Оглавление

Что не так с Overwatch?

Разбираем причины стагнации одного из самых амбициозных командных шутеров последних лет

В этом году Overwatch исполнилось пять лет, но юбилей игра встречает в очень странном состоянии. В 2019 году Blizzard анонсировала вторую часть командного шутера, судьба которого до сих пор пока неясна. Туманными остаются и перспективы первой части, и мы, имея за плечами более полутора тысячи проведенных в игре часов, попытались разобраться, что к этому привело.

Overwatch стала фактически первой за долгое время игрой от Blizzard в абсолютно новой вселенной. Фанаты авансом полюбили героев (и стали делать с ними сами знаете какие арты на специальных сайтах) сразу после анонса на BlizzCon в 2014 году и впечатляющего трейлера про то, что миру нужны герои.



Токсичность и тролли



После релиза игры в мае 2016 года Overwatch нахваливали и называли настоящим прорывом в мире сетевых командных шутеров. Мы в своей рецензии, например, отмечали, что главные преимущества игры — продуманные герои, захватывающий и азартный геймплей, выверенный баланс и относительно невысокие требования к скиллу. Например, уметь ставить хедшот с разворота здесь необязательно. А одна из главных «фишек» — возможность смены героев и тактики, если того требует ситуация. Например, почему бы не взять Солдата-76 посреди боя, чтобы осадить назойливую Фарру? Или сменить Райнхардта на Уинстона, чтобы кошмарить Роковую Вдову или Гендзи?

Но со временем такая свобода действий стала отличной питательной средой для токсичности, троллинга и прочих подобных прелестей командных шутеров. Например, играете вы в соревновательном режиме ради победы, и нужно как-то согласовывать ту же потенциальную смену героев в разгар матча. Однако нередко бывает так, что ваш тиммейт тихой сапой меняет своего хилера (вдобавок сбрасывая накопленную «ульту») на условную Роковую Вдову, оставляя команду без лечения, да еще и не может ни по кому попасть. На все просьбы товарищей вернуться к роли или хотя бы стрелять метко он огрызается, команда начинает ругаться прямо в чате и проигрывает игру.

Некоторые любители острых ощущений стали специально троллить своих товарищей этой механикой. Они намеренно меняли героев каждые несколько минут, а на все просьбы делать адекватный выбор сообщали, что играют просто «для фана». Поэтому никто не может им указывать, за кого играть. В итоге вместо получения удовольствия от перестрелок вечером после тяжелого дня нередко приходилось жарко спорить, зачем кто-то взял тех или иных персонажей. Сама Blizzard отдельно отмечала, что не будет банить кого-то за выбор того или иного героя, жаловаться на такие поступки бессмысленно, и тролл-пики стали повсеместным и неприятным явлением на низших, средних и иногда даже высоких рангах.




Принудительная мета



Вскоре после добавления персонажа поддержки Бригитты в 2018 году игроки стали выбирать ставшую крайне популярной мету GOATS (три танка и три саппорта) — DPS-герои попросту оставались за бортом. В результате такие матчи больше напоминали ленивый обмен легкими выпадами и шли до первых микроошибок. В профессиональной Overwatch League зрелище с GOATS выглядело крайне унылым, да и в обычных играх многих стало многих тошнить от такого «разнообразия». Чтобы как-то исправить ситуацию, Blizzard не только занерфила Бригитту (бедная рыжая девочка после появления в игре пережила около двадцати ослаблений), но и пошла на кардинальный шаг.

В какой-то момент в соревновательном режиме был насильно введен единственный возможный формат 2-2-2 (два героя поддержки, два танка и два DPS-героя), и игроки не могли резко менять роли в зависимости от ситуации. Эти ограничения были встречены в штыки — многие полюбили Overwatch не за строгие рамки, да и часто можно было победить командой только с одним хилером или только одним танком вместо двух. Спустя месяцы жалоб со стороны игроков (на официальных форумах Blizzard темы про «Ухожу из Overwatch из-за 2-2-2» появлялись каждый час) разработчики добавили отдельный «свободный» режим в матчмейкинг, где не было насильной привязки к классам. Но осадочек от действий, как говорится, остался.



Смурфы



Смурфинг, то есть игра опытного пользователя на новом аккаунте и низком ранге, — частая проблема во многих соревновательных тайтлах, но в Overwatch ее масштабы впечатляют. Нередко на относительно высокой «платине» или даже «даймонде» можно встретить очень молодой профиль, который играет на порядок выше всех остальных, часто лишая других удовольствия от игры.

Но самое удивительное не это. В Dota 2, например, смурфы — явление тоже очень привычное, однако там с недавних пор стали за него наказывать вплоть до бана. Поражает отношение к ситуации самих разработчиков. Бывший уже геймдиректор Overwatch Джефф Каплан (ушел из Blizzard в апреле 2021 года по неизвестным причинам) неоднократно прямо заявлял, что покупка нового аккаунта не противоречит правилам, а сами смурферы не становятся проблемой для честных игроков.

«Если вы регистрируете новую учетную запись и играете в обычном режиме, игра быстро определяет ваш уровень навыка и начинает подбирать матчи с игроками схожего уровня», — заверял Каплан.

В 2020 году он признал, что смурфы часто предлагают услуги бустинга (увеличения ранга аккаунта за плату), что уже противоречит правилам, но сделать что-то конкретное разработчики пока не могут. Каплан рассказал, что в Blizzard рассматривают систему привязки аккаунта к мобильному телефону, но воз пока и ныне там. Игроки, в свою очередь, строят теории, что смурфы просто выгодны самой Blizzard, ведь они попросту покупают Overwatch несколько раз.



Ожидание сомнительной Overwatch 2



Последний 32-й по счету герой Эхо был добавлен в апреле 2020 года, и с тех пор нет никаких намеков, что ростер персонажей в первой Overwatch как-то расширится. Разработчики уверяют, что все силы брошены на разработку сиквела, но так ли уж он необходим?

Нельзя сказать, что к анонсу Overwatch 2 в ноябре 2019 года в оригинальной игре всё уперлось в условный потолок, и Blizzard вдруг резко потребовалось полноценное продолжение. Да и показанный на сегодняшний день прогресс разработки OW 2 (обновленный интерфейс, чуть переработанные модельки персонажей и пара новых карт с новыми режимами — в том числе с акцентом на PvE) сложно назвать грандиозным переосмыслением оригинальных идей. Нет ответов и на самые важные вопросы: когда выпустят сиквел (недавно появились слухи о переносе игры сразу на 2023 год), каким образом он будет распространяться для обладателей первой части и что будет с теми, кому он не зайдет, и они решат остаться в оригинальной игре?



В ожидании сиквела поклонникам Overwatch остается довольствоваться повторяющимися ивентами прошлых лет (от режима «Лусиобол» каждое лето многих уже откровенно тошнит), редкими новыми скинами и небольшими апдейтами с правками баланса. Нового контента в первой части нет уже достаточно давно.

Мертвый лор



И, наконец, авторы совершенно не торопятся с раскрытием вселенной и историй персонажей, хотя с релиза и прошло пять лет. В первые годы Blizzard баловала игроков трогательным и невероятно качественными анимационными картинами (при просмотре «Честь и Слава» до сих пор еле сдерживаешь слезу). Однако последняя короткометражка «Встреча старых друзей», в которой показана встреча МакКри с Эш, вышла, на минуточку, еще в ноябре 2018 года. Небольшой ролик, который рассказывает историю героя Эхо, появился в марте 2020 года, и с тех пор больше года разработчики никак не развивают лор игры.

У Overwatch есть шикарный визуал, любопытные механики, запоминающиеся персонажи, уникальный геймплей (один из лучших в командных шутерах) и, самое главное, большая фанбаза. Но игра сейчас переживает смутные времена. Сомнительные решения разработчиков, непонятная ситуация вокруг сиквела, нерешенные проблемы и отсутствие нового контента — все это не идет Overwatch на пользу. Blizzard нужно срочно что-то предпринять, чтобы удержать аудиторию до выхода второй части и вдохнуть новую жизнь в франшизу.

Обсудить