Оглавление

Битва анархизма и демократии: как Twitch превратился в игровую платформу

Как зрители стримов решили толпой пройти Pokemon, Dark Souls, GTA San Andreas и другие игры, и что из этого вышло

За последнее десятилетие одной из неотъемлемых частей интернет-индустрии стал видеостриминг. Прямые трансляции конференций, летсплеи, прохождения игр — без всего этого уже невозможно представить себе современный мир. Стримеры вроде PewDiePie становятся ходячими легендами, зарабатывают на своем увлечении и даже поднимают продажи тех игр, которые транслируют. Появилось расхожее выражение «пройти игру на Youtube» — то есть наблюдая за тем, как играют другие. Однако сервис Twitch пошел дальше, сделав зрителя непосредственным участником трансляции.

Twitch Plays Pokémon





В феврале 2014 года один неизвестный австралийский программист решил провести эксперимент: соединить чат-бота и эмулятор портативной консоли Game Boy таким образом, чтобы игра «понимала» команды из чата. Для опыта была выбрана Pokémon Red and Blue 1998 года. Управление в ней простое, поэтому зрителям достаточно было вбить в чат одну из 7 команд, чтобы поучаствовать в прохождении: «вверх», «вниз», «влево», «вправо», А, B и «Старт». Создатель мода не надеялся прославиться — ему была интересна сама идея. Поначалу все шло размеренно: в первый день игроков было мало, меньше 2 тысяч, и они даже успели преодолеть какую-то часть игры. Но потом слух о новом развлечении распространился по интернету, и за неделю с небольшим число просмотров стрима достигло 17 миллионов. В конце концов игру удалось пройти за 16 дней непрерывной трансляции, а на пике просмотров к ней подключились 120 тысяч человек одновременно. В итоге стрим даже попал в Книгу рекордов Гиннеса по количеству игроков в однопользовательской онлайн-игре — 1,16 миллионов.



Однако те 2 недели, что ушли на прохождение, не дались легко. Cначала игра обрабатывала команды ровно в том порядке, в каком они сыпались в чат. Но когда число игроков стало стремительно увеличиваться, наступил полный хаос. Оно и понятно: когда одним персонажем пытаются одновременно управлять тысячи человек, ничего хорошего ждать не приходится. И словно такого перетягивания каната было мало, на пир слетелись интернет-тролли и стали активно мешать тем, кто хотел просто пройти игру. Их усилиями персонаж постоянно бесцельно рылся в инвентаре, возвращался в уже пройденные локации, подолгу не мог выбраться из меню игры и тыкался в стены. В один из дней, позже названный «кровавым воскресеньем», они отпустили на волю целую дюжину покемонов, что сильно замедлило прогресс. Создатель трансляции попытался изменить принцип ввода команд: игра стала выполнять только то действие, за которое проголосовало большинство участников. Но часть игроков это так возмутило, что в итоге в Twitch Plays Pokemon остались обе схемы управления – и «анархическая», и «демократическая». Переключаться между ними предлагалось путем голосования все в том же чате.

Впрочем, игроки научились за это короткое время относиться к промахам и заминкам с юмором. Они даже создали своеобразную религию, основанную на событиях стрима, со своими богами, пророчествами и оракулами.

Этот опыт не только не отпугнул участников, но еще и вдохновил их на дальнейшие прохождения. За прошедшее с начала 2014 года время они уже осилили почти полсотни игр про покемонов, и, видимо, не собираются останавливаться.

Twitch Plays Dark Souls





Нельзя представить себе игру, менее подходящую для совместного прохождения многотысячной толпой, чем Dark Souls. Люди и обычные-то геймпады ломают в попытках одолеть того или иного босса, а самые хардкорные фанаты придумывают себе проблемы поинтереснее: например, пройти игру, не получив урона, использовать вместо контроллера голосовое управление, гитару из Rock Band или танцевальный коврик от Dance Dance Revolution. Но идея разрешить 15 тысячам игроков управлять одним героем была сомнительна с самого начала. Все-таки Dark Souls — не Pokémon Red с его пошаговыми битвами: возможных действий и, соответственно, команд для ввода в ней гораздо больше.

Когда летом 2015 года инженер Дэниел Николс писал скрипты, чтобы выводить команды из чата напрямую в игру, он хотел выяснить, можно ли пройти творение From Software еще и таким образом. Старт был удручающим: на стрим прибежали тысячи игроков, а поскольку изначально действовал режим «анархии», игра стала практически непроходимой. Герой бесцельно кувыркался, постоянно бежал в стены и ломал об них оружие, а в схватке с первым боссом, Демоном Прибежища, за 3 с лишним дня ему удалось нанести всего один удар. Пришлось насильно переходить на «демократию», а вдобавок к ней еще и вводить новое правило: паузу, как в старых ролевых играх наподобие Baldur's Gate. После каждого действия все замирало, а зрители голосовали за следующее движение.



Многим такой ход не пришелся по душе, ведь в играх From Software в принципе невозможна передышка, и герой всегда находится в опасности, даже изучая собственный инвентарь. Но пауза стала необходимым злом, потому что именно с ней игроки смогли продвинуться дальше, кося боссов одного за другим. Фактически Dark Souls превратилась в «пошаговую игру в реальном времени», этакие «шахматы», в которых участникам давались минуты на обдумывание ходов.

В итоге прохождение Dark Souls «на Твиче» заняло 43 дня, 8 часов, 14 минут и 23 секунды: именно в это время был повержен финальный босс, Гвин Повелитель Пепла. На пути к нему игрокам, конечно же, пришлось знатно «поумирать» — целых 904 раза. И вполне естественно, что успех только разжег желание фанатов двигаться к новым рекордам. Позднее на Twitch играли и в сиквелы Dark Souls, и в Bloodborne. А теперь, вероятно, попытаются пройти Sekiro: Shadows Die Twice.

Twitch Plays Pure Chess





Через год после Dark Souls дело дошло и до классических шахмат. Компания Ripstone Games в рамках продвижения игры Pure Chess в сентябре 2016 года устроила на Twitch поединок между зрителями и британским гроссмейстером Саймоном Уильямсом. В этот раз систему слегка изменили: команды принимал не чат-бот, а один из сотрудников Ripstone. Зрители путем голосования выбирали ходы, а он их совершал. В игре участвовало 6000 человек, а длилась она 4 часа. Первую партию Саймон выиграл, хоть зрители и создали несколько опасных ситуаций. Во время второй партии гроссмейстер вообще завязал себе глаза, делал ходы по памяти и в итоге вновь выиграл. Но в третий раз ему не удалось повторить успех: коллективный разум из чата вырвал победу из рук британца, за что каждый участник получил бесплатную игру Ripstone на выбор.

Через 2 месяца на Twitch решили повторить затею, только в этот раз против немецкого гроссмейстера Никласа Хушенбета играли 70 тысяч зрителей. Численное преимущество не помогло: мастер победил во всех 4 партиях.

Twitch Plays Battlegrounds





Летом 2017 года коллективные игры в чате вышли на новый уровень. Очередь дошла до PlayerUnknown’s Battlegrounds, известной «королевской битвы». С самого начала стало ясно, что главное сражение развернется в чате — за контроль над игроком. Ни о какой «демократии» не могло быть и речи: из-за того, что PUBG — многопользовательская игра, в ней были возможны лишь «анархия» и полный беспредел. По сравнению с ней даже у Dark Souls были неплохие шансы.

Общими усилиями персонажа едва не загнали в океан, но после его все же удалось спрятать в одном из домов. В ходе матча зрителям даже удалось убить двух игроков, правда, один из них был безоружным. А в другой раз они смогли избежать смерти, чудом уклоняясь от пуль, как какой-нибудь Нео из «Матрицы». Ключом же к успеху послужили скрытность и осторожность: под конец игры персонаж, прячась в траве, полз на животе до безопасной зоны. Впрочем, удача в итоге отвернулась от игроков, и их путь был прерван возникшим словно из ниоткуда автомобилем. Намеренно ли он переехал героя или просто не заметил его в траве, неизвестно, но тем не менее, рекорд был установлен. Толпа зрителей из чата заняла третье место в матче — отличный результат для любого обычного игрока. Но самое удивительное, что все это произошло на второй день после запуска стрима.

Twitch Plays San Andreas





В марте 2019 года также прошел примечательный стрим. Игрок Hugo One решил устроить спидран (прохождение на скорость) GTA: San Andreas, а чтобы не было скучно, позволил зрителям через чат активировать чит-коды. Сделать это можно было, потратив специальную валюту, действующую на канале Хьюго, — дакеты. Их, в свою очередь, давали за донаты и просмотры разных трансляций с канала. В конечном счете было активировано 2 тысячи чит-кодов, на что ушло более 10 миллионов дакетов.

Зрители разделились на три группы. Одни активно мешали прохождению Хьюго и вставляли ему палки в колеса. Самым излюбленным их методом был взрыв автомобиля СиДжея под конец миссии, а напряженные погони обычно прерывались возникшим из воздуха перед носом игрока танком или самолетом. Доброжелатели, наоборот, всячески помогали Хьюго: награждали бесконечным здоровьем, если он оказывался под огнем полиции, или поднимали его машину в воздух, чтобы быстро преодолевать препятствия. Третьи же откровенно забавлялись, меняя вес СиДжея и погоду, а во время похода к парикмахеру нацепили на героя садомазо-костюм.

Другими словами, спидран удался. За 12 часов Hugo One насмотрелся на всякое, но даже ему пришлось на финальной миссии отключить читы: уж слишком коварными оказались некоторые зрители.

Вряд ли Twitch когда-нибудь станет полноценной игровой платформой, способной составить конкуренцию современным консолям. Тем более что игры не всех жанров поддаются управлению из чата, и Halo: Combat Evolved вместе с Metal Gear: Ghost Babel это доказали. Но уже сейчас сервис способен развлечь на несколько вечеров и подарить уникальный игровой опыт, не доступный больше нигде. А история таких чат-игр показывает, что даже казавшаяся безнадежной затея может в итоге попасть в Книгу рекордов Гиннеса.

Обсудить