Оглавление

«Человек-невидимка»: ремейк фильма ужасов 30-х годов

Добротный жанровый хоррор, не претендующий ни на что кроме успеха в прокате

В прокат вышел «Человек-невидимка» — новое осмысление классического фильма ужасов студии Universal, основанного на одноименном произведении Герберта Уэллса. Это неплохой жанровый хоррор на актуальные темы, которому категорически не хватает сюрпризов, чтобы в него влюбиться.



Жизнь молодой девушки Сесилии Кэсс со стороны похожа на рай. Большой просторный дом в Сан-Франциско на берегу океана, красавец-возлюбленный Эдриан Гриффин, который к тому же является гениальным ученым, любящий пес и безоблачное будущее. Но это ширма: на самом деле мужчина жестко и даже жестоко контролирует их отношения. По всему дому развешаны камеры, благодаря которым бойфренд буквально следит за каждым шагом Сесилии, и вырваться из этой технологичной тюрьмы практически невозможно. Но девушке все-таки удается: в один из вечеров она накачивает Эдриана диазепамом и при помощи сестры сбегает из дома. Она останавливается у друга Джеймса, который живет с дочкой. Но на улицу девушка выйти боится — знает, что Эдриан так просто её не оставит. Вскоре приходят радостные для Сесилии вести: бывший бойфренд покончил жизнь самоубийством, оставив ей внушительное наследство. Но вскоре она понимает, что это не конец истории и Эдриан еще появится в её жизни.

«Человек-невидимка» — второй по счету ремейк одного из классических фильмов ужасов студии Universal в последние годы. Первой картиной стала довольно сильно заруганная (и по делу) «Мумия» с Томом Крузом. Изначально Universal по примеру коллег из Marvel хотела соткать из новой линейки фильмов ужасов отдельную вселенную, объединив в ней Мумию, Человека-невидимку, Дракулу и других персонажей. Но после прохладного приема фильма с Крузом студийные боссы начали действовать аккуратнее. Перспективы отдельной вселенной сейчас уже обсуждаются очень расплывчато. Основной курс — сосредоточиться на отдельных картинах про антигероев, а там будет видно. Например, буквально за несколько дней до выхода в прокат «Человека-невидимки» появился слух, что разрабатывается фильм про Франкенштейна с Томом Харди в главной роли. Поэтому «Человека-невидимку» лучше оценивать, как отдельный фильм, а не как один из возможных кирпичиков будущей вселенной Universal.



Почти за сто лет, которые прошли со времен первой экранизации романа Герберта Уэллса, не мне вам говорить, мир изменился до неузнаваемости. И новый «Человек-невидимка» — фильм крайне современный как с технической точки зрения, так и с тематической. В центре сюжета — история не столько о преследовании, сколько о глобальном абьюзе человека. Нынешний Человек-невидимка не пытается убить Сесилию — он именно что рассчитывает выключить девушку из жизни, обрезав все её социальные и личные связи, окружив недоверием и паникой.

В этом моменте «Человек-невидимка» выпрыгивает из хоррор-рамок. Фильм без стеснения и довольно умело раскладывает современные проблемы человеческих взаимоотношений, на которые еще 15-20 лет назад все с удовольствием закрывали глаза. Сделать акцент именно на девушке — не столько реверанс в сторону оригинальной истории или современной #MeToo-повестки, а лишь грамотный авторский ход, усиливающий впечатление от истории (мужчина на этом месте смотрелся бы не так выигрышно). Вторая победа — приглашение на заглавную роль Элизабет Мосс, которая, кажется, лучше всех в Голливуде не просто умеет играть постоянное нервное напряжение, но и передавать его прямо через экран зрителю. Её Сесилия — не просто угнетаемая женщина, но героиня, которая готова поменять правила игры в этом патриархальном мире ради элементарного человеческого спокойствия.



Но если с идеологической точки зрения «Человек-невидимка» — очень актуальный и даже своевременный хоррор, то в остальном все не так радужно. Да, здесь немало интересных сюжетных кульбитов, у истории довольно остроумная технологическая подложка (не будем спойлерить) и современная визуальная картинка, но сюрпризов в фильме все же категорически мало — особенно для такого изобретательного в последние годы жанра, как фильм ужасов. Самые страшные моменты в «Человеке-невидимке» — бессовестные скримеры, самые выбивающие из колеи — неожиданные смерти персонажей, самые раздражающие — эпизоды, где проявляется фирменная глупость главных героев. К последним сценам, впрочем, меньше всего претензий — этот элемент жанра уже давно стал символом, воспетым или раскритикованным в сотне фильмов/сериалов/рецензий. Впрочем, если вы привыкли к первоклассным хоррорам, которые почти никогда не порождают зрительские восклицания вроде «Да куда ты пошел! Иди в другую сторону!», то на «Человеке-невидимке» вам будет скучновато и даже неуютно.

В остальном, «Человек-невидимка» — просто добротный жанровый хоррор, не претендующий ни на что кроме успеха в прокате. В США фильм стартовал бодро и по прогнозам экспертов рынка вполне может собрать $150—200 млн в целом. А для картины, стоящей около $10 млн, нет другого критерия успеха.

С другой стороны, это действительно довольно ладно скроенный ужастик на тему абьюза и человеческих взаимоотношений — одной из главных тем для дискуссий в современном мире. Но в отличие от картин Ари Астера («Реинкарнация», «Солнцестояния»), Джордана Пила («Прочь», «Мы) или, например, Роберта Эггерса («Ведьма», «Маяк») здесь очень мало непредсказуемой авторской мысли и слишком много студийного расчета. Поэтому, если пойдете в кинотеатр, не ждите особых сюрпризов — тогда получить удовольствие от просмотра станет намного проще.


Читайте также:


Обсудить