Чем привлекает Apple Arcade
Удар подпиской по болячкам монетизации
Вечером 19 сентября на всех моделях iPhone — от 6S и моложе — стала доступна iOS 13. Владельцы iPad (mini 4 и новее) cмогут обновиться до собственной операционной системы 30 сентября, как и владельцы Apple TV (для них выйдет tvOS 13). Одно из главных новшеств iOS 13 — сервис Apple Arcade, под который отведена специальная вкладка в AppStore. На Mac он появится вместе с macOS Catalina.
Идея Apple Arcade проста — заплати 199 рублей и получи на месяц доступ к библиотеке мобильных игр. Пока их чуть больше 100, но в будущем список будет пополняться. Первый месяц подписки — бесплатный. Все игры объединяет одно — в них нет микротранзакций, нет пейволла, нет условий в духе «посмотри еще три рекламных ролика и получи дополнительное время/плюшки в игре». Весь контент доступен — достаточно один раз оплатить подписку. Более того, в библиотеке — не только экспериментальные произведения с минималистичным артом (как Bleak Sword от Devolver Digital) или типичные мобильные развлечения на пять минут, вроде несложных головоломок, но и традиционные «большие игры» с красивой графикой, которые ожидаешь сперва увидеть скорее на консолях. Ну или хотя бы в AppStore по фиксированной цене (как до сих пор продают порты старых RPG от Square Enix). Так, одна из ключевых новинок стартовой линейки — экшен-RPG Oceanhorn 2, напоминающая и видом, и геймплеем The Legend of Zelda: Breath of The Wild — флагманскую RPG для Nintendo Switch. Наиболее привлекательные по мнению Apple игры подсвечены в мини-подборках, которые видишь, как только открываешь вкладку сервиса. Список всех игр — по отдельной кнопке, которая расположена в самом низу вкладки.
Все игры объединяет одно — в них нет микротранзакций и нет пейволла
Хотя все игры в библиотеке поддерживают тач-управление, можно для большего удобства подключить контроллер от Xbox One или PS4. В той же Oceanhorn это действительно выручает. Cыграть в нее технически позволяет даже iPhone SE с миниатюрным (по сравнению с остальными iPhone) дисплеем — понять, что творится вокруг героя, все еще легко. Но вот чтобы уверенно выполнять перекаты в боях или одним взмахом меча сбить врага с ног, свайпы по экрану подходят плохо.
В Apple Arcade есть свои эксклюзивы — например, Frogger in Toy Town (свежий выпуск популярной серии аркад Frogger) или файтинг LEGO Brawls c битвами 4 на 4 — как в знаменитой серии файтингов Super Smash Bros от Nintendo, но с человечками LEGO. Но часть игр (в том числе, «больших и красивых») будет доступна и на других платформах. Например, стильная Sayonara: Wild Hearts (отчасти раннер, отчасти рельсовый шутер и еще понемногу всего) вскоре получит порт для Nintendo Switch, а первая российская игра для Apple Arcade — Spaceland (тактика в духе XCOM) — с 30 сентября появится в Steam. Да и авторы Oceanhorn 2 отмечают, что готовы подумать о портах — благо первая Oceanhorn вышла на всем подряд.
Сходство некоторых «больших и красивых» игр Apple Arcade с консольными хитами — это, конечно же, повод пошутить, что сервис напоминает Apple Music — если бы в Apple Music альбомы культовых групп были представлены каверами или похожими по звучанию инди-треками. С другой стороны, хотя в AppStore до сих пор есть игры, за которые достаточно заплатить однократно и получить весь контент, на мобильном рынке преуспевают прежде всего фритуплейные игры — с непременными встроенными покупками и геймплеем, который оптимизирован под монетизацию. Известный пример успешной игры с однократным платежом — головоломка Monument Valley 2, которая заработала больше 10 млн долларов за первый год (при бюджете в 2.2 млн долларов). Для сравнения, условно-бесплатная тактическая RPG Fire Emblem Heroes (со сравнительно мягкой монетизацией) за первый год заработала около 295 миллионов долларов благодаря микротранзакциям. Сколько бы пользователи ни писали про «пейволлы» и не жаловались на «донат», в текущей ситуации фритуплей — попросту экономически выгоднее. А попытки продавать мобильные игры за фиксированную цену спотыкаются, например, о то, что пользователи просто не готовы за них платить. Достаточно вспомнить, какую бурю негодования вызвал ценник в 10 долларов на игру Super Mario Run. Часть людей была недовольна даже не соотношением цены и количества контента, а самим фактом — мобильная игра и за 10 долларов! Да где вы видели такие цены?!
И тут на сцену выходит Apple Arcade — со сравнительно недорогой подпиской и играми, где нет баннеров и прочей мишуры. Где не споткнешься о пейволл и сто пятьдесят сортов внутриигровой валюты, потому что их попросту нет. Это неплохая попытка наконец-то вернуть игры в их классическом виде на рынок, с которого их до сих пор вытесняли.
Конечно, у Apple Arcade есть и минус, свойственный всем подписочным сервисам — игры вам не принадлежат. А чтобы иметь возможность доступа к ним, вы в итоге платите больше, чем заплатили бы за одну-две любимых игры. Впрочем, это не очень актуально для игр с сюжетной кампанией, которые имеют четкий финал — не так много людей перепроходят то, что прошли хотя бы раз.
Это неплохая попытка наконец-то вернуть игры в их классическом виде на рынок, с которого их до сих пор вытесняли
Те, кто много и давно играет на портативных консолях, свой выбор уже давно сделали — конечно, удобнее играть в «Зельду» на Nintendo Switch, к которой сразу подсоединены контроллеры-джойконы, чем играть на iPhone в подражание «Зельде» в Apple Arcade (вариант с Dualshock 4 или контроллером Xbox плохо совместим с толпами в общественном транспорте). Но если для вас смартфон — основное устройство для всего, это неплохой вариант получить доступ к коллекции мобильных игр без печально известных болячек фритуплея.