«Blizzard не хочет признать ошибки»: интервью с главой топ-гильдии WoW в СНГ
Руководитель «Рак Гейминг» о World of Warcraft, проблемах Blizzard и судьбе жанра MMORPG
7 июля открылся новый рейд World of Warcraft: Shadowlands — Святилище Господства. После ухода из рейдовой гонки лучшей русскоязычной гильдии «Экзорсус» никто не смог составить конкуренцию европейским, американским и китайским коллективам в борьбе за первое место. Лучшей русскоязычной гильдией в новом рейде стала «Рак Гейминг». Мы поговорили с ее главой Павлом Pauel Двораком о рейдовой сцене и текущих недостатках игры.
Прежде чем перейти к основным вопросам, уверен, что читатели захотят узнать историю выбора названия гильдии и ее основания. Расскажи, когда родилась «Рак Гейминг» и при каких обстоятельствах?
Я забросил WoW в дополнении The Burning Crusade, а вернулся в начале Cataclysm. Меня позвал играть друг, и я снова почувствовал каково это — играть в WoW, и захотел нечто большее, чем просто выполнение квестов. Я решил, что нужно попробовать себя в рейдовом контенте.
На тот момент я активно играл в DotA с друзьями, и предложил им попробовать WoW. Они согласились, и мы начали осваивать новый контент, добирая игроков в городах. Потом поняли, что неудобно каждый вечер тратить время, чтобы добирать игроков, и решили основать гильдию. А название гильдии пошло из нашей команды по DotA, которое придумал один из моих друзей, который до сих пор играет со мной в WoW. Мы, конечно, не играли, как раки, мы играли достаточно хорошо, на полупрофессиональном уровне.
После неплохих результатов в Вечном дворце и Ни'алота, где вы попали в топ-20, последовало 42 место в Замке Нафрия, а затем подъем на 34 место в Святилище господства. С чем связаны такие колебания? Дело в возросшем уровне конкурентов, или в это время происходили какие-то изменения в гильдии?
Эти цифры не совсем корректны, потому что сайт wowprogress не отображает китайские гильдии. На деле мы заняли 27 место в Вечном дворце, а в Ни'алоте 29 место. В Замке Нафрия мы оказались на 52 месте. Это произошло из-за нашей недооценки введенного в игру PvP-гира (среднее значение уровня экипировки персонажа — прим. ред.). У нас всегда была стандартная стратегия — ходить в сплиты (деление рейда на основных персонажей и альтернативных для одевания первых — прим. ред.) и одеваться за их счет. В начале Shadowlands это не работало. Нужно было делать акцент на PvP, потому что PvP-гир легко добывался. Ты мог легко купить конкретную вещь, не надеясь на случайность. Мы это недооценили, посчитав, что своим опытом в PvE «задавим». В Замке Нафрия нам по большей части не хватило именно «гира», поэтому результат был не тот, которого мы добивались. В Святилище Господства мы улучшили свой результат, по сравнению с Замком Нафрия, но нам есть куда работать.
Сколько часов в неделю вы уделяли Святилищу господства, и планируете ли в будущем увеличить затрачиваемые усилия в рейдовых гонках?
В первые три недели после выхода рейда мы играем семь дней в неделю по четыре часа и дополнительно два в каждый выходной. Если освоение бывает затяжным, например Гробница Саргераса, мы сокращаем время до пяти из семи дней в неделю. Для нас это хобби, мы не считаем себя киберспортивной организацией или хардкорщиками.
Каков потенциал «Рак Гейминг» и «Банхаммер», лучших на данный момент гильдий в СНГ? Способны ли русскоязычные коллективы бороться за топ-10 или хотя бы топ-20?
Потенциал есть и у них, и у нас, и у других гильдий. Вопрос в количестве затраченного времени и в том, насколько вы готовы посвятить себя рейдам. Также важна сила кадров в самой гильдии. Для профессиональных гильдий это работа. Они встают в 10 утра и ложатся в 12. В таком режиме они проводят неделю, максимум две. Насколько мне известно, «Банхаммер» собиралась где-то в 2 часа и заканчивали ближе к ночи. Иногда мы обращали внимание, что они могли пропустить какие-то дни. Если бы они относились более серьезно, то показывали бы лучший результат. Но я не уверен насчет топ-10, потому что там большинство гильдий — исторически очень сильные коллективы, показывающие результат из года в года. Но улучшить свой нынешний результат [«Банхаммер»] может.
Что касается нас, то, возможно, нам стоило бы попробовать в качестве идеи на первой недели освоения увеличить рейдовое время для лучшего прогресса. Могу объяснить почему. Чем больше ты уделяешь времени в первую неделю — тем больше боссов ты убиваешь. Соответственно ты больше выносишь «гира» на гильдию. В дальнейшем это скажется на освоении, потому что ты становишься сильнее и сильнее по экспоненте. Пока эта идея находится на уровне обсуждения и, возможно, все останется как есть, потому что нам комфортно то время, которое мы уделяем рейдам. Если мы хотим добиться лучших результатов, нам скорее нужно усиливаться в организации и персональных навыках.
Как ты и твоя гильдия отреагировали на уход «Экзорсуса» из борьбы за рейдовую гонку? Были ли какие-то переходы игроков из «Экзорсуса» в ваш состав?
Нас расстроил уход «Экзорсуса», потому что мы понимали, что никто не заменит их, никто не сможет потянуть тот уровень, который они показывали. Для русскоязычного региона это большая потеря. Это сказывается на прослойке хардкорных игроков, которые либо уходят в европейские коллективы, либо покидают игру.
Что тебя сейчас бесит больше всего в рейдах WoW, и чтобы ты изменил?
Самая больная для меня тема — отсутствие мастер-лута (система распределения добычи одним человеком в рейде — прим. ред.). Текущая система усложняет жизнь и топовым, и средним гильдиям. Приходится вкладывать колоссальные средства и запрашивать игроков с трейдовым гиром или же организуя ненормальные сплит-рейды когда все идут тканью, кольчугой или латами. Это неудобно и раздражает. Чтобы подготовить больше одного персонажа к рейду требуется много времени. Для работающих людей это практически невозможно, учитывая, что нужно еще прокачать репутацию. Слишком много подготовки до рейда. Раньше было проще, потому что репутация приносила косметические бонусы или усиления персонажам, которые были нерелевантны для освоения. Сейчас мало того, что тебе нужно одевать персонажей в рейдах, так еще и закрывать все активности, которые предлагают разработчики.
WoW издавна одна из любимых игр для ботоводов. По-твоему, насколько существенна эта проблема, и как часто топовые гильдии прибегают к услугам торговцев бот-программами?
Мне кажется, топовые гильдии не пользуются бот-программами, они скорее покупают то, что добывают боты. Нет смысла заниматься этим, потому что тебя могут забанить. Новости о ботоводстве в WoW касаются скорее классических серверов. Там люди хотят сохранить экосистему, которая была давным-давно, когда ты мог взять кирку в руки, накопать руды и продать. Сейчас же это невозможно сделать, потому что боты добывают ресурсы в разы эффективнее, и создается огромная конкуренция на рынке.
В актуальной версии боты не сильно сказываются на игре. Если люди хотят зарабатывать золото, у них есть множество способов. Я на это не особо обращаю внимание. Я против ботоводства, но таковы реалии, с этим могут бороться только разработчики. Учитывая постоянные сокращения в Blizzard, всё меньшее количество гейм-мастеров и комьюнити-менеджеров, этому попросту некому заниматься. Разработчики стараются все автоматизировать, чтобы их программы отслеживали ботов и банили их владельцев, но это невозможно искоренить полностью. Эта проблема будет всегда, вопрос лишь в ее масштабе.
Не так давно главы американских гильдий Альянса пожаловались на уменьшение количества серверов, где силы обеих фракций равны. Почему, по-твоему, Альянс теряет игроков и можно ли как то изменить эту проблему?
Если ты хочешь серьезно заниматься PvE и найти себе гильдию, то тебе нужно идти в Орду. Я понимаю, что есть люди, которым нравится тематика Альянса и их расы, но когда ты не можешь найти группу даже в героический режим Святилища Господства, волей-неволей приходится идти играть за Орду. Разработчики пытались что-то с этим сделать, добавив зал славы и введя режим войны, где давали дополнительные бонусы игрокам Альянса, но народ это не «схавал», им это неинтересно. Игроки все равно продолжают играть со своими друзьями за Орду, поэтому из Орды в Альянс уже никто не поедет. Здесь сплоченное сообщество и люди, которые давно друг друга знают.
Единственное решение, которое я вижу на данный момент, это межфракционное объединение на сложный контент. То есть, чтобы в мифик плюс режиме ты мог сыграть с игроками из другой фракции. Я не вижу для этого преград, возможно, есть какие-то технические, но я о них не знаю. Мне кажется уже нет смысла разграничивать людей по фракциям. Это можно сделать лишь оставив дух Warcraft, как соревнование двух фракций в открытом мире и PvP. Но в сложном PvE-контенте мы боремся со злом совместно. Я давно не припомню рейда, когда Орда и Альянс придерживались разных точек зрения относительно главного злодея. Даже в битве с Сильваной участвуют представители Альянса и Орды — Тралл и Джайна. По лору это можно спокойно обосновать, что решит проблему с недостатком игроков у Альянса.
Сейчас у WoW, возможно, худший период в истории. Разработчики сконцентрировались на удалении различных дискриминационных элементов, а патч 9.1.5 игроки пока что воспринимают прохладно. Что думаешь насчет текущей ситуации, и к чему она может привести.
На мой взгляд, патч 9.1.5 — один из лучших переходных патчей, которые я наблюдал. Обычно это были маленькие обновления с небольшими изменениями. Сейчас 9.1.5 несет огромное количество изменений. Разработчики занялись заглаживанием своих ошибок, и делают это не последним патчем аддона, а гораздо раньше, что меня очень радует.
Во-вторых, добавление нового контента, такого, как возвращение башни магов и легионовских мификов плюс, это очень давно просили игроки и круто, что разработчики сфокусировались на этом.
По поводу не самых лучших времен WoW, это связано с тем, что Blizzard не успевает делать контент. Возможно, это связано с пандемией COVID-19, а возможно с разборками внутри компании. Насчет удаления контента, мне кажется, сейчас они занимаются совершенно не тем. Это никак не поможет побороть харассмент представителей женского пола на работе. Удалением контента занимается некомпетентный человек, это лишь раздражает людей. Замена женщины с картины на фрукты абсолютно никак не поможет женщинам, которые подвергаются дискриминации на работе. Это лишние ресурсы, которые они могли бы потратить на что-то полезное.
Как ты относишься к классическим серверам и как долго, по-твоему, они будут жить?
Они всегда будут иметь определенную прослойку людей, которым нравится игра. Вопрос в том, чем они будут там заниматься. Возможно, идея фреш-серверов в духе сезонов в Diablo 3 выстрелит, и людям будет интересно заново прокачиваться. Тем более, что ты оплачиваешь одну подписку на обе версии WoW.
Мне кажется, что Blizzard излишне старается выкачать деньги из людей, играя на ностальгии. Они могли бы сделать это в стиле “музея”, сохранив всё, что было в те времена, а не добавлять пропуск в Темный портал или эпического скакуна за деньги.
Этим летом, благодаря стримам Asmongold, западная аудитория открыла для себя Final Fantasy XIV Online. К тому же скоро выйдет New World. Считаешь ли ты, что у этих игр есть шанс забрать крупный кусок аудитории WoW, или игра от Blizzard вернёт своё после первого же удачного аддона?
Я считаю, что Asmongold сделал правильно, привлекая аудиторию к FF14 Online. Я знаю, что в русскоязычном сообществе его не особо уважают из-за его репутации. Когда-то людям казалось, что он не в себе, бился на стримах лбом об клавиатуру, орал. Сейчас же на его трансляциях часто идут серьезные обсуждения, дискуссии, чтение Reddit. Зайдя к нему на стрим, можно узнать чем живет комьюнити, потому что его смотрят огромное количество людей.
То, что он привлек внимание к другим MMORPG — это здорово. Никто не смог добиться успеха подобного WoW. Возможно, это расслабило разработчиков. Если новые игры заберут аудиторию WoW, это будет полезно. Возможно, тогда разработчики очухаются и будут серьезнее заниматься игрой. В целом хорошо, что другие MMORPG популяризируются. Это значит, что жанр становится более привлекательным для игроков, к тому же это добавляет конкуренции.
Какие шансы у MMORPG не затеряться среди других жанров и не умереть в конце десятилетия?
Я верю в цикличность. Сначала была популярной RTS, потом MMORPG, затем MOBA-игры, после многие перешли на шутеры, а теперь в моде королевские битвы. Возможно, люди пресытятся и вернутся в RTS. Просто сейчас многие серьезные компании не хотят заниматься чем-то рисковым вроде создания RTS или MMORPG. Всё что осталось — старое, которое поддерживается уже долгие годы.
После релиза Цепей Господства игроки раскритиковали сюжет. Ты согласен с сообществом или не обращаешь внимание на историю WoW?
Я считаю сюжет важным и являюсь фанатом вселенной Warcraft еще с первой части RTS. Я ожидал от нового патча чего-то другого. Мне не нравится подача сюжета Shadowlands и его раздробленность. То есть ты прошел главу кампании и ждешь неделю следующей. Я бы хотел посмотреть сюжет сразу. Возможно, концовка патча была бы понятнее, если бы они сразу дали возможность посмотреть весь сюжет кампании, а не растягивали его на каждую неделю. Вообще интересно, что в нашей гильдии некоторые не хотели смерти Сильваны, считая ее важным персонажем.
Тебе не надоела она?
На мой взгляд, история Сильваны должна подойти к завершению в Shadowlands. Хотелось бы чего-то более интересного, чем «неожиданный» сюжет с планами Тюремщика, отличающимися от планов Сильваны. Странное решение. Казалось бы, Сильвана — персонаж со своими идеями, все продумала, что-то на уровне Вариса из «Игры престолов», которого тоже бездарно слили в последнем сезоне. Вроде глубокий и интересный персонаж, но допускает такие ошибки.
Не хочу показаться сексистом, но мне не хватает сильных мужских персонажей. После ухода Артаса и Кель'таса только и разговоров, что о Джайне или Сильване. Не осталось персонажей, к которым бы я привязался. Мне нравилась история Кель'таса, а Blizzard просто слила его в унитаз.
Хотелось бы сильных персонажей в сюжете. Например, Болвар мне кажется слабым. Его вечно избивают, снимают шлем, заковывают в цепи. Он не вызывает чувства, что он хранитель мертвых. Когда шлем носил Артас, тебе казалось, что это могущественный персонаж.
Как ты отнесся к релизу Warcraft 3: Reforged? Почему, по-твоему, Blizzard так наплевательски отнеслась к ремастеру, возможно, главной их игры за всю историю?
Это больная тема для меня. Они столько всего обещали, а на релизе получилось такое. Мне кажется, это проблема эффективных менеджеров, которые работают в компании. Наверное, они посчитали, что это нерентабельно, неинтересно и просто забросили проект. Возможно, то как они поступили с игрой, сказывается на них и сейчас. Вера в компанию начала пошатываться. Самое обидное, что они ничего не делают с Reforged, и патч не выходил уже полтора года. Я обвиняю руководство компании в этом. Менеджеры нацелены на что угодно, но не на сохранении духа Warcraft, который и сделал игру популярной. К сожалению, сейчас игровая индустрия нацелена больше на зарабатывание денег, чем на создание шедевров.
Ты не возвращал деньги за игру?
Нет, я люблю эту компанию. Моя комната чуть ли не посвящена Blizzard. В ней есть статуэтки, коллекционки… я просто фанат. Я даже Diablo и StarCraft люблю. Я все еще верю в них. Может однажды тучи разойдутся, и всё вновь станет здорово, просто вопрос когда это случится, и что должно произойти. Возможно, все закончится печально, но я оптимист, несмотря на то, что все последние новости о компании — сплошной негатив. Хотя мне кажется, что порой негатив необоснован. Люди ненавидят Blizzard на хайпе, хотя компания заслуживает поддержки.
То есть ты даешь им большой карт-бланш?
Да, потому что они дали столько вселенных и эмоций, столько часов наиграно. Я все еще верю, что они могут изменить, вопрос, что должно произойти для этого.
Ты не думаешь, что всё, что ты перечислил — дали ветераны, которые уже ушли из Blizzard?
Именно их обвиняют в харассменте. Получается, что алкоголики и насильники делали шедевры. Мне кажется, что всё не так однозначно. Ушли Морхейм и Метцен, но наверняка остались те люди, которые еще способны создавать что-то классное. К тому же есть новые кадры. Нельзя же считать, что новые люди совершенно безыдейные, которые пришли только, чтобы получать зарплату. Вопрос лишь в руководстве компании. Например, текущий руководитель разработки WoW Ион Хаззикостас — бывший игрок и фанат WoW. Возможно, люди, которые стоят выше него… но я не знаю внутреннюю кухню компании. Многие решения спорные, неудачные и просто плохие для компании. Я не могу предъявлять претензии, потому что я не знаю кто их принимает. Blizzard нужно научиться признавать свои ошибки. Даже в сообщениях разработчиков они ни разу не извинились и не признали свои ошибки. Они, например, не извинились за неудачную систему ковенантов и ограничения на проводников.
Я понимаю, что разработчики должны иметь свое мнение. Невозможно делать всё, что говорит фанбаза. Аудитория не знает всей картины и у нее нет статистики. Но к ней стоит прислушиваться в банальных моментах. Помню лето перед релизом Shadowlands, когда автор YouTube-канала Preach Gaming брал интервью с Ионом Хаззикостасом. Руководитель разработки WoW постоянно говорил, что верит в систему ковенантов и ограничения, он считал, что это правильно. Я понимаю, что, возможно, его вера перевешивала то, что ему говорила фанбаза. Но если ты при релизе видишь, что всё не работает, нужно резче принимать решения. Уже прошел год, а вы делаете это лишь в 9.1.5. Спасибо, что не в последнем патче. Потому что в Battle for Azeroth изменения, которые сделали игру крутой, произошли лишь в последнем обновлении в Ни'алоте.
Мне кажется, что Blizzard работает по стандартному шаблону. Они не хотят рисковать. Они не вводят чего-то, что изменило бы игру. Например, Legion привнес новый режим мифик плюс, Mists of Pandaria подарила нам режим испытаний и сценарии, а в Battle for Azeroth и Shadowlands они не добавили чего-то по-настоящему нового. У Warlords of Draenor был потрясающий потенциал, но дополнение получилось скомканным, его быстро «свернули».
Что должно случиться с игрой, чтобы ты ушел из нее, не считая каких-то жизненных обстоятельств?
Я должен перестать получать от нее удовольствие. Мне нравится играть со своими приятелями, приходить в рейд, смотреть лор и так далее. Пока мне это интересно, я буду играть, а как только пойму, что игра не стоит моего времени — я покину ее. Сейчас она остается любимой игрой.