Оглавление

Halo переиздали на PC. Объясняем, чем хорош шутер-легенда

Научно-фантастическая сага, навсегда изменившая представления о консольных шутерах

Сегодня случилось то, что пять лет назад владельцы Xbox One видели разве что в самых страшных кошмарах: Halo The Master Chief Collection, сборник из номерных выпусков легендарного сериала и двух спиноффов, вышел на PC — и в Steam в том числе. По этому поводу вспоминаем, что сделало Halo одной из самых высокооцененных видеоигр в истории, почему эта коллекция так важна и на что обратить внимание, если шлем Мастера Чифа уже стоит на вашей полке.

Halo — уникальный новаторский шутер





Halo — сложная игра, которая умеет удивлять на протяжении всего прохождения. Когда первая часть вышла в 2001 году, ей просто не было равных по масштабам происходящего на поле боя, а к релизу третьей не нашлось равных в умении включить настолько увлекательный сюжет в кампанию для совместного прохождения вчетвером. Halo неустанно обновлялась, дополнялась, улучшалась. Многие рискованные решения первых двух частей позднее были успешно скопированы другими шутерами от первого лица. Иные непопулярные или тянущие сериал в прошлое условности исчезли после того, как произошел раскол и часть авторов из Bungie отправилась делать Destiny, а другая часть объединилась в 343 Industries и продолжила работать над историей про Мастера Чифа.

События Halo ловко балансируют между коридорным шутером и боевыми действиями в открытом мире, причем в первом случае оригинальная игра местами выглядела неуклюже. Весь восторг от сражений в Halo — благодаря непредсказуемости ситуации на поле боя. Она же, в свою очередь, происходит из множества факторов: что за противник, какое у него оружие, есть ли на карте техника, будь то танк или летательный аппарат. Проработка боевых ситуаций в Halo — целое искусство, с годами ставшее только лучше.

Halo — сложная игра, которая умеет удивлять на протяжении всего прохождения.



Так, первоначальный конфликт стравливал трех противников: всепоглощающий «Потоп», воинственно настроенных ковенантов и UNSC, то есть, людей. Все трое — по-своему интересны. «Потоп» по большей части — пораженные древним космическим паразитом мутанты, которыми могли одинаково легко стать что космодесантники, что инопланетные захватчики. Ковенант значительно более интересный противник: он включает в себя несколько рас — от мелких смешных ворчунов (впрочем, почти безобидных) до огромных чудовищ. В соответствии с этим у Ковенанта и необычайно богатая подборка оружия, включающая пистолет-игломет, энергетический меч и огромную кувалду. Некоторые образцы, будучи энергетическими, имеют особый расход заряда, в то время как другие ведут огонь непривычным морпеху способом. С завершением оригинальной трилогии и выходом четвертой части к этому списку врагов присоединились прометейцы, подарив главному герою новую головную боль и богатый арсенал собирающихся прямо из воздуха пушек.



Особое положение в Halo всегда занимала боевая техника, причем применение ее по большей части опциональное — спартанцы, если надо, способны и на своих двоих танк противника побороть. Или угнать. Точно так же, как противник может угнать их технику. В особенно напряженных сражениях, бывает, разворачивается целая диверсионная война с применением авиации. При этом игра жестоко карает бездумные забеги вперед до центра заварушки — напротив, требуется полный контроль над происходящим, а в мультиплеере — умение отвлекать огонь на себя, делать молниеносные точечные вылазки и искать бреши в обороне противника.

Миллионы игроков обожают Halo за качественный онлайн-мультиплеер: сначала на консолях он в принципе был в новинку, затем в нем стали ценить разнообразие, и сейчас в Halo: The Master Chief Collection можно ретроспективно подглядеть его эволюцию — от первого до четвертого выпуска. Мультиплеер стал ключевой темой Halo, затронув и кампанию. Местные сетевые сражения невозможно спутать ни с одной другой игрой: энергетические щиты и разнообразный арсенал создают уникальный темп боя и одновременно с этим дают новым игрокам больше шансов выжить, даже если те допустят пару-тройку ошибок. В дополнение к этому, у Halo давно существует собственная киберспортивная лига. Составы по Halo на разных этапах развития сериала были у таких команд, как Evil Geniuses, Optic Gaming, Team Liquid, Luminosity.

Halo — важная часть современной гик-культуры



Бессменный главный герой основных выпусков Halo — Мастер Чиф — один из самых узнаваемых персонажей видеоигр за всю их историю, наравне с Линком из The Legend of Zelda, Кратосом из God of War и другими. Британский журнал EDGE, отмечая двадцатипятилетний юбилей, раздробил тираж журнала на четыре обложки, на которых разместил самые важные, по мнению редакции, видеоигры четверти века. Вместе с Super Mario Bros., Street Fighter 2 и Dark Souls в списке оказалась и Halo. На этой версии обложки красовался узнаваемый зеленый шлем спартанца Мастера Чифа — главного маскота Xbox.



Мастер Чиф, если так можно выразиться про персонажа, который так и не снял шлем перед аудиторией, — это «лицо» Halo. Он — кумир как старшего поколения, так и только прибывшей подрастающей аудитории. Однако Bungie с самого начала бережно оберегала историю главного героя и все, что с ним связано. Иногда доходило до абсурдного: разработчикам Dead or Alive 4 запретили использовать конкретно Мастера Чифа и выдали спешно придуманную космодесантницу Spartan-458 (тем не менее, много лет спустя Microsoft разрешила добавить Мастера Чифа в Super Bomberman R). Для человека со стороны подмена, на первый взгляд, может быть не сильно заметна, но для фаната сериала спартанцы, броня, тренировки через которые они проходят, поколение универсальных солдат и их экипировки — такое же священное писание, как кодекс для фанатов Warhammer.



Неудивительно, что спартанцы — одни из самых частых гостей на любых гик-ивентах. Косплееры Halo не только фотографируются в броне, но и снимают фэнские фильмы — от пародий до пересказов игровых событий. Более того, творения поклонников зачастую оказываются лучше того, что сделано по лицензии. Даже на готовящийся сериал от Showtime надежды крайне мало.

Разумеется, Halo оказала колоссальное влияние на гик-культуру в целом. Сериал так или иначе мелькал в фильмах, сериалах и комедийных мультфильмах. Например, в «Робоцыпе»:



В «Теории большого взрыва» друзья еженедельно играют в Halo 3. В «Симпсонах» упоминания Halo встречаются неоднократно: начиная с костюмов Мастера Чифа на Хэллоуин и заканчивая статуей спартанца на игровой выставке Е4. Отсылок можно встретить великое множество и не все они очевидны людям вне контекста, но показывают, насколько сильно Halo повлияла на поп-культуру в США. Например, в одном из эпизодов «Американского папаши» Стив находится в госпитале в палате 117, а его соседа, ветерана войны, зовут Джон — это кодовое имя Мастера Чифа, Джон-117. В сериале «Прослушка» дети играют в Halo 2 в четвертом сезоне, который целиком посвящен проблеме образования в Балтиморе и молодому поколению. В сериале «Декстер», собственно, Декстер сам играет в Halo 3 (по пророческому просчету авторов — играет на ПК), а в других эпизодах мелькают то постеры Halo 3: ODST, то статуя Чифа.

Halo — грандиозная научно-фантастическая сага



Сюжетный режим, который в других шутерах стремительно превратился во что-то максимально обособленное (Call of Duty), в Halo стал неотъемлемой частью всего происходящего. Создатели уделяли проработке вымышленного мира самое пристальное внимание, и то, что началось с нескольких книг по мотивам (изданных, в том числе, и в России), постепенно переросло в полноценное медианаправление из романов, комиксов, телевизионных сериалов и мультфильмов и, конечно же, игр-спиноффов. Если взяться за изучение Halo сегодня, видеоигры станут лишь первым этапом знакомства с проработанной, интересной, многообразной фантастической вселенной. Сложно будет отказать себе в удовольствии получше вникнуть в бурю происходящих событий, прочитав книжку (теперь на русском издаются новые книги и переиздаются старые), изучив артбук или энциклопедию (также есть на русском языке), прочитав комиксы или посмотрев антологию Halo Legends.

Более того, несмотря на настолько обширный лор, мир Halo соблюдает единый канон и лишен внутренних противоречий. Ружья, развешанные в одной игре, выстреливают в другой.

Если взяться за изучение Halo сегодня, видеоигры станут лишь первым этапом знакомства с проработанной, интересной, многообразной фантастической вселенной





Сама история производства спартанцев, элитных суперсолдат, хранит множество секретов, которые игрок узнает постепенно (осторожно, вы вступаете на территорию спойлеров. Хотите все узнать самостоятельно — не читайте следующие три абзаца).

Изначально «солдаты нового поколения» потребовались, чтобы раз и навсегда разрешить участившиеся межпланетные столкновения. Однако первые попытки собрать элитные войска из добровольцев имели неутешительные результаты, и проект быстро прикрыли. Проблема колониальных войн никуда не делась — и чем больше медлило объединенное правительство, тем быстрее обучались сепаратисты.

Тогда возникла необходимость радикально изменить подход, и главным новатором выступила доктор Халси (Кортане досталась ее внешность в молодости). Отныне участники в программе отбирались не из числа добровольцев, а согласно строго регламентированным требованиям к генетике, физическим и ментальным способностям человека. Чтобы успеть аугментировать тело подопытного и превратить его в универсального солдата, в машину, настроенную только на войну и выполнение приказов руководства, отбирать было предложено из числа детей. Проект был строго засекречен, дети похищены из семей (их подменили клонами, которым суждено было скоропостижно скончаться из-за естественных причин — еще один способ сохранить секретность), после чего прошли длительную тренировку: промывку мозгов, разного рода эксперименты над телом, генами. Из 75 детей в процессе умерло 30, еще 12 остались инвалидами. Но Халси видела в этом положительный результат: 33 участника программы были полностью готовы раз и навсегда решить проблему колониальных войн.



К несчастью, спокойствие человечеству только снилось: на горизонте замаячила угроза Ковенанта, а из всей армии людей только спартанцы могли дать хоть сколько-нибудь достойный отпор технологически более развитым расам. Проблему должна была решить броня «Мьёлнир»; после стычек со спартанцами в новой экипировке инопланетяне прозвали бойцов «демонами» и прониклись уважением к врагу. А армии человечества были наконец-то представлены спасители — без объяснения откуда они взялись, просто для повышения морали. Дальнейшие события описывает Halo: Reach — в плане сюжета одна из самых сильных работ Bungie в рамках Halo.

Halo: The Master Chief Collection — признание фанатам в любви



Сборник Halo: The Master Chief Collection впервые вышел в 2014 году на Xbox One — предполагалось, что он подарит фанатам Halo надежду и веру в консоль после того, как эту веру пошатнул отказ от Kinect и поиск нового позиционирования. Одновременно с этим сборник должен был подготовить давних фанатов и новую аудиторию к выходу Halo 5: Guardians. Забегая вперед, скажем, что запуск консольной версии Halo: The Master Chief Collection подпортили технические проблемы, связанные с матчмейкингом в соревновательных режимах. Во всем остальном релиз стал грандиозным событием для всех фанатов Halo.

Изначально сборник объединял четыре номерных выпуска Halo. Затем в его состав вошло самостоятельное дополнение Halo 3: ODST, а спустя много лет — приквел к первой части Halo: Reach. За пять лет с появления сборника на Xbox One, он успел обновиться до поддержки 4K, а самое главное — созрел для выхода на PC, правда, по эпизодам: каждый выпуск Halo будет запускаться в хронологическом порядке и отдельно, и начинается все именно с Halo: Reach.



Если заглянуть в будущее, то коллекция включает в себя ремастер первой части, Halo: Combat Evolved, ранее выходивший на Xbox 360: в нем полностью обновлена графика, причем игрок может на лету переключаться между исходной картинкой и современной. Но главное достижение сборника — полный ремейк второй части. Его создали уже специально для Xbox One, добавив помимо прочего дорогостоящие видеоролики от студии Blur. В таком виде Halo 2 выглядит как совершенно новая игра, только вчера выставленная на полки. Третья и четвертая части также получили визуальные обновления — правда, сравнительно скромные.



Особенного внимания заслуживает не только стремление 343 Industries собрать в рамках одного сборника как можно более полную историю Halo, включающую номерные части и спиноффы, но и желание держать этот набор актуальным на протяжении многих лет. И речь идет не только о добавлении Halo: Reach, но и о патчах, правках, устранении технических недоработок. Это особенно ценно, ведь вместе с однопользовательскими кампаниями был перенесен и мультиплеер во всем его многообразии. Можно составлять плейлисты с боями на картах из разных выпусков, по правилам разных частей (оружие, броня). В случае с Xbox One отладка мультиплеера заняла еще год после релиза — не так-то просто было добиться, чтобы все работало как надо. Сейчас количество игроков поубавилось, но благодаря доступности в Game Pass при рекомендованных настройках матчмейкинга бой соберется быстро. Для старожилов это лучший способ еще раз окунуться в бои, за которыми они провели детство. Для новоприбывших — возможность оценить глубину каждого выпуска. Наконец, для любого человека, решившего сделать шутер от первого лица самостоятельно, не существует более подробного и наглядного инструмента и учебника.



Разработчики каждый месяц отчитываются на официальном сайте о том, как улучшают и обновляют The Master Chief Collection — наверное, настолько бережного отношения на протяжении стольких лет не получало пока ни одно игровое сообщество.

Выход Halo: The Master Chief Collection на PC — грандиозное событие, отмечать которое предстоит как раз с трагической истории Halo: Reach. На новой платформе сборник будет постепенно обрастать контентом и станет полноценным аналогом консольной версии не сразу. Для Microsoft такой шаг рискованный, смелый и правильный. Пять лет назад издателя бы никто не понял, но сегодня это решение уже не вызывает строго негативной реакции. К релизу Halo Infinite нужно обновить фанбазу и вернуть Мастера Чифа на видеоигровой Олимп, и лучшего способа сделать это просто не найти.

Обсудить