«Человек-паук: Нет пути домой» — впечатления от фильма
Фансервисный фарш для фанатов «Человека-паука» — с кучей пасхалок, хорошим юмором, сильной драматургией, зрелищными сценами и парой заметных, но не критичных проблем
14 декабря прошел пресс-показ «Человек-паук: Нет пути домой» — нового фильма Marvel, который, кажется, побил несколько рекордов по градусу ожиданий. Мы уже посмотрели кино и остались приятно удивлены результатом. Sony и Marvel удалось снять большой и красивый блокбастер, который вряд ли оставит равнодушными фанатов супергероя.
Сюжет нового фильма продолжает историю прошлой части, хотя смотреть предыдущие два фильма необязательно. Завязка достаточно простая, и расстановку сил вам объясняют сразу. После злодейств Мистерио во «Вдали от дома» весь мир узнал, что Человек-паук — это Питер Паркер. Кроме того, преемника Тони Старка обвиняют в убийстве невинных граждан. Герой, надеясь спасти от проблем не столько себя, сколько своих близких, решает обратиться к Доктору Стрейнджу и его магии. Вместе герои читают заклинание, которое должно заставить весь мир забыть настоящее имя Паука. Но все идет не по плану — мир начинает разрывать мультивселенная, а на супергероя открывают охоту новые враги.
О «Нет пути домой» еще задолго до релиза ходило много слухов. Часть из них подтвердилась уже после первого трейлера — в новом кино с помощью мультивселенной решили вернуть злодеев из прошлых фильмов, где Паука играли Тоби Магуайр и Эндрю Гарфилд. К своим ролям, например, вернулись Уиллем Дефо (Зеленый Гоблин), Альфред Молина (Доктор Осьминог) и Джейми Фокс (Электро).
В итоге у Marvel и Sony получился настоящий фансервисный фарш — это одновременная и сильная, и слабая сторона новинки. После первой трети зрителя просто бомбардируют пасхалками и отсылками к «Паукам» Рэйми и Уэбба. Образы, звуки, фразы, диалоги, приемы, персонажи — все отсылает к другим фильмам. Из-за этого у «Нет пути домой» практически нет своего лица: все внимание на себя перетягивают герои другой эпохи, и все самые запоминающиеся моменты тоже дарят они.
Если вы не смотрели старых «Пауков», то рискуете быстро потеряться и удивленно вздрагивать, когда зал начнет внезапно хлопать или смеяться над обычной, казалось бы, фразой. Фильмы Marvel и раньше требовали определенных знаний предыдущих фильмов, но «Нет пути домой» — квинтэссенция этого подхода, когда от зрителя требуют понимания локальных мемов про кино 20-летней давности. Про любой другой фильм легко было бы сказать, что можно пережить пару пропущенных шуток, но не в этот раз. Новый «Человек-паук» — больше для фанатов и знатоков старых частей. Поэтому после просмотра сложно сказать, насколько «Нет пути домой» будет интересно смотреть второй раз — если, конечно, кто-то на это рассчитывает.
Однако если вы идете в кино именно за зрелищным фансервисом, то картина просто не сможет вас разочаровать. Злодеи из любимых фильмов детства, знаменитые фразы, мемы, шутки — новый «Человек-паук» постоянно тестирует зрителя на знание других картин про супергероя. Но, в отличие от последних «Звездных войн», делает это без лишнего и натужного пафоса — легко, весело и зрелищно.
Фильму даже удается перезапустить несколько сюжетных линий, которые касаются злодеев. Это в какой-то мере спорное решение — некоторым зрителям вряд ли понравится, что их любимых персонажей решили не просто переосмыслить, а сделать это еще и со старыми актерами. Однако обычно авторам удается добиться своей цели и позволить противникам Паука предстать в несколько ином амплуа, при этом не разрушив их оригинальный образ.
Еще один сильный момент фильма — драматургия. Актерам Marvel в кои-то веки есть, что играть, а жертвы, на которые идут герои, наконец-то впечатляют. Причем не столько масштабами, сколько понятными простому зрителю проблемами. В финале даже не верится, что в этот раз обошлось без путешествий во времени или других дешевых трюков с отменой произошедших событий.
Хочется отметить и классный юмор — одну из главных проблем прошлых «Пауков» с Томом Холландом наконец-то решили. Глупые подростковые шутки ушли вместе с глупыми подростками: больше никаких «Пенис Паркеров» и других гениальных острот. Все комедийные ситуации завязаны на самоуверенном Стрэндже и высмеивании проблем старых фильмов, так что посмеяться в кино есть над чем.
Визуально «Нет пути домой», как правило, радует, а особенно крутыми получились сцены с Доктором Стрэнджем. Здесь вновь есть эпизоды в духе его сольника с трансформирующимся городом, да и вообще волшебник остается одним из самых интересных героев Marvel — с бесконечным потенциалом для спецэффектов и зрелищных сражений. Кстати, фанатам этого героя советуем остаться после финала фильма и дождаться второй сцены после титров.
А вот с музыкой у Marvel обычно беда, и «Нет пути домой» сложно назвать исключением. Своего конкурента в лице DC «Дисней» все никак догнать не может. «Джокер», «Человек из стали», «Бэтмен против Супермена», «Темный Рыцарь» — везде можно найти как минимум несколько запоминающихся тем. Впрочем, в этот раз отличная мелодия появилась и у «Паука» — простая, но трогательная и благодаря сюжету запоминающаяся. Правда, почти все остальное время играет непримечательный супергеройский эпик.
Однако если отбросить мелкие недостатки, то останутся две заметные проблемы. Во-первых, главный герой в очередной раз поражает своей глупостью и наивностью. Человек-паук чудил в первом фильме, во втором, но уж к третьему, после событий «Войны бесконечности», хотелось увидеть поумневшую версию Паркера: персонажа, который понимает, к каким трагическим последствиям могут привести ошибки супергероев.
Странные поступки Паука оправдываются его характером, в какой-то мере даже каноничным. Но в рамках киновселенной Marvel почти все его решения все же больше подходят 10-летнему ребенку, а не герою, который бился против Таноса за жизни половины Галактики. Поскольку почти весь сюжет двигается вперед за счет действий Паркера, игнорировать его безумные идеи сложно.
Но даже если вы умеете отключать мозг и предпочитаете наслаждаться экшеном, то и тут «Нет пути домой» может вас немного разочаровать. Большинство драк разворачиваются в темное время суток, героев в кадре много, двигаются они стремительно, а то, что удается разглядеть, добивает рваный монтаж.
Человек-паук — один из самых интересных героев в плане потенциала хореографии боев. Но в этом плане его почти не раскрывают: вряд ли вы запомните местные сражения или отдельные приемы. Это не значит, что экшен выглядит откровенно плохо. Но такого героя — с красивым ярким костюмом и крутыми способностями — хочется видеть длинными кадрами и во всей красе, а не довольствоваться быстрыми прыжками на темном фоне от одного CGI-монстра к другому.
Главная же интрига вокруг новой картины, как вы наверняка уже слышали, вращается вокруг звезд прошлых фильмов. Действительно ли к костюмам Пауков вернулись Тоби Магуайр и Эндрю Гарфилд? Камео или полноценные роли? А может, все эти слухи — большой обман, и на самом деле авторы приготовили другой сюжетный поворот?
Мы, конечно, не посмеем раскрывать сюрпризы нового кино. Но скажем так — было бы невероятно круто оказаться в той части мультивселенной, где у таких больших и амбициозных фильмов вообще нет рекламы.
«Человек-паук: Нет пути домой» — красивый и зрелищный блокбастер с серьезным списком требований для своего зрителя. Чтобы получить максимум удовольствия, придется посмотреть трилогию Рэйми и дилогию Уэбба, иначе можно легко не понять многие шутки и некоторые сюжетные арки.
Однако если вы «в теме» и любите этого супергероя, то пропускать новое кино не советуем. У Marvel и Sony получился отличный фильм, который за 2,5 часа дарит много разных и сильных чувств.
«Человек-паук: Нет пути домой» — уже в кино