Оглавление

Что нам (и Blizzard) делать с World of Warcraft: Classic?

После запуска ретро-серверов WoW игроки наверняка спросят разработчиков — а что дальше? Разбираем несколько вариантов

27 августа должно произойти одно из важнейших событий в истории World of Warcraft — Blizzard запустят классические серверы, на которых игра выглядит точно так же, какой она была в 2005-2006 году: начиная с контента и механик, и заканчивая графикой. Подобные ретро-серверы давно существуют во многих онлайн-играх, но появление «классики» в главной MMORPG планеты через несколько лет может привести к очень интересным последствиям. Мы решили разобраться, что же Blizzard может сделать после того, как WoW Classic станет популярной, а игроки начнут задаваться вопросом «а что дальше?».

В свое время классической игры хватило примерно на два года. Сейчас все может быть совсем иначе


Когда старое не хуже нового



С актуальной версией World of Warcraft уже давно ясно: это главная MMORPG на американо-европейском рынке, и именно ее рассматривают первой, когда хочется поиграть в компании других людей во что-то эпическое, с крутыми приключениями и огромным фэнтезийным миром. На Западе с WoW давно уже никто толком не конкурирует — из нового выходят разве что совсем небольшие нишевые проекты, а также корейские и китайские MMORPG, созданные в первую очередь для своих рынков.



Позиции WoW столь сильны в первую очередь потому, что Blizzard давно научилась делать идеальные онлайн-развлечения: игра сбалансирована, не очень требовательна к свободному времени, а в приключения можно погрузиться уже через пару минут после входа. Большего, казалось бы, и не нужно.

Но это не так. Три с небольшим года назад огромную популярность набрал пиратский сервер Nostalrius, бывший достаточно точной копией классической World of Warcraft. На нем одновременно играли более 10 тысяч человек, а общее количество пользователей перевалило за несколько сотен тысяч. Причем это были не только ностальгирующие по старым временам ветераны, но и молодые игроки, не заставшие оригинальной World of Warcraft, зашедшие посмотреть, как оно было в старые времена, и внезапно «залипшие».

Конечно, в 2005 году World of Warcraft еще не предлагала игрокам такого сервиса, как сегодня. И для многих это неожиданно стало ее преимуществом. Оказалось, что когда ты не телепортируешься в подземелье, а топаешь к нему на своих двоих или едешь на маунте, то по пути легко можно встрять в какое-нибудь увлекательное приключение. Что когда напарников для подземелий и PvP ищет не автоматическая система, а ты сам, тратя на это 20-30 минут, то друзьями обрастаешь намного быстрее. Что когда мир поделен на множество мелких серверов, то на каждом складывается своя атмосфера, со своими героями, подлецами и порядками.

Игроки Nostalrius, которых мы опросили в свое время, отмечали, что именно на этом сервере они побывали в «настоящей» онлайн-игре: с сильным и дружелюбным сообществом, многочисленными сложностями, которые стоит преодолевать в команде, а также морем веселого общения и знакомств. Поэтому мы практически уверены, что WoW: Classic повторит успех Nostalrius. А вот дальше начинается самое интересное.

Собственно, а что дальше?



WoW: Classic основывается на игре 2005-2006 годов, в том виде, в котором она была до выхода первого дополнения The Burning Crusade. При этом Blizzard не планирует сразу запускать финальную версию: запланировано шесть крупных «фаз», в ходе которых будет добавляться новый контент — примерно в том же порядке, что и в оригинале. Как быстро это произойдет, никто не говорит. «Классики» хватило на то, чтобы развлекать пользователей два года, но надо понимать, что тогда все это было в новинку: приходилось с нуля создавать гильдии игроков, учиться играть за разные классы, разгадывать тактики, наиболее эффективные против самых сложных боссов. Сейчас все руководства сохранились в интернете, поэтому с контентом разберутся намного быстрее. А после игроки начнут задумываться, чем им заняться.

И предложение вернуться в актуальную версию наверняка устроит не всех — кто-то захочет и дальше жить в прошлом. Теоретически никто не может помешать Blizzard создавать ретро-серверы следующих дополнений, параллельно развивая основную игру, но это рано или поздно приведет к проблемам: игроки начнут «размазываться» между все большим количеством версий, каждая из которых будет требовать собственной команды разработчиков и технической поддержки. Рано или поздно такой пузырь лопнет.



С другой стороны, делать по серверу на обновление не обязательно. История World of Warcraft пока делится на два больших этапа, заметно различающихся идеологически: до выхода дополнения Cataclysm (четвертого по счету), и начиная с него. Именно в Cataclysm сменился подход и к сюжету (свободное исследование мира уступило место истории в духе одиночных RPG), и к геймплею – теперь игрокам предлагалось самостоятельно создавать группы только для самых сложных приключений, все же остальное проходилось на автомате.

Так что у нас остается два кандидата для ретро-серверов: дополнения The Burning Crusade и Wrath of the Lich King, вышедшие в начале 2007 и конце 2008 годов. Конечно, определенные упрощения от классического WoW были уже и в них, но взамен эти аддоны пытались внести что-то новое, порой даже более сложное. В The Burning Crusade в первую очередь можно вспомнить бои на арене — хардкорный PvP-режим, требовавший от игроков выкладки почти на уровне киберспорта. Wrath of the Lich King впервые добавил в игру новый класс, ежедневные квесты (которые тогда были реально интересными), а также именно в этом дополнении огромный шаг вперед совершил дизайн рейдов, которые стали более разнообразными и развлекательными.



Три «классических» версии игры – уже не такой большой объем нагрузки, тем более, что ее можно будет разделить на ближайшие годы, параллельно с тем, как игроки насытятся «классикой». Но полностью проблем это не снимает, ведь потом классическим начнет выглядеть Cataclysm, за ним последует Mists of Pandaria и все другие аддоны, которые, кстати, Blizzard продолжает выпускать каждые два года. Рано или поздно разработчикам придется принимать какое-то решение, и мы лично не видим оптимальных вариантов. Если оставить только один классический вариант, то придется отвечать на вопросы тех, кто хочет посмотреть следующие дополнения. Если, чтобы избежать множества версий игры, делать что-то вроде «сезонов», запуская в каждый лишь пару вариантов — то наверняка найдутся те, кто захочет все время оставаться только на одной из версий. И так далее.

Альтернативная дорога



Другой интересный (но вряд ли осуществимый) вариант недавно был предложен во время одного из стримов, посвященных WoW Classic — признать, что выбранный путь развития World of Warcraft понравился далеко не всем, и начать развивать классическую версию альтернативным путем. Как ни странно, но с сценарной точки зрения это совсем несложно — в тех же сериалах для объяснения подобных трюков уже давно используют концепт, что новые события просто происходят в альтернативной вселенной. События WoW Classic заканчиваются на открытии Темного Портала — и вполне можно придумать, что в этот момент из-за какого-то катаклизма произошло разделение вселенной на две версии.

Подобная идея выглядит здорово, но реализовать ее практически нереально. Во-первых, трудно точно понять, что именно нужно обязательно оставлять в новой версии игры, чтобы она развивалась и в то же самое время оставалась в «классическом стиле» — нам кажется, что у каждого игрока такой список будет своим. Во-вторых, далеко не факт, что Blizzard удастся собрать правильную команду — прошло почти полтора десятка лет, многие люди, работавшие над «той самой» World of Warcraft, ушли от компании, у остальных же за это время наверняка изменились взгляды на создание игр.
Ну и запуск подобной версии никак не решает перечисленные выше проблемы. Если начать развивать классическую версию, добавляя в нее что-то новое — то появится куча игроков, требующих оставить все «как было». Если делать разные версии – то опять получается «зоопарк». А веселее всего будет, если «неоклассическая» версия окажется суперуспешной и перетянет массу игроков из основной версии — для Blizzard это будет означать, что компания лет 10 занималась чем-то не тем.

Все внимание на сообщество



Как ни странно, но возможно самым лучшим вариантом будет забыть на ближайшие несколько лет о любых дополнительных ретро-серверах, а сосредоточиться на WoW Classic, развивая ее способами, не требующими больших изменений в самой игре. Основной из этих способов — работа с сообществом. Например, та же самая EVE Online на протяжении очень долгого срока развивалась в основном благодаря игрокам — да, разработчики добавляли в игру немало нового, но базовая механика при этом менялась минимально.

Прощаться с пиратским Носталриусом вышли тысячи человек


WoW: Classic для этого подходит почти идеально: у нее огромный мир, использованный разработчиками почти полностью — точки притяжения игроков находятся в разных концах классического Азерота, при этом практически нет читерской транспортной системы с использованием порталов. На месте и конфликт Альянса с Ордой, который можно положить в основу глобальных PvP-событий. Много возможностей для ролевого отыгрыша — здесь разработчикам просто стоит активнее взаимодействовать с сообществом, подталкивая людей организовываться. Если почитать наши отзывы игроков Nostalrius — то там многие именно хвалили сильное сообщество сервера, с которым было интересно не только играть, но и общаться, проводить некие ивенты и проч.

И да — в какой-то момент Blizzard придется понять, что сохранить классику в целиком первозданном виде, возможно, не получится. Нас, например, смущает решение вернуть графику к начальному уровню. Уже в 2005 году WoW выглядела достаточно средне, сегодня же это и вовсе каменный век. Стремление сохранить прежний облик понятно, но авторы ремастеров давно уже нашли решение — дать игрокам возможность выбирать из двух режимов, оригинального и улучшенного.

WoW Classic выходит уже 27 августа, но новости о дальнейших шагах разработчиков мы вряд ли услышим скоро. Фестиваль Blizzcon, который в этом году пройдет 1-3 ноября, будет в первую очередь посвящен очередному дополнению к «текущей» WoW. Оно выйдет примерно в следующем августе — тогда же, наверное, можно будет задаваться и первыми вопросами о дальнейшей судьбе классики.

Обсудить