Битва эксклюзивов: Sony против Microsoft
Разбираемся, какая из новых консолей получит больше всего интересных эксклюзивных игр
Буквально перед объявлением о дате начала предзаказов Xbox Series X ее создатели из Microsoft сделали очень сильный ход и объявили о покупке ZeniMax Media. Это в одно мгновение сделало компанию обладательницей целого набора успешных игровых брендов, каждый из которых — ощутимая величина в своем жанре. ZeniMax — это Tango Gameworks, MachineGames, Arkane Studios. Но главное, ZeniMax — это id Software и Bethesda.
Также в результате сделки Microsoft оказалась в немного курьезной ситуации, потому что по поводу как минимум двух игр, которые теперь ей принадлежат, а именно — Deathloop и GhostWire: Tokyo, уже подписаны соглашения о временной консольной эксклюзивности с Sony. Глава Xbox Фил Спенсер уже высказался по этому поводу, заявив, что все существующие контракты будут выполнены. Но это, скорее всего, последний раз, когда принадлежащие ZeniMax бренды появятся на платформах Sony, а в The Elder Scrolls 6, Starfield, Fallout 5 и новую часть Doom можно будет поиграть только на Xbox и PC.
Фехтование на эксклюзивах — мягко говоря не новое явление. Создание новых ярких брендов и покупка уже существующих с целью привязать их к своей платформе и таким образом привлечь пользователей — один из главных инструментов в консольной войне. И, пожалуй, самый эффективный, потому что обычному игроку проще объяснить, что в любимую игру он может поиграть на платформе А, но не на платформе Б, чем долго и нудно втирать про технические различия консолей (которые, к тому же, в этом поколении не так уж велики).
Готовясь к переходу на новое поколение консолей, мы решили оценить, сколько и каких студий Sony и Microsoft уже успели принять под свое крыло, вспомнить лучшие из них, а главное — разобраться, какие игры мы получим и можем получить в результате.
Sony
По последним подсчетам, Sony принадлежит 13 студий разработки, причем большая часть расположена не в Японии, а в Америке. Это, в частности...
Guerilla Games
С голландской Guerilla Games у Sony давние отношения. Первого успеха студия добилась на PlayStation 2, выпустив шутер от первого лица Killzone, и потом еще долгие годы ассоциировалась у всех только с этой серией. Но в последние годы ситуация изменилась — и все благодаря Horizon: Zero Dawn, которая доказала, что Guerilla Games способна на большее.
Собственно, и сейчас главное, что могут предложить фанатам платформ Sony голландцы, — это Horizon: Forbidden West. О новой части приключений Элой пока известно не так много, но поклонники возлагают на игру большие надежды. И их можно понять, ведь в Zero Dawn на высочайшем уровне было сделано все — от визуального дизайна до сюжета. Сомнения пока есть лишь в том, смогут ли разработчики продолжить на достойном уровне настолько эмоциональную и неожиданную историю, но в целом Forbidden West, скорее всего, действительно стоит ждать.
Ну, и не исключено, что в будущем мы все же увидим продолжение Killzone. Возможно, уже на качественно другом уровне и с использованием наработок, сделанных за время создания уже двух частей Horizon. Представьте себе, например, Хелган или Векту как огромный открытый мир. Мы бы в такое поиграли.
Insomniac Games
В послужном списке калифорнийской студии Insomniac хватает узнаваемых имен. Эти люди создали оригинальную трилогию Spyro и сериал Ratchet & Clank, а их последним релизом стала Marvel’s Spider-Man — замечательный супергеройский экшен в открытом мире.
Уже довольно скоро — в середине ноября — Insomniac выпустит новую игру про Паука, только на этот раз ее главным героем станет Майлз Моралес, которому в первой части отводилась скорее вспомогательная роль (что объяснимо, ведь сверхспособности он получил только в самом конце). Судя по небольшой демонстрации геймплея, которую показали на презентации Sony, нас ждет такой же зрелищный экшен, только теперь — еще более визуально впечатляющий. Даже на сцену, в которой Майлз идет по зимнему Гарлему, можно смотреть бесконечно, любуясь отражениями и радуясь невероятной четкости текстур.
Но это не единственная игра, которую готовит Insomniac. Уже известно, что студия работает над продолжением Ratchet & Clank. Игра с подзаголовком Rift Apart выйдет на PlayStation 5 и отправит героев в путешествие по различным измерениям. О других планах Insomniac пока ничего не известно, хотя у студии, как и у Guerilla, есть за пазухой, например, целая трилогия шутеров от первого лица (Resistance). Хотя внушительного успеха она в свое время не добилась, так что ставить на ее возвращение деньги мы бы не советовали. Но кто знает?
Polyphony Digital
Студия, с которой все понятно, но не упомянуть которую просто нельзя. Polyphony уже много лет упорно развивает один и тот же бренд — гоночный симулятор Gran Turismo. Но для поклонников жанра он остается одним из главных ориентиров по уровню качества. Сейчас Polyphony Digital работает над Gran Turismo 7. Когда она выйдет, мы не знаем, но понятно, что это будет эксклюзив PS5 и практически гарантированно отличная гоночная игра.
Sucker Punch Productions
Еще одна студия, которая на протяжении практически всей своей истории была тесно связана с Sony. А еще — практически не выпускала проходных игр. Sucker Punch — это трилогия Sly Cooper, серия inFamous, а в этом году — красивейший самурайский экшен «Призрак Цусимы». Последний проект студии вышел совсем недавно, и о дальнейших планах ее представители пока не говорили ничего. Но продолжению на PlayStation 5 любой из трех игр, с которыми связано имя Sucker Punch, мы будем очень рады. Тем более, что в студии все очень хорошо с визуальным дизайном и графикой вообще. Команда, обладающая такими навыками, наверняка сможет грамотно использовать ресурсы новой консоли Sony. Правда, стоит помнить, что Sucker Punch в последнее время работает очень неторопливо — между inFamous: Second Son и «Призраком Цусимы» был разрыв в 6 лет. С другой стороны, не исключено, что в студии уже некоторое время работают над чем-то новым, о чем мы пока не знаем.
SIE Bend Studios
Авторы постапокалиптического экшена Days Gone получили известность благодаря серии шутеров Syphon Filter. Кроме того, они делали портативную Uncharted: Golden Abyss – одну из тех игр, которая в свое время продавала PS Vita. Days Gone – их первый высокобюджетный проект для домашних консолей за много лет. Когда она вышла, то не слишком нас впечатлила, но с той поры разработчики основательно доработали игру патчами, и в 2020 году история о байкере, который пытается выжить посреди полной разрухи, зазвучала на удивление актуально.
Santa Monica Studio
Одна из самых известных команд, которые работают под началом Sony. Ее, как и Polyphony, можно было бы назвать студией одного сериала, если бы в 2012 году Santa Monica Studio не выпустила небольшое и очень эффектное приключение Journey. Но даже без него портфолио студии было бы весьма впечатляющим, потому что в нем — практически все выпуски God of War, не считая портативных ответвлений. И последняя презентация Sony как раз завершилась анонсом God of War: Ragnarok — новой части сериала, в которой Кратос, судя по всему, пойдет войной против той части скандинавского пантеона, которая не успела пасть от его руки в предыдущей игре.
Другой информации о Ragnarok нет, кроме очень примерной даты релиза — 2021 год. Причем ее еще вполне могут перенести — с такими важными и амбициозными проектами это случается довольно часто. Никто ведь не хочет запороть одну из важнейших игр для новой платформы. Но мы в любом случае ее очень ждем, потому что позапрошлогодняя God of War наглядно продемонстрировала, что в Santa Monica умеют развиваться и делать даже уже знакомые серии значительно более современными, интересными и взрослыми.
Naughty Dog
Чуть ли не важнейшая студия, которой владеет Sony (по крайней мере, для Западного рынка). Naughty Dog не нуждается в представлениях, потому что даже те, кто не играют на PlayStation, наверняка знают, что такое Uncharted и The Last of Us. Это команда, которая уделяет особое внимание сюжету и актерской игре — до такой степени, что после новых релизов Naughty Dog как-то неловко становится от качества постановки в большинстве других ААА-игр.
Увы, но информации о том, что именно делают в студии сейчас, практически нет. The Last of Us 2 вышла всего несколько месяцев назад, причем релиз сопровождался множеством скандалов, в том числе — из-за рассказов о чудовищных переработках в Naughty Dog. Так что не удивимся, если на некоторое время студия возьмет паузу. Но предположить, чем она займется дальше, все же можно. Самый очевидный вариант — новая Uncharted. Разработчики давно заявили, что четвертая часть станет последним приключением Нейтана Дрейка, но у серии вполне может появиться главный герой. Или героиня — не зря же A Thief’s End заканчивается сценой, в которой Дрейк и Елена рассказывают любопытной дочери о своем бурном прошлом.
Также весьма вероятно, что в какой-то момент нас ждет The Last of Us 3, но выйдет она скорее всего нескоро. Но особенно интересно было бы узнать, какие еще идеи витают в офисе Naughty Dog. Не может быть, чтобы в компании за столько лет не родилось ни одной задумки для совершенно новой игры. Какой именно, пока не можем даже предположить, но надеемся на приятный сюрприз.
Microsoft
По количеству собственных студий Microsoft и так слегка обходила основного конкурента, а после покупки ZeniMax это преимущество дополнительно усилилось. Теперь корпорации принадлежит два десятка компаний, которые занимаются разработкой. Например...
343 Industries
Эта команда по определению занимается только одним сериалом. В конце концов, даже название 343 Industries родом из оригинальной Halo. Поэтому с планами на будущее тут все понятно. В следующем году студия должна выпустить Halo Infinite. Должна была уже в нынешнем, но дату релиза перенесли почти в последний момент, ведь планировалось, что игра выйдет вместе с Xbox Series X, то есть уже в ноябре.
От предыдущих частей Infinite, судя по всему, будет отличаться структурой игрового мира. Открытого мира ждать не стоит, но разработчики рассказывают, что в уже пройденные регионы можно будет возвращаться, чтобы исследовать их получше, а также заявляют, что в каждой зоне будет много вещей, за которыми стоит вернуться.
Чем займется 343 Industries после Infinite, тоже понятно — продолжит разрабатывать новые игры во вселенной Halo. Как к этому относиться, каждый решает для себя сам.
Double Fine Productions
Наиболее самобытную студию в нашей подборке основал не кто-нибудь, а Тим Шейфер — настоящая индустриальная легенда. От остальных упомянутых тут компаний Double Fine отличается тем, что даже самый крупный ее проект — не оглушительный ААА-хит, а относительно небольшая культовая игра, которая завоевала расположение игроков, вопреки множеству препятствий, не последним из которых было то, что для студии это был первый проект в таком жанре. Речь, конечно же, о Psychonauts. Приключенческий платформер о летнем лагере для детей-экстрасенсов коммерчески не преуспел, но стал нишевым хитом, а с годами – и самой настоящей легендой , так что теперь второй его части ждет огромное количество игроков.
И она должна выйти уже в обозримом будущем, если не случится какой-нибудь катастрофы. Релиз Psychonauts 2 запланирован на следующий год. В сиквеле главный герой игры, выросший в цирке мальчишка по имени Разпутин (именно через «з»), окажется в штаб-квартире титульной организации — Психонавтов. Но, как и в лагере, где начались все приключения, тут Раза ждут опасности, загадки и путешествия по глубинам чужого сознания.
Ninja Theory
Британская Ninja Theory — студия с широким творческим диапазоном. Здесь умеют и создавать захватывающий экшен (см. DmC: Devil May Cry), и сочинять трогательные истории с правдоподобными героями, в которых влюбляешься чуть ли не с первой секунды (Hellblade: Senua’s Sacrifice, Enslaved: Odyssey to the West). Сейчас компания работает над Senua’s Saga: Hellblade II. Учитывая, как закончилась первая часть, пока не совсем понятно, чему может быть посвящено и как подано продолжение, чтобы в процессе не потерялся сам дух игры. Но мы надеемся, что в Ninja Theory все продумали, и смогут опять нас удивить.
Hellblade II — далеко не единственный проект студии. Также она сейчас работает на психологическим хоррором с рабочим названием Project: MARA. Судя по скупым описаниям, игра отчасти родилась благодаря опыту, который разработчики получили во время создания первой Hellblade. Тогда Ninja Theory консультировалась с психиатрами и их пациентами, чтобы понять, как видят мир люди, страдающие от психических заболеваний, и воссоздать эту картину в игре. Project: MARA, как можно заключить, старается сделать примерно то же самое, только еще реалистичнее, в современном сеттинге и, вероятно, уже совсем без боевки.
А вот еще один потенциальный (хоть и маловероятный) проект Ninja Theory можно уже наверняка похоронить — как раз из-за того, что студия теперь принадлежит Microsoft. Речь о возможном продолжении DmC, которое никто не анонсировал, но на которое продолжали надеяться многие фанаты. Теперь организовать его появление на свет гораздо сложнее, чем когда Ninja Theory была независимой компанией. Да и вряд ли Capcom захочет ограничивать себя Xbox и PC, а выпускать игру на PlayStation студия, принадлежащая Microsoft, не станет.
Rare
Студия Rare прославилась еще во времена NES, благодаря легендарному экшену Battletoads, а затем много лет сотрудничала с Nintendo и выпустила в процессе немало отличных игр, среди которых, например, — Donkey Kong Country, Banjo-Kazooie и Conker’s Bad Fur Day. После того, как компанию купила Microsoft, направление деятельности Rare несколько изменилось, но игры у нее по-прежнему выходят очень хорошие, хотя и своеобразные. Это, например, великолепная дилогия Viva Piñata и онлайн-игра Sea of Thieves.
Сейчас Rare занимается поддержкой SoT, а также работает над абсолютно новым проектом — очень красивым экшен-приключением Everwild. Также студия до сих пор владеет правами на многие бренды, созданные во время сотрудничества с Nintendo. Так что, не исключено, что когда-нибудь мы увидим на Xbox достойное продолжение Banjo-Kazooie или Conker (пока, правда, как-то не срастается).
Turn 10 Studios
Для Microsoft студия Turn 10 — примерно то же самое, что Polyphony для Sony. Команда, которая трудится над главной гоночной серией платформы, не отвлекаясь ни на что другое. Уже 15 лет тут делают новые версии Forza Motorsport и добиваются неплохих результатов. Тут есть практически все, что нужно фанату жанра: лицензионные машины, кропотливо воссозданные трассы, а главное — захватывающие гонки. О том, кто лучше — Forza или Gran Turismo — можно спорить долго, но если вы играете на Xbox и интересуетесь жанром, то следить за серией точно стоит.
Playground Games
Британская студия, которая отвечает за выпуски Forza Horizon – гонки, рассчитанные на тех, кто любит кататься на красивых машинах, но не особо любит хардкорные автосимуляторы. Она принадлежит Microsoft с 2018 года и сейчас занята разработкой свежего выпуска серии ролевых игр Fable, о котором пока мало что известно.
Obsidian Entertainment
До недавнего времени — безоговорочно главная RPG-студия в семействе Microsoft. Когда-то Obsidian Entertainment начинала как компания, подбиравшая крошки за BioWare, а теперь уже и не знаешь, кто из них круче. За плечами у студии множество отличных ролевых игр: Pillars of Eternity, Tyranny, The Outer Worlds и, конечно, Fallout: New Vegas, о возможном продолжении которой теперь все заговорили из-за воссоединения Obsidian и Bethesda под покровительством новых владельцев.
Сейчас компания активно работает над двумя проектами. Во-первых, это необычное кооперативное приключение Grounded, вдохновленное фильмами, вроде «Дорогая, я уменьшил детей». Герои игры — группа подростков, которые уменьшились до размеров муравья и вынуждены теперь выживать в жестоком и опасном мире, который обнаружился прямо на газоне на заднем дворе.
Во-вторых, в июле Obsidian анонсировала фэнтезийную ролевую игру Avowed. Пока у нас есть лишь помпезный тизер, понять что-то из которого не так просто. Но, судя по всему, Avowed будет мрачной RPG с видом от первого лица.
Также не стоит сбрасывать со счетов уже существующие бренды Obsidian. Например, не исключено, что в обозримом будущем на PC и Xbox появится Pillars of Eternity 3. По крайней мере, мы были бы очень не против.
MachineGames
Шведская студия, основанная выходцами из Starbreeze, прославилась тем, что смогла вдохнуть новую жизнь в один из важнейших игровых сериалов в истории. Их Wolfenstein: The New Order стала настоящим праздником для фанатов шутеров от первого лица, а продолжение — Wolfenstein II: The New Colossus — лишь закрепило успех. Кооперативное ответвление Wolfenstein: Young Blood вышло не таким же безоговорочно великолепным, но все же вызывало скорее радость, чем разочарование.
Сейчас MachineGames хранит многозначительное молчание, так что о планах студии мы ничего не знаем. Но можно предположить, что шведы работают над третьей полноценной частью ретро-футуристического боевика про Уильяма Бласковица и его эпическую войну против нацистской Германии. Впрочем, не исключено, что студия немного утомилась работать над одной и той же серией, и скоро мы услышим какой-то совершенно новый анонс.
id Software
Студия, которая не нуждается в представлениях. id Software — одна из легенд игровой индустрии, авторы Doom и фактические создатели целого жанра — шутера от первого лица (в свое время профильная пресса, еще не придумав подходящего термина, даже называла такие игры просто «клоны Doom»).
Кто владеет id Software, тот владеет и самой Doom, и Quake, и Rage, которую, может быть, любят не так сильно, но мы все же испытываем к ней теплые чувства. Собственно, одним из первых анонсов, последовавших за покупкой ZeniMax, стала новость о появлении Doom Eternal в сервисе Xbox Game Pass.
Arkane Studios
Создатели Arx Fatalis, Dishonored и последней Prey. Arkane специализируется на том, что по-английски принято называть immersive sim — на играх, в которых игроку дается обширный арсенал способностей и возможность самостоятельно придумывать, как лучше всего их использовать, чтобы добиться желаемого результата.
Следующий проект Arkane — шутер Deathloop про наемного убийцу, который застрял во временной петле и должен, чтобы вырваться из нее, в течение одного дня убить сразу несколько целей. Какой игра получится, пока не очень ясно, но выглядит она точно красиво, да и задумана как минимум занятно.
Bethesda Game Studios
Компания, ради которой во многом, наверное, и была организована вся эпохальная сделка по покупке ZeniMax. Владея Bethesda, Microsoft гарантированно лишает конкурентов сразу нескольких очень громких сериалов. Теперь на PlayStation не будет ни Fallout, ни новых частей The Elder Scrolls. Да и космическую ролевую игру Starfield, о которой пока известно лишь, что она разрабатывается, смогут попробовать только пользователи платформ Microsoft.
Учитывая, какой ажиотаж стабильно вызывают игры Bethesda, это действительно серьезный удар для фанатов PlayStation. Впрочем, в России его, возможно, ощутят не так сильно, учитывая популярность у нас PC-гейминга. На Windows все эти игры тоже выйдут.
Все это звучит очень впечатляюще, но остается открытым вопрос — что новая масштабная война за эксклюзивы будет значить для игроков? И дать на него однозначный ответ не так просто, как кажется. С одной стороны, скупая крупные студии и собирая под своим крылом популярные игры, которые прежде не были привязаны к конкретной платформе, Microsoft делает эти игры менее доступными. Теперь, если вы не играете на Xbox или PC, вам, скорее всего, не видать продолжения некоторых важных серий. С другой стороны, поддержка корпорации позволит тому же Тиму Шейферу никогда больше не волноваться по поводу финансирования новых проектов. Для людей, которые годами ждали сиквела Psychonauts именно из-за проблем с бюджетами, это хорошие новости.
Наконец, тех, кто пользуется Xbox, ждет настоящий праздник, потому что все игры, принадлежащие Microsoft, будут доступны с дня релиза по подписке Xbox Game Pass. Это очень крутое конкурентное преимущество, и за тем, как тут будут развиваться события, в той же Sony наверняка следят очень внимательно. Поэтому, если новая стратегия принесет Microsoft успех, то не исключено, что через несколько лет подписчики PS Plus тоже будут получать не по две старые игры в месяц, а целую библиотеку свежих тайтлов.