Чудной сплав киберпанка и магии: почему стоит сыграть в Shadowrun Trilogy

Рассказываем про три хорошие ролевые игры, которые скоро будут доступны на всех актуальных платформах

21 июня на PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series и Nintendo Switch выйдет Shadowrun Trilogy — сборник из трех тактических ролевых игр, события которых разворачиваются в мрачном мире будущего. Коллекция давно доступна на PC, но ее, несмотря на высокие оценки, сложно назвать популярной. Рассказываем, почему на трилогию стоит обратить внимание поклонникам киберпанка, фэнтези и RPG.



Игры Shadowrun основаны на одноименной настольной ролевой игре, которую в 1989 году выпустила компания FASA. RPG хвалили за элегантные и понятные ролевые системы, потрясающее оформление, а также необычный сеттинг, сочетающий городское фэнтэзи и киберпанк. С тех пор Shadowrun пережила несколько перезапусков (сейчас выходит шестая редакция) и разрослась в большую франшизу. По ее мотивам вышло более сотни расширений, коллекционная карточная игра, около сотни художественных книг и, конечно, видеоигры.

Сеттинг Shadowrun — альтернативное будущее, в котором смешались реалии киберпанка (аугментации, мегакорпорации, виртуальные пространства) и волшебные силы. По сюжету в 2011 на Землю неожиданно вернулась магия, которая начала менять человечество и превратила некоторых его представителей в металюдей — эльфов, дварфов, орков или троллей. Дальнейшие мутации привели к появлению гномов, великанов и минотавров, а влияние различных космических явлений (вроде пролетающей мимо кометы Галлея) и вирусы только увеличили разнообразие рас: Землю населили оборотни, вампиры, баньши и так далее.

Из-за изменения популяции планеты некоторые государства начали разрушаться, а представители отдельных рас решили объединяться в коалиции. Формировались новые союзы — например, слились США и Канада. Главным же событием тех лет стал Крах — атака компьютерного вируса, который поразил интернет, удалил огромные массивы данных и вызвал хаос во всех сферах: транспорта, коммуникации и финансов.

Но даже эти трагические события не привели к апокалипсису. Власть в свои руки взяли мегакорпорации, которые начали скупать земли, восстанавливать инфраструктуру и уничтожать конкурентов с помощью частных армий. Крах не оттолкнул людей от технологий, а только усилил к ним интерес, из-за чего началось развитие аугментаций. Появилась Матрица — виртуальное киберпространство, в котором оперируют хакеры-декеры. Магия и классические науки учились сосуществовать: например, появились детективы, которые ловили преступников после общения с призраками их жертв.



В общем, Shadowrun удается органично сочетать в себе сразу несколько жанров и удивлять даже когда игрок решил, что в этой вселенной видел все. Смесь фэнтези и киберпанка позволяет реализовать любой сюжет: хоть о вторжении монстров из иных миров, хоть о драконе, который ищет инвестиции, хоть о мерзких делишках могущественных корпораций, которые ради прибыли готовы уничтожить пару городов. Вообще, алчные компании — общий враг для большинства существ в мире вселенной. А «шадоуранами», собственно, называются атаки специально обученных людей на корпорации — различные диверсии, переманивание или уничтожение персонала, саботажи и так далее.

До 2013 года с названиями для видеоигр по этой вселенной не заморачивались. В 1993 вышла Shadowrun для SNES, в 1994 – Shadowrun для Genesis, в 1996 Shadowrun вышла на Sega, а в 2007 FASA Interactive выпустила Shadowrun на Windows и Xbox 360. Все четыре игры объединял только сеттинг, но между собой они не были связаны. Более того, они разительно отличались жанрами: тут была и классическая ролевая игра, и визуальная новелла, и даже шутер. Хорошие оценки получили только первые две игры той эпохи — остальным досталось и от критиков, и от игроков.

В 2012 Джордан Вейсмен, один из авторов оригинальной настольной игры, запустил Kickstarter-кампанию по финансированию новой тактической ролевой игры Shadowrun. Деньги быстро собрали, и за три года его студия выпустила сразу три игры — Shadowrun Returns, Shadowrun: Dragonfall и Shadowrun: Hong Kong. Если первая часть стала своеобразной пробой пера, то Dragonfall и Hong Kong уже смело можно назвать полноценными играми на 20-30 часов.

Перед знакомством с трилогией Shadowrun стоит понимать, что все игры разрабатывались очень быстро, да еще и с жесткими бюджетными ограничениями. По этой причине, например, во всех частях нет никакой озвучки: реплики представлены только текстами. Зрелищных роликов и даже сцен на движке тут тоже нет: камера все время наверху, анимации сделаны достаточно просто, а ключевые события описываются текстом в диалоговом окне. Более того, Dragonfall поначалу даже не была самостоятельной игрой и вышла как огромное, 20-часовое дополнение к первой части. Однако потом ее еще сильнее расширили контентом в режиссерской версии и выпустили как отдельную часть, которая почти не связана с оригиналом.



Вся трилогия Shadowrun вообще создана по принципу «ничего лишнего». Вместо многочисленных записок — экраны загрузки, которые сопровождаются емкими текстами и описывают атмосферу следующей локации. Структура уровней часто линейна, а героев после выполнения задания автоматически доставляют до следующей цели. Ролевая система предлагает много возможностей, но лишена элементов, которые добавили просто до кучи: все герои одинаково полезны.

Но даже с учетом всех ограничений не стоит считать, что игры серии выглядят бедно, скучно, и там нечем заняться. Совсем наоборот: атмосфера Shadowrun быстро затягивает, все части компактны, чтобы не утомить, а концентрация интересных событий достаточно высока, чтобы задержаться в игре на час-другой больше, чем планировалось.

Начинать стоит с Shadowrun Returns, пускай это и самая проблемная игра в трилогии. Однако если вы ограничены по времени, то старт с Dragonfall или Hong Kong пройдет без проблем. Главный герой Returns — раннер, который скучает в своей квартире без работы и денег. Неожиданно он получает специальное посмертное послание, которое его напарник записал на случай своей гибели. Сэм Уоттс сообщает, что он, видимо, умер, и просит главного героя на всякий случай расследовать обстоятельства. А если что-то нечисто, то найти убийцу и отомстить: за это адвокат Уоттса перечислит солидный куш в 100 000 нюен, местной валюты. У игрока нет особого выбора, и он берется за дело.

Shadowrun Returns начинается как киберпанковский нуарный детектив, но очень скоро история перестает быть личной и камерной. Главный герой оказывается втянут в паутину интриг и разборки влиятельных фигур города, однако до самого конца не забывает про свою главную задачу — найти убийцу друга и покарать его. Сюжетно и даже структурно игра очень похожа на Disco Elysium, хотя и расставляет приоритеты иначе. Истории других игр выстроены похожим образом: герои занимаются своими мелкими делами, но вынуждены переключиться на более глобальную миссию.



Внушительную часть времени во всей серии Shadowrun занимают тактические задания в духе XCOM. Игрок набирает команду и отправляется на миссию, где надо устранить какого-нибудь злодея, украсть данные и так далее. Если в Returns задачи почти не меняются по ходу прохождения, то уже с Dragonfall миссии часто сопровождаются сюрпризами. Например, вражеский агент может начать умолять о прощении и даже предложить присоединиться к вашему отряду. И этим дело не ограничится: уже через несколько минут он заставит вас пожалеть о принятом решении.

Бои в Shadowrun — пошаговые, и реализованы достаточно просто. Большинство героев может атаковать в ближнем и дальнем бою с помощью холодного, огнестрельного оружия или магии, шаманы занимаются поддержкой команды и вызовом духов, а декеры взламывают компьютеры. Игроку необходимо правильно позиционировать команду, переключать оружие героев в зависимости от ситуации, оценивать шансы на попадание и вовремя перезаряжать оружие.

Стандартные боевые ситуации редко бывают действительно интересными, но Shadowrun использует их преимущественно в обучающих миссиях. В других заданиях можно столкнуться, например, с группой надоедливых магов, которые лечат друг друга. Или с хакерами, которые выводят из строя сильнейших членов вашей команды — если их не остановить. Иногда попадаются особенно неприятные противники, которые требуют четкого плана действий даже на низких уровнях сложности. Скажем, сначала атаковать одними героями и выбить из противника астральную проекцию, а потом добить ее другими персонажами с нужным оружием.

После победы над врагами и завершения миссий герои получают очки кармы — так тут называется опыт. Раздают его не очень щедро, поэтому выгоднее всего специализироваться на чем-то одном. Помимо основных боевых веток, есть еще «Харизма», открывающая доступ к дополнительным веткам диалогов и новым способам пройти квест.

Между сражениями в Shadowrun предстоит исследовать мир и общаться с его обитателями — это самая интересная часть всех игр. Конечно, трилогия не сравнится с большими RPG, где на каждом углу ждет очередное приключение. Города тут компактны, а побеседовать можно лишь с небольшим количеством орков, эльфов и людей. Но зато тексты в Shadowrun написаны прекрасно: каждый экран загрузки с описанием локации сразу настраивает на нужный лад, а диалоги постоянно перебиваются описаниями мимики и движений героев, что позволяет лучше понимать их характеры и намерения.



Нарисована Shadowrun достаточно просто, но симпатично, пускай игра едва ли может посоревноваться за звание красивой. Ее мрачные (а иногда, наоборот, яркие) крохотные улицы с подозрительными личностями на каждом углу создают странное ощущение уюта: причем часто после знакомства эти герои оказываются не такими уж и жуткими. После сложных миссий всегда приятно вернуться в знакомый бар, расспросить посетителей о последних слухах и узнать, как ваше последнее дело повлияло на жителей города.

В первой игре герой работает один и берет на задания безликих напарников. Но уже со второй части постоянные члены команды становятся важной частью истории. У них появляется мнение по поводу текущей миссии, переживания, принципы и планы на будущее. По ходу сюжетных развилок они часто пытаются убедить героя выбрать какой-то вариант, причем нередко мнения команды разделяются.

Еще одна фишка Shadowrun — редактор, позволяющий создавать свои истории. В основных играх нет озвучки и катсцен, поэтому пользовательским кампаниям проще соревноваться с сюжетными режимами от разработчиков. И можно найти немало фанатов, которые считают такие сценарии не хуже, а то и лучше трилогии. Тем более, что некоторые из них не уступают по продолжительности основным кампаниям. Особенно много комплиментов звучит в сторону сюжетов The Caldecott Caper, CalFree in Chains и Antumbra Saga.

Shadowrun — очень необычная ролевая смесь фэнтези и киберпанка, где два мира гармонично сосуществуют. Возможно, игры серии немного устарели, но на фоне отсутствия свежих релизов и жалкого состояния киберпанк-жанра они точно заслуживают внимания.

Стоит снизить ожидания и приготовиться много читать. Это не дорогие блокбастеры, а довольно скромные по размерам и бюджетам игры. Но зато трилогия не отнимет у вас много времени и порадует запоминающимися сюжетами, интересным миром и харизматичными персонажами.


Ещё на PLAYER ONE:


Обсудить