в фильме все же показаны схематично. Герой почти не объясняет, как пришел к тому или иному выводу: он просто тут же находит решение к любой загадке. Зритель часто чувствует себя так же, как статисты-полицейские, удивленно охающие от проницательности героя. Однако детективная линия сама по себе получилась достаточно крепкой: авторы медленно раскрывают секреты и удерживают внимание до самого финала.
Ривз в этом фильме вообще не любит экспозицию и почти ничего не рассказывает про истоки персонажа. Тут не показывают ни убийство родителей Брюса, ни его тренировки, ни изобретение гаджетов. Некоторые преступники пока даже не слышали про героя, хотя другие при виде Бэт-сигнала в небе с ужасом бегут по домам.
Впрочем, если вы хоть немного знакомы с персонажем, то экспозиция вам и не понадобится. Ривз выпустил огромное, аж трехчасовое кино, в котором и без становления Бэтмена хватает сюжетных линий. Помимо охоты на Загадочника, герой копается в своем прошлом, встречает Женщину-кошку, вступает в конфликт с Пингвином и выясняет отношения с Альфредом. Иногда фильм ощущается немного перегруженным, но даже с таким объемом сценарных перипетий режиссер, в общем-то, справился: все они складываются в связную историю и успешно завершаются в финале. А обязательные для жанра намеки на продолжения тут лишь предполагают потенциальное развитие событий и новых злодеев.
Но без проблем со сценарием не обошлось. Объем фильма все же сказывается на качестве истории: даже за три часа не все сюжетные линии удается нормально раскрыть, а иногда это приходится делать в спешке. Например, как-то злодей начинает разбалтывать один из главных секретов города — просто потому, что героям очень нужна эта информация по сюжету. В другом эпизоде Бэтмен ссорится с полицией и сбегает из участка, но позже стражи правопорядка его просто игнорируют — тут явно пропала какая-то важная сцена. Отношения героя с системой вообще показаны странно: его откровенно недолюбливают и публично критикуют, однако зачем-то пускают на места преступлений. Ничего полезного для полиции Бэтмен ни в одной сцене не делает: просто угрожающе рассматривает остальных и ворует улики.
Помимо детективной линии в «Бэтмене» хватает и экшена. Он хорошо поставлен и почти всегда предлагает что-то новое — герой не просто месит злодеев кулаками от сцены к сцене. В одном эпизоде герой дерется с целой толпой бандитов, в другой — сражается с гангстерами в кромешной темноте, в третьей — несется на Бэтмобиле за Пингвином. В фильме нет каких-то выдающихся сцен вроде битвы на складе из «Бэтмена против Супермена», но все слабости актеров и каскадеров Ривз умело маскирует освещением или постановкой. Например, тот же бой в темноте сопровождается вспышками огнестрела, позволяющими оценить позицию героев: пускай минимум хореографии, но эффектно.
Сражения отдельно хочется похвалить за то, как герои быстро и эффективно разделываются с врагами. Никаких зрелищных дуэлей, где оппоненты долго обмениваются красивыми комбинациями, в фильме нет. Бэтмен сразу бьет в уязвимые места и иногда даже не проверяет врага, понимая, что тот вряд ли в ближайшее время очнется. Так же стремительно и точечно действует маленькая и хрупкая Женщина-кошка, которая дерется почти исключительно ногами. В «Бэтмене» нет драк, где полутораметровая девушка легко побеждает небольшую армию вооруженных атлетов: приятная дань реализму на фоне той же Marvel.
Многие фанаты очень переживали по поводу Роберта Паттинсона в главной роли, вспоминая его персонажа из «Сумерек». И в чем-то их опасения, можно сказать, оправдались. У актера получился очень томный, загадочный и постоянно страдающий Брюс Уэйн, который хмурится сквозь небрежно свисающую челку, ведет дневник и регулярно озвучивает свои мысли. Но к этой интерпретации персонажа, как и к игре Паттинсона, вопросов не возникает. Герой только начинает свою карьеру, постоянно сомневается в своих решениях и часто даже не готов к подстерегающей его опасности. Однако если вы ждали комиксного брутального миллиардера, который совращает красоток, то можете разочароваться — как минимум в этом фильме Паттинсон выбрал другой подход.
А вот к костюму персонажа вопросы есть. Дело то ли в манере игры, то ли в самом костюме, но Ривз показал самого неповоротливого Бэтмена за долгие годы. В экшен-сценах эту проблему стараются маскировать, но в обычных эпизодах неестественные позы Темного рыцаря и его скованные движения заметить легко. Возможно, на этот шаг все же пошли специально: часть экипировки Бэтмена явно носит экспериментальный характер, и костюм потом могут доработать. Несмотря на стремление авторов к реализму, с броней Бэтмена в этом фильме тоже переборщили. В героя примерно с десяток раз стреляют из винтовок разных калибров, чаще всего с близкого расстояния, но это его даже не замедляет.
К экипировке героя в новом фильме подошли в духе Нолана: отказались от самых фантастических элементов, а оставшиеся попытались сделать как можно реалистичнее. Например, летать герой не умеет, но может одноразово использовать плащ как средство для весьма экстремального планирования. Самые нужные гаджеты у героя буквально под рукой: спрятаны в нарукавнике и выкидываются в духе скрытого клинка из Assassins Creed, из-за чего предсказать действия Бэтмена в бою трудно даже зрителю.
Что касается самого Загадочника, то он, скорее, разочаровывает. Мотивы злодея оказываются скучными, а финальный сюжетный поворот, если его вообще можно так назвать, странен. Злодей очень удобно становится умным, когда ему это надо, и внезапно тупеет, когда героям по сюжету пора как-то выкрутиться из передряги. Но фильм спасает то, что на личность самого Загадочника он почти не опирается: куда важнее оказывается глобальная история, а не вовлеченность в нее злодея.
Несмотря на реалистичный подход, нового «Бэтмена» все же не назвать совсем уж массовым фильмом — в первую очередь он рассчитан на фанатов героя и комиксов. Обычный зритель рискует запутаться в происходящем из-за нежелания Ривза объяснять даже базовые моменты, вроде предыстории Брюса Уэйна, его отношения к родителям и убийствам.
Вместе с этим у авторов получился очень близкий к духу комиксов фильм, который наконец-то показывает Бэтмена как детектива, а не просто богатого силача с гаджетами. DC выпустила атмосферный триллер с хорошим экшеном, который, в отличие от многих других блокбастеров, не стыдно будет как-нибудь пересмотреть.
А если вам после просмотра захочется еще глубже изучить мрачный мир Готэма, обратите внимание на наш ультимативный гайд — с лучшими играми, фильмами и комиксами о Бэтмене. Герою посвятили огромное количество историй в разных медиа-форматах, а мы постарались выбрать лучшие из них — интересные для самой широкой аудитории.
Ещё по теме:
- Самое лучшее о Бэтмене: фильмы, игры и комиксы
- Герои снова в моде: за что мы полюбили серию Batman Arkham
- LEGO Star Wars: The Skywalker Saga — галопом по «Звездным войнам»
- Blast Brigade – шпионские разборки на тропическом острове
- Ghostwire: Tokyo — призраки японского мегаполиса