Будущее серии Fallout

Разбираемся, чего ждать от культовой франшизы

С момента релиза Fallout 4 прошло 5 лет. За это время Bethesda Game Studios могла выпустить новую номерную часть. Но ее нет и пока не будет. Все сотрудники студии заняты Starfield и The Elder Scrolls 6 — большими RPG без точной даты релиза. Однако это не значит, что Fallout 5 никогда не появится. Попробуем разобраться, что ожидает знаменитую франшизу в будущем.

Неизбежное продолжение



В 2004 году ZeniMax Media и принадлежащее ей издательство Bethesda Softworks приобрели права на Fallout у Interplay Entertainment. Сумма сделки составила $5,75 млн. Interplay отчаянно нуждалась в деньгах и распродавала активы. Что делать с Fallout, в банкротящейся компании не знали. Зато в игровом подразделении Bethesda Game Studios ясно представляли, как раскрыть потенциал франшизы. Там уже давно хотели передохнуть от серии The Elder Scrolls и создать научно-фантастическую или постапокалиптическую RPG. Покупка прав на Fallout пришлась кстати.



Над проектом начали работать практически сразу. При создании новой части авторы кардинально поменяли концепцию: уникальный сеттинг и основные системы Fallout смешали с геймдизайном The Elder Scrolls. Исполнительный продюсер и игровой директор Тодд Говард был уверен в выбранном направлении. Он понимал, что часть фанатов предпочла бы классическое продолжение с изометрической проекцией, но его команда делала то, что хорошо умела.

Подход компании себя оправдал: Fallout 3 возродила серию и привлекла как старых фанатов, так и новую аудиторию. За первую неделю игра разошлась тиражом в 4,7 млн копий и принесла компании $300 млн. Третья часть продалась лучше Fallout, Fallout 2, Fallout Tactics и Fallout: Brotherhood of Steel вместе взятых. Даже The Elder Scrolls 4: Oblivion не могла похвастаться подобными успехами. Игра стала хитом и одной из важнейших RPG конца нулевых.

Fallout 4 пришлось ждать 7 лет. За это время серия не растеряла популярности. В 2015 году Bethesda Softworks обновила финансовые рекорды. За первые сутки издательство отгрузило 12 млн копий Fallout 4 и заработало $750 млн. Для сравнения вышедшая в ту же неделю Call of Duty: Black Ops 3 за первые три дня продаж привлекла чуть меньше — $550 млн. Подобный успех на фоне популярного шутера от Activision показал, что Fallout — сильный, дорогой и популярный бренд, от которого никто не откажется.



Bethesda Game Studios не любит анонсировать свои игры заранее. Так что компания будет до последнего скрывать информацию о Fallout 5. На утечки со стороны рассчитывать тоже не придется. За пару лет до релиза Fallout 4 в Сеть слили скрипт озвучки, из которого стало ясно, что продолжение отправит игроков в Бостон. И вот, как отреагировали в студии:

«Утечка стала сюрпризом. Мы пытались ее отследить и разобраться, что случилось. В тот момент мы поняли, что если делаешь Fallout, все нужно скрывать серьезно. Нельзя просто дать какое-то кодовое название и считать, что дело сделано», — объяснял директор Bethesda Game Studios Эшли Ченг. После такого инцидента в компании серьезно озаботились проблемой безопасности данных.

Новый разработчик для Fallout



Fallout 5 может создать не только Bethesda Game Studios. В 2020 году Microsoft купила ZeniMax Media — материнскую компанию издательства Bethesda Softworks — за рекордные для игровой индустрии $7,5 млрд. Сделку должна утвердить Европейская антимонопольная комиссия к лету 2021 года. Однако уже сейчас в распоряжении Microsoft оказались такие бренды, как Wolfenstein, Doom, Quake, Rage, Dishonored, The Elder Scrolls, Starfield и Fallout. На фоне громкой покупки среди поклонников Fallout пошли разговоры о передаче франшизы сторонним разработчикам. Игроки здесь рассуждают просто: раз Bethesda Game Studios занята Starfield и The Elder Scrolls 6, пускай развитием их любимой серии займется другая компетентная студия. Тем более что у Microsoft такие есть.



Самый очевидный кандидат — Obsidian Entertainment, которая в 2010 году выпустила Fallout: New Vegas. Сейчас компания занята развитием кооперативного симулятора выживания Grounded и разработкой фэнтезийной RPG Avowed. Однако студия не прочь вернуться к вселенной Fallout, если такая возможность появится.

В январе 2021 года автор канала Valve News Тайлер МакВикер написал, что Fallout: New Vegas 2 выйдет во второй половине этого десятилетия. Зачем делать продолжение New Vegas и откуда он знает об игре, до релиза которой 5-6 лет, блогер объяснять не стал.

Впрочем, inXile Entertainment тоже есть что предложить. В 2020-м inXile выпустила Wasteland 3, которую многие журналисты и игроки сравнивали с первыми частями Fallout. Директор inXile Брайан Фарго упоминал, что его команда сейчас занята двумя проектами: один находится на предварительном этапе производства, а второй вошел в активную фазу разработки. Судя по вакансиям, компания делает ролевую игру нового поколения с видом от первого лица на движке Unreal Engine 5. Студии требуется специалист, который будет работать над шутерными механиками и уникальными боевыми способностями персонажа. Fallout вполне подходит под описание. Однако реальных оснований полагать, что inXile создает игру из этой серии, нет. Хотя бы потому, что для Fallout у Bethesda Game Studios есть свой движок.



Еще недавно Тодд Говард со скепсисом относился к вероятности того, что Fallout опять доверят другой команде. «Не могу сказать, что такого шанса нет. Сейчас наша компания выросла, и все лучше делать своими руками... Вряд ли, но никогда не говори никогда. Obsidian проделала замечательную работу [над Fallout: New Vegas]», — сказал он в интервью The Guardian в 2018 году.

После сделки Microsoft и ZeniMax последнее слово в этом вопросе теперь за Microsoft.

Место действия Fallout 5



В 2010 году, когда разработка The Elder Scrolls 5: Skyrim близилась к завершению, руководители Bethesda Game Studios стали готовить проектную документацию и карту Fallout 4. В это время на другом конце США, в Калифорнии, Obsidian Entertainment завершала Fallout: New Vegas. Сторонних разработчиков никто не ограничивал творчески. Однако у Bethesda были несколько требований. К примеру, авторам New Vegas запретили делать приквел Fallout 3 (в компании не любят приквелы и предпочитают двигать свои миры вперед). А еще Bethesda настояла, чтобы Obsidian удалила из New Vegas строку с упоминанием о полном уничтожении Сан-Франциско после Fallout 2.



Дело в том, что в Bethesda Game Studios сами хотели отправиться на запад США и показать в Fallout 4 залив Сан-Франциско. В жизни это действительно интересная локация с необычным холмистым ландшафтом, мостом Золотые Ворота, системой канатных трамваев, набережными вдоль Тихого океана, тюрьмой Алькатрас и другими достопримечательностями. К тому же у Сан-Франциско богатая и разнообразная архитектура, сочетающая в себе современный и викторианский стили. Тем интереснее взглянуть на постъядерную версию такого города.

Но вариант с Сан-Франциско очень быстро отбросили. Все из-за Нью-Йорка — города, с которым команда уже давно хотела поработать. Центральный парк, Манхэттен, крупнейшее в мире метро, небоскребы, Таймс-Сквер, Статуя Свободы — перед дизайнерами и художниками открывались широкие возможности.

Ранняя проектная документация Fallout 4 готовилась именно для Нью-Йорка. Отвечал за нее Эмиль Пальяруло — один из самых важных людей в сегодняшней Bethesda Game Studios. Геймдизайнер начинал карьеру в Looking Glass Studios, а уже после присоединился к Bethesda на этапе создания дополнений к The Elder Scrolls 3. Пальяруло выступал ведущим дизайнером и сценаристом Fallout 3 и удостоился за свою работу нескольких престижных наград. Считается, что разработчик, будучи учеником Уоррена Спектора и Looking Glass Studios, привнес в геймдизайн игр Bethesda Game Studios определенную долю иммерсивности.



Так что вопрос с Нью-Йорком в Fallout 4 казался решенным. Но лишь до момента, пока за обедом разговор не зашел о Бостоне. Хоть Эмиль Пальяруло был родом из этого города и хорошо его знал, он скептически отнесся к идеи перенести туда события четвертой части. На столице штата Массачусетс настаивал Тодд Говард и некоторые другие руководители студии. Бостон показался им не таким банальным выбором, как Нью-Йорк, который в тот период встречался в играх слишком часто: в Battlefield 3, Call of Duty: Modern Warfare 3, Crysis 2, Enslaved: Odyssey to the West, Alone in The Dark, The Godfather 2, Prototype, Grand Theft Auto 4. Нет другого мегаполиса, который пользовался бы у игровых разработчиков такой популярностью.

В итоге в Bethesda Game Studios выбрали Бостон. Проектную документацию пришлось переделывать. По словам Эмиля Пальяруло, у него сохранилась первоначальная версия диздока. Из нее использовали только Ника Валентайна — одного из самых примечательных персонажей Fallout 4.

Не исключено, что в Fallout 5 разработчики вернутся к старому концепту и покажут именно Нью-Йорк. У команды осталась документация и другие наработки. Состояние Нью-Йорка в мире Fallout все еще довольно неопределенное. Согласно Fallout 4, это один из первых городов США, на который упали ядерные бомбы.



Также не исключено, что после трех подряд игр, действие которых происходило в восточной части США (Fallout 3 — Вашингтон, Fallout 4 — Бостон, Fallout 76 — Западная Вирджиния), Bethesda Game Studios все же отправится на западное побережье. Оттуда начиналась серия и там наверняка еще много нерассказанных историй. Так что вариант с Сан-Франциско также вероятен.

Fallout рвется на телевидение



Колоритный и подробно прописанный мир Fallout давно напрашивался на экранизацию. Interplay еще в конце 90-х пыталась запустить в производство фильм по игре и даже создала для этого отдельное подразделение — Interplay Films. Тогда удалось договориться с одной из студий и нанять сценариста, но вскоре процессы застопорились и фильм так и не сняли.

В 2019 году стало известно, что Amazon заключила пятилетний контракт с Джонатаном Ноланом и Лизой Джой — создателями рейтингового сериала HBO «Мир Дикого Запада». Сумма сделки оценивается в 200 миллионов долларов. По ее условиям, продюсеры со своей компанией Kilter Films будут разрабатывать эксклюзивные фильмы и сериалы для видеосервиса Amazon Prime Video.



Летом 2020 года компания объявила, что Джонатан Нолан и Лиза Джой станут шоураннерами сериала по Fallout. По словам Тодда Говарда, Bethesda больше десяти лет искала возможность для экранизации Fallout, общение с творческой группой Kilter Films и лично с популярными продюсерами убедило разработчиков доверить бренд именно им.

Эмиль Пальяруло подчеркнул, что Bethesda не будет вмешиваться в производство сериала и написание сценария, а лишь предоставит необходимую информацию по вселенной игры. Ожидается, что Нолан и Джой возьмутся за Fallout сразу после того, как закончат для Amazon другой проект — экранизацию романа Уильяма Гибсона «Периферийные устройства».

В руках хорошего писателя и сценариста вселенная Fallout открывает практически безграничные возможности. Об этом упоминал директор Bethesda Game Studios Эшли Ченг: «Если у вас есть шанс поработать над видеоигрой — поработайте над Fallout! В ней можно сделать практически что угодно. Широкие возможности для сторителлинга, широкие возможности для арт-дирекшена, тон, юмор — это все нечто совершенно особенное». Адаптация Fallout для телевидения тоже не ограничивает авторов: они могут снять хоть роуд-муви про рейдеры в стиле «Безумного Макса», хоть параноидальный триллер про жизнь в Убежище, хоть шпионскую драму в альтернативных 50-х, которая закончится ядерной войной.

Но главное — если сериал окажется успешным, это может подтолкнуть Bethesda с Microsoft к запуску новой игры.

Обсудить