Игроки против критиков: как The Last of Us 2 стала яблоком раздора

Разбираемся, почему одна из самых ожидаемых игр года стала объектом ненависти для одних, и обожания — для других

19 июня до прилавков наконец добралась The Last of Us: Part 2. И хотя большинство критиков поставили игре высочайшие оценки, пользовательский рейтинг новинки на Metacritic после релиза начал стремительно падать. На момент написания этой статьи количество отрицательных отзывов превысило 38 тыс. — это абсолютный рекорд для портала. Разбираемся, почему игра стала объектом ненависти, и за что ее критикуют.

Осторожно — в тексте присутствуют важные сюжетные спойлеры The Last of Us: Part 2

Проблемы у The Last of Us: Part 2 начались задолго до релиза. В апреле в сеть слили сразу несколько ключевых для сюжета сцен. Среди них, например, была гибель одного из главных героев. Позднее неизвестные выложили еще ряд фрагментов, и игру начали критиковать. Одним не понравились сюжетные повороты, другие считали, что герои ведут себя нелогично, а третьи жаловались на ЛГБТ-повестку. Большое количество пользователей раскритиковало внешность новых персонажей. При этом в сеть попала лишь маленькая часть сюжета, но этого оказалось достаточно, чтобы расстроить игроков.



Незадолго до слива Sony изменила дату релиза: с 29 мая игру перенесли на неопределенный срок. Официальная причина — пандемия, из-за которой сложно было определиться, как доставлять диски. Однако почти сразу после утечки игру решили выпустить 19 июня. Компания объяснила, что решила проблемы с логистикой, но многие игроки в это не поверили. По их мнению, издатель просто опасался за будущее проекта, а потому торопился выпустить его на рынок.

12 июня, когда спало эмбарго на отзывы, в сети появились рецензии на The Last of Us: Part 2. Почти все оценки были высокими. В статьях же журналисты хвалили геймплей и техническое исполнение, а вот о сюжете говорили более осторожно. Во-первых, потому что Sony попросила ничего не рассказывать об истории, разве что поделиться впечатлениями от нее. Во-вторых, однозначно оценить сценарий оказалось сложно — в нем хватает провокационных и спорных тем, которые в играх почти не поднимают.

Однако без критики не обошлось. Авторы StopGame, например, поставили игре высший балл, однако подчеркнули, что она дарит очень противоречивые эмоции.

«Нил Дракманн умудряется плюнуть в лицо всем, кто любит первую часть. Его первая реплика при входе в комнату: «Ваши ожидания – это ваши проблемы», потом – «Я творец, я так вижу», а к концу игры это уже «Я шальная императрица, что хочу, то и делаю»



В Disgusting Men пришли к выводу, что история Part 2 — не такая уж спорная и взрослая.

«Там где оригинал прямолинейно, честно бил по эмоциям, вторая часть занудно читает мораль и говорит совсем уж очевидное. Хотя самых впечатлительных фанатов первой части она и на сильный отклик разведет, но дешевыми, на мой взгляд методами. При этом заканчивается все так, что внутри не пожар полыхает, как было после оригинала, остается только пустота и непонимание — зачем все это было? Что я из этого должен был извлечь?»



Издание Kotaku отметило, что игра почти не дарит положительных эмоций, а вместо этого смакует жестокость, навязывает экшен и вгоняет игрока в депрессию.

«Как природа, поглощающая Сиэтл, или вспышка болезни, уничтожающая человечество, — негатив затмевает все остальное»



IGN Japan поставило игре 7/10, отметив, что сиквел слишком уж пытается порвать со своим прошлым. Игра заметно отличается от оригинала, поэтому даже фанатам первой части легко может не понравиться.

Мы в своей рецензии тоже отметили, что авторы не справились с сюжетной линией антагонистов.

«На раскрытие их мотивов тратят много времени и пытаются объяснить, почему им стоит сопереживать. И хотя определенные симпатии возникают, до конца проникнуться этими персонажами все равно не получается»



Обзоры от крупных изданий объединяло мнение о том, что преимущества игры все же заметно перевесили недостатки. Герои и их поступки вызывали бурю эмоций, а заскучать во время прохождения просто не получалось. Авторы таких рецензий отмечали, что именно поэтому Part 2 заслуживает максимальных оценок — за смелость, риски и эксперименты, которые не оставляют равнодушным.

Но после релиза игры пользовательский рейтинг игры на Metacritic стремительно рухнул. Сейчас оценка едва превышает 4 балла.



На чем основывались первые оценки? Пользователи стали «бомбить» рейтинг (выставлять максимально низкую оценку) сразу после релиза, хотя пройти так быстро игру, которая требует в среднем 20-25 часов, просто физически невозможно. Многие признавались, что в лучшем случае просто посмотрели прохождение (записанное теми, кто получил заранее пресс-копию) на YouTube, а то и только его отрывки. Хватало и тех, кто после эпизода с гибелью одного из героев сразу пошел смотреть финал игры и не понял, почему она закончилась именно так.

The Last of Us: Part 2 — далеко не первая игра, которая столкнулась с ревью-бомбингом, массовой публикацией негативных отзывов. Так было и с Red Dead Redemption 2, и с Death Stranding, а совсем недавно от этого пострадала Animal Crossing: New Horizons. Как правило, пользователи ставят минимальную оценку из-за какого-то конкретного фактора, и необязательно он связан с впечатлениями именно от прохождения игры (некоторые «занижающие» и все же поигравшие в игру, бывает, даже признаются, что какой-то отдельный аспект или даже вся игра в целом им понравилась). Например, ту же New Horizons ругают за то, что для нормального кооперативного прохождения надо покупать вторую консоль.



В случае с Part 2 события развивались похожим образом. Пользователи отмечали, что сюжет игры получился спорным, а потому не заслуживает таких высоких оценок. Рекламную кампанию Sony тоже ругают за то, что она вводит покупателей в заблуждение. В трейлерах игры, например, хватает обманных кадров, а некоторые части Part 2 вообще не показывали в рекламных роликах.



Модераторы Metacritic давно отмечают, что проблема накрученных рецензий существует и безуспешно пытаются с ней бороться. Сайт, например, удаляет отзывы, состоящие из невнятного набора букв, а также совершенно одинаковые ревью. Но об этом давно известно, так что теперь «бомберы» подходят к делу более осмотрительно. Одну рецензию можно публиковать безграничное количество раз — достаточно изменить пару деталей. Да и просто наборов букв с оценкой «0/10» или «10/10» все равно хватает — модераторы просто не успевают удалять их.

После новостей о падении рейтинга пользователи еще больше поверили, что игру ненавидит весь мир. В сети быстро начала набирать популярность не сдержанная критика, а откровенно разгромные и скандальные материалы. Например, ролики о том, как уничтожают диски после финала игры или тут же удаляют ее.



Особенно много внимания досталось обзору с канала iXBT games, авторы которого высмеяли сюжет, а режиссера игры назвали «безумным».



Некоторые стримеры с криками объясняли, что не хотели увидеть такой сюжет.



Позже в сети даже опубликовали высказывания якобы от главного редактора DTF, в которых он резко отзывается о критиках игры. Он опроверг подлинность скриншотов, указав, в частности, что на одном из них — записи в Twitter-аккаунте — количество знаков превышает разрешенное количество знаков для публикаций в Twitter.

Пользователи, которые стали публиковать обзоры только спустя несколько дней после релиза, подошли к критике более взвешено. В основном игроки хвалят Part 2 за очень напряженный геймплей, красивые перестрелки, графику и звук. А вот сюжет, как и предполагали разработчики, поделил фанатов на два лагеря.











В сети также обратили внимание на проблему агрегаторов, которые позволяют плодить аккаунты и занижать рейтинги игр — по поводу и без.



Некоторые вспомнили, что как минимум рекламной кампанией Part 2 похожа на игры Хидео Кодзимы, который тоже любит скрывать сюжетные повороты. И спустя годы некоторые части серии стали классикой.



В итоге одна из главным тем The Last of Us: Part 2, а именно разделение людей на «своих» и «чужих», неожиданно стала поводом для реального конфликта. Игроки начали критиковать журналистов и придумывать конспирологические теории о сговоре с издателем. А нетерпеливые критики, в свою очередь, начали оскорблять фанатов.

Обсуждение игры даже вышло за пределы игрового сообщества. На Part 2, например, обратили внимание политики и ведущие.





Сейчас The Last of Us: Part 2 набирает все больше негативных рецензий и одновременно ставит рекорды. Игра уже стала самым быстро продаваемым эксклюзивом Sony в этом поколении, а также самой быстро продаваемой игрой в 2020 году.

Создатели игры неоднократно говорили, что именно таким они и видели Part 2. Сиквел обещали сделать полной противоположностью первой части, от которой не стоит ждать только положительных эмоций. Пока так и получается: споры о том, какие игры имеют право на высокие оценки, опять начинают набирать обороты.

С The Last of Us: Part 2 игрокам действительно приходится отказаться от старого восприятия первой части. Стоит ли оно того? Каждому предстоит решить самому.

Обсудить