Оглавление

«Черновик»: впечатления от фильма

Скучный и сумбурный фильм о параллельных мирах, авторы которого зачем-то опять попытались вывести российскую фантастику на большой экран

Главный герой «Черновика», экранизации романа Сергея Лукьяненко, которая выйдет в прокат 25 мая – молодой человек по имени Кирилл. О нем мы знаем только то, что он работает в московской компании, которая занимается разработкой видеоигр, и, судя по всему, преуспевает в своем ремесле. По крайней мере, коллеги и начальство в лицо называют его «гением» и «архитектором миров», да и вообще - относятся к нему, как к рок-звезде. А вот в личной жизни у Кирилла все не так хорошо: работа отнимает слишком много времени и сил, поэтому герой даже забывает день рождения собственной девушки Ани, после чего она с ним расстается.

Но это лишь начало его злоключений, потому что в один прекрасный день Кирилл оказывается буквально стерт из жизни. Вернувшись домой, он обнаруживает, что там живет совершенно незнакомая женщина, зарегистрированная по тому же адресу. Попытавшись восстановить справедливость, герой выясняет, что его нет ни в одной базе данных, все страницы в паспорте девственно чисты, а при встрече его не узнают ни коллеги, с которыми он еще вчера гулял на корпоративе, ни лучший друг, ни даже родители.



Выясняется, что все это произошло не просто так. Некие могущественные силы выбрали Кирилла в качестве нового таможенника на одном из постов между параллельными мирами, которых во вселенной десятки. Теперь герой практически бессмертен, обладает абсолютным иммунитетом ко всем болезням, нечеловеческой силой и ловкостью, а главное - способностью открывать двери в новые миры. Кирилл такой не один - он принадлежит к целому сообществу, члены которого называются функционалами, потому что у каждого из них есть какая-то сверхъестественная функция, выполнение которой становится главной целью их жизни.

Правда, таинственное начальство почти в буквальном смысле держит героя на коротком поводке, под страхом смерти запретив удаляться от места службы далее, чем на 15 километров. Да и вообще - практически все причастные к этому тайному миру люди оказываются весьма неприятными. А после того, как новые коллеги похищают Аню, с которой герой только-только начал снова налаживать отношения, становится окончательно понятно, что Кирилл с ними не сработается. Пытаясь спасти подругу, Кирилл становится причиной катастрофы, которая угрожает всем мирам сразу.

Сюжет «Черновика» звучит складно только в таком кратком пересказе, а на самом деле проблем у фильма столько, что даже не знаешь, с чего начать. Например, он очень сумбурный - до такой степени, что временами вообще не понимаешь, что происходит. И это при том, что чуть ли не большую часть картины составляют сцены, где герои долго и муторно объясняют Кириллу правила игры. Это, кстати, еще одна беда «Черновика»: долгие, скверно написанные монологи, напоминающие, между прочим, реплики NPC на начальных этапах какой-нибудь не очень качественной игры. Можно было бы даже подумать, что таким и был замысел создателей фильма, но скорее всего дело просто в слабом сценарии.



Удивительно, что даже при таком количестве «обучающих» монологов авторам «Черновика» - фильма о параллельных мирах и создании новых вселенных – не удалось создать внутренне непротиворечивый мир. К логике сюжета остается масса вопросов. Зачем начальство так старается разлучить Кирилла с Аней, если главное, что от него требуется - открывать новые миры? Причем подпитывается эта способность сильными эмоциями, а наилучших результатов в работе герой добивается как раз благодаря своим романтическим чувствам. Как и зачем появились межмировые таможенники, если после кульминационной сцены становится понятно, что само их существование идет вразрез с планами тех, кто создал и контролирует всю эту мультивселенную? Кто такие функционалы, и какие еще бывают функции, кроме таможенной работы?

К актерской игре тоже много претензий. С «любителями», вроде Ирины Хакамады, Александра Плющева и самого Сергея Лукьяненко, которые играют в фильме эпизодические роли, все более-менее понятно. Но и многие профессиональные актеры работают в «Черновике» немногим лучше. Особенно тяжко смотреть на героиню Северии Янушаускайте - Ренату, которая, собственно, и знакомит Кирилла с его новой жизнью, а также на романтического соперника героя - «госслужащего» Антона в исполнении Евгения Цыганова. Оба персонажа получились абсолютно безжизненными, даже по меркам «Черновика», в целом небогатого на ярких героев.



Фильм в результате получился очень скомканным, бестолковым и скучным. Мало того - у него по сути еще и нет финала. Сюжет заканчивается на клиффхэнгере, а остаток истории, видимо, планируется рассказать в продолжении. С одной стороны, чего-то подобного можно было ожидать, потому что у оригинального романа действительно есть вторая часть, «Чистовик». С другой, выходя из зала, все равно чувствуешь себя обманутым.

Увы, «Черновик» - еще одна история о том, как российскую фантастику пытаются, но никак не могут превратить в зрелищный блокбастер. Кроме узнаваемого сеттинга - нескольких версий Москвы - зрителя фильму особенно привлечь нечем. А уж зарубежной публике он точно будет не интересен. Особенно же интересно, закончится ли вообще теперь начатый в «Черновике» сюжет, потому что сложно представить себе человека, который, посмотрев это кино, захочет добавки.

Обсудить