Что делать после киберспорта
И как успешно устроить свою жизнь, не потратив деньги, время и нервы
В 2014 году ученые Simon Fraser University пришли к выводу, что скорость реакции у человека достигает своего максимума в 24 года. После этого результаты исследования несколько раз подтвердили и опровергли. Однако опровержения не помогли изжить стереотип о том, что после 25 уже сложновато добиваться высоких показателей в киберспорте, где многое строится на скорости реакции и принятия решений. К 30-ти годам подавляющее большинство профессиональных игроков заканчивают карьеру. Самые титулованные или увлеченные уходят в тренерство и продолжают участвовать в турнирах. Но многие выбирают другие (порой очень неожиданные) пути. Чем можно заняться, если мид уже не выигрывается, а B не рашится?
Уйти в тренеры
Тренерство — самый популярный и безболезненный способ закончить игровую карьеру. На самом деле этот путь даже сложно назвать ее окончанием, ведь тренер сейчас — неотъемлемая часть любого состава и фактически еще один член команды, который просто не нажимает кнопки во время матча. Они все так же готовятся к матчам, приезжают на буткемпы, посещают турниры, поддерживают форму, играя матчмейкинг, и, конечно же, реализуют свои амбиции.
Например, Айрат Silent Газиев в течение своей карьеры четыре раза приезжал на The International и ни разу не поднялся выше 9-12-го места. Он пробовал сменить роль и был вынужден делать перерывы на несколько месяцев из-за проблем со здоровьем. В 2020 году он и вовсе участвовал только в одной квалификации. Но в 2021-м его пригласили занять позицию тренера в Team Spirit — и вот через 10 месяцев работы с командой Айрат стал чемпионом мира. И пока вся пятерка отмечает его вклад в победу, сам Silent скромно шутит, что его лучшей стратегией была удача.
Однако у позиции тренера есть один минус — слишком уж велик соблазн снова вернуться в кресло игрока. Себастьян Ceb Дебс, еще один профессиональный киберспортсмен в Dota 2, в 2015 году после череды неудачных турниров решил приостановить карьеру и попробовать себя в новом амплуа в команде OG.
«Я был разочарован в себе как игрок. Я не мог добраться до вершины. Но я понимал, что у меня есть множество идей для этой игры. У меня было то, что необходимо для победы на турнирах, — утверждал Себ. — Я не могу сделать этого как игрок. А тренерство стало той самой возможностью испытать, насколько я реалистично оценивал свои силы. Если это сработает — значит, я все это время был прав. А если нет, то это значит, что я себя переоценивал».
Себастьян в своих способностях не ошибся — с ним OG победила на 4 мэйджорах и заработала около 4 миллионов долларов. Но в 2018 году после перестановок в составе Ceb практически вынуждено вернулся к карьере игрока — и сделал это триумфально. Пользуясь своим тренерским опытом, он вместе с составом OG стал двукратным чемпионом The International.
Уйти в комментаторы и аналитики
Комментирование и аналитика — самый простой карьерный путь для бывших киберспортсменов. Особенно для тех, кто умеет работать на камеру или успел создать подходящий имидж. Понимание игры на профессиональном уровне, опыт участия в турнирах и внушительный багаж закулисных историй — отличный набор для развлечения аудитории во время перерывов между матчами. Поэтому сейчас бывшие профессиональные игроки составляют практически половину состава студий освещения как в СНГ, так и за рубежом.
Бывший профессиональный игрок в Dota 2 Ярослав NS Кузнецов как раз пошел по такому пути. В 2014 году он был участником первой русскоязычной студии аналитики на The International, а после окончания карьеры стал постоянным гостем эфиров. За последние 7 лет он поучаствовал в создании студии RuHub, посетил больше сотни турниров в качестве сотрудника студии освещения, открыл собственный образовательный YouTube-канал, а теперь сосредоточился на стримерстве. В 2021 году во время The International 10 он уже не стоял за столом на официальной трансляции, а собрал собственную — в пике она привлекла больше 50 тыс. зрителей.
Еще один пример успешного перехода на другую сторону сетевого кабеля — бывший профессиональный игрок в Counter-Strike Алексей yXo Малецкий. После окончания карьеры он успел поработать в геймдеве, поторговать зерном и поиграть в покер. И все же он все равно вернулся к киберспорту. Правда, уже в качестве комментатора:
«Работая в Дубае, я как-то наткнулся на трансляцию турнира по CS:GO. А когда вернулся в Киев, решил играть в покер и написать Олегу Булавко, он тогда был заведующим и отвечал за StormStudio, — рассказывал Малецкий. — И напросился на тест — кастить ночные матчи. Так в 34 года я вернулся в киберспорт. Я люблю быть на виду, я люблю выстраивать сторилайн, чтобы людям нравилось. И я просто кайфую! Я не испытываю какого-то давления, груза — мне все равно, я сейчас выйду в любой момент и сделаю все, что угодно. Даже на сайбертреке с наклеенными усами, как на Mad Moon, буду выезжать!»
Уйти в менеджмент
Если бывшему игроку не нравится красоваться перед камерами, но все еще хочется оставаться в тусовке, он может попробовать себя в закулисье клуба. Профессиональные киберспортсмены не понаслышке знают, с какими проблемами встречаются команды и что необходимо, чтобы составы показывали максимальный результат. Большинство игроков пренебрегают грязной работой обычного менеджера-водоноса и предпочитают более высокие позиции. Например, генерального директора.
Самый известный пример — Эмиль HeatoN Кристенсен. Еще во времена CS 1.6 он стоял у истоков клана Ninjas in Pyjamas, 8 раз становился чемпионом мира, а в 2012 году вернулся в NiP в качестве менеджера, после чего стал генеральным директором. Эмиль возглавлял организацию в течение 6 лет — под его руководством клуб держал лидирующие позиции в CS:GO, расширил список активных составов и подписал десятки спонсорских контрактов. За вклад в развитие сцены (как в игре, так и за кулисами) Кристенсен попал в Зал славы киберспорта.
Не настолько успешным был менеджерский опыт Питера PPD Дагера, который в 2016 году занял позицию CEO в одном из крупнейших американских киберспортивных клубов Evil Geniuses. За год во главе компании он попробовал расширить список команд клуба, подписать составы по неожиданным дисциплинам (например, молодежку по Overwatch) и перевезти штаб-квартиру в другой город.
«EG не подписывала новых игроков в течение последних двух лет. Мы держим серьезные позиции в файтингах, наша команда по Halo достигла многого и находится в поиске себя, а состав по Dota 2 всегда был важной частью успеха бренда. Я рад, что сейчас, когда организация находится под нашим контролем, я могу заключить контракты с новыми игроками и сделать компанию такой, какой она заслужила быть», — говорил он.
Правда, его запала на руководство организацией хватило только на год, после чего он вернулся на киберспортивную сцену в качестве игрока. Уже после окончательного завершения карьеры он снова встал на путь менеджмента и сейчас является одним из ключевых сотрудников Esports Engine — компании-организатора киберспортивных ивентов.
Уйти в стримеры
Еще один способ аккумулировать и монетизировать свою киберспортивную фанатскую базу — уйти в стримеры. Можно играть, во что хочешь, можно смотреть аниме со зрителями, можно просто болтать на случайные темы и получать доходы с трансляции. При этом не нужно тратить месяцы, чтобы сформировать аудиторию или заработать контракты. Пока ты выступаешь, постоянные интервью и результаты на чемпионатах работают на тебя.
Майк shroud Гржесик был топовым игроком в CS:GO в Северной Америке и за ее пределами. Вместе с Cloud9 он поучаствовал в семи мейджорах, выиграл ESL Pro League Season 4 и постоянно стримил на досуге. Когда американец начал играть в PUBG, его аудитория выросла в разы. Уже через полгода после своего стримерского прорыва Майк объявил о завершении киберспортивной карьеры. По статистике на 2020 год, Shroud входил в топ-5 самых популярных стримеров Twitch и, судя по утекшим данным платформы, только за сентябрь 2021 года заработал почти $100 тыс. (без учета донатов и спонсорских контрактов).
Более трагичная история связана с самым популярным стримером Twitch — Алешандре Gaules Борба. Немногие знают, что он тоже начинал свой путь в качестве профессионального игрока, а после переквалифицировался в тренера. Однако финансовые и семейные проблемы практически довели его до самоубийства. И свое спасение Gaules нашел в стримах — он начал комментировать матчи и рассказывать истории из своей карьеры, чтобы заработать себе на жизнь и занять время. Сейчас Борба стал стримером, который бьет рекорды по количеству просмотренных часов, а также имеет контракты на показ матчей НБА и гонок Формулы-1.
Открыть свой бизнес в играх
В середине 2000-х Джеймс 2GD Хардинг побеждал на турнирах по Quake 4 и World of Warcraft. Затем переквалифицировался в комментатора, создал свою студию освещения и стал одним из самых востребованных ведущих турниров по Dota 2. А потом он неудачно пошутил во время мейджора в Шанхае, да так, что сам Гейб Ньюэлл назвал его «задницей». И вместо того, чтобы искать другие пути в киберспорт, Джеймс решил создать собственную игру — Diabotical. 3 сентября шутер вышел в Epic Games Store и стал одним из лучших FPS-релизов года, по мнению блогеров.
«На разработку с ограниченным бюджетом ушло семь лет. Нам помогали представители индустрии киберспорта, а последний толчок игра получила от Epic Games. Очень рад, что наша маленькая студия сможет порадовать фанатов Arena-FPS шутеров», — писал 2GD. Впрочем, с тех пор онлайн игры заметно упал. Точные цифры по количеству ежедневных пользователей назвать невозможно, так как EGS не публикует статистику в открытый доступ. Однако проект живет и медленно развивается.
Еще один член Зала славы киберспорта, автор «Библии Quake» и многократный победитель международных турниров по DOOM и Quake Деннис Thresh Фонг за свою игровую карьеру заработал несколько десятков тысяч долларов и стал обладателем Ferrari 328. Однако в игровом сообществе он прославился благодаря тем достижениям, которые совершил после ухода из киберспорта.
В 1999 году Деннис основал геймерский холдинг GX Media, привлек $11 млн, а после открыл компанию Xfire, которая разработала программу обмена мгновенными сообщениями в сетевых играх. 25 апреля 2006 года холдинг Viacom приобрел Xfire за внушительные $102 млн, а еще через два года Деннис Фонг анонсировал свой новый проект — социальную сеть для геймеров Raptr. Сейчас он является основателем и директором компании GGWP, занимает позицию советника в проекте WeGame.com и постоянно делится новостями о своих новых инвестициях в различные игровые проекты.
Открыть свой бизнес вне игр
У Даниила Zeus Тесленко сложилась невероятная киберспортивная карьера. В CS 1.6 он трижды брал крупнейшие чемпионаты того времени. В CS:GO он стал замечательным капитаном и наставником для молодежи и впервые в истории привел команду из СНГ к победе на мейджоре. За все время Тесленко заработал почти $800 тыс. призовых и десятки титулов. И после завершения карьеры он не стал сидеть сложа руки.
Сейчас сложно перечислить все, чем занимается Zeus. Он написал и издал книгу о своей карьере. Он организовал киберспортивную школу. В родном городе Даниил открыл киберспортивную арену, где проходят региональные чемпионаты и тренируются профессиональные команды. Он ведет свой видеоблог на YouTube и проводит интервью с игроками. Но один из самых известных его проектов — ресторан Chicago Pizza с филиалами в Харькове, Киеве и Львове, планами по открытию пиццерий в Польше и Германии, а также пиццей за 1000 гривен с тигровыми креветками.
По подобному пути пошел и Александр s1mple Костылев, правда, еще до окончания профессиональной карьеры. Вместе с братом Алексеем они открыли доставку блюд японской кухни Ninja Sushi. И теперь они как минимум снабжают весь киевский киберспортивный бомонд.
Делать что-то совсем неожиданное
Впрочем, будущее киберспортсменов не ограничивается игровой или околоигровой индустрией, или промоушеном в киберспортивной среде. Некоторым игрокам удалось вырваться совсем далеко от привычного компьютерного мира.
Ховик KQLY Товмасян выступал на профессиональной сцене Counter-Strike с 2012 года. В основном в составах европейских команд, в которых заработал около $20 тыс. призовых. А потом его аккаунт получил VAC-бан за использование читов. После этого Ховик недолго проработал в разных киберспортивных организациях и пропал из поля зрения. Пару лет назад он появился с неожиданным бизнесом — Товмасян стал риэлтором в сфере спортивных и гоночных автомобилей, а среди его клиентов рэперы Френч Монтана и Джим Джонс.
Александр KALbI4 Грибов был одним из самых харизматичных представителей российской CS-сцены нулевых. Он выиграл чемпионат мира WCG в 2002 году и турецкий CPL, а после окончания карьеры уехал на Бали и стал инструктором по серфингу. Теперь к нему заезжают на отдых бывшие тиммейты и знакомые по киберспортивному миру.
«Мы открыли вместе школу. Tут такая тусовка, чем-то похожая на М19, только серфовая — раньше играли во всякие игры, а теперь катаемся на досках», — рассказал Александр.
Самым неожиданным образом сложилась жизнь шведа Фредрика MadFrog Юханссона. Во времена игровой карьеры он стал чемпионом Blizzard Worldwide International 2004, дважды взял второе место на ESWC и был признан лучшим игроком 2004 года в Warcraft 3. После того, как Фредрик завязал с киберспортом, он на несколько лет исчез из медийного пространства. А потом появился, рассказав в интервью, что работает охранником в тюрьме.
Может быть, после 30 лет практически невозможно поддерживать карьеру на высочайшем уровне, но это совсем не значит, что жизнь бывших игроков заканчивается вместе с анонсом о киберспортивной пенсии. За несколько лет на профессиональной сцене они успевают обрасти контактами, идеями, сторонними проектами и, конечно же, призовыми, которые можно будет потратить на Бали или в шведской тюрьме, кому где больше нравится.