Оглавление

CrystalMay: «Обожаю смотреть женский кёрлинг»

Комментатор студии RuHub Дмитрий «CrystalMay» Корчевинин рассказал «Киберспорт@Mail.Ru» об особенностях работы, своей бабушке, любви к женскому кёрлингу и о том, почему не стал киберспортсменом

На прошедшем EPICENTER: Saint-Petersburg нам удалось пообщаться с комментатором студии RuHub Дмитрием «CrystalMay» Корчевининым. В студии Дмитрий является неким универсалом — кастер спокойно может прокомментировать замес в Dota 2 или противостояние в CS:GO, а в свободное время любит играть в PUBG и смотреть NHL и футбол. За два года комментаторской карьеры Дима пробил потолок в тысячу киберспортивных матчей, а его стиль комментирования отличается особой динамикой и накалом. Причем накалом не только от действий игроков на карте, но и от самого комментатора — Корчевинин обожает вызывать эмоции своими действиями, считая это залогом успеха хорошего кастера. Мы подробно расспросили Дмитрия о его пути в комментирование и о его главном источнике вдохновения.

Дима, здравствуй! Давай начнем с того, ради чего мы тут собрались — как тебе сам EPICENTER?

Честно говоря, я ещё не успел ощутить атмосферу самого турнира. В групповой стадии были просто нереальные игры, и я бы сказал, что это один из самых интересных ивентов. Со мной согласны и англоязычные комментаторы, с которыми я успел поговорить.

Virtus.pro удивляют просто невероятно, SK Gaming вместе с Boltz — это вообще другая команда, за которой тоже приятно смотреть. North, честно говоря, разочаровали — я ожидал от k0nfig намного большего. Бывает, когда у тебя что-то не получается, команда начинает сыпаться, и ты вылетаешь из турнира.

Сама система проведения турнира — это лучший формат в мире, на мой взгляд. Швейцарская система, которую все боготворят, всё-таки не самая интересная. И она не самая качественная с точки зрения выбора лучшего, потому что у нас есть история с OpTic Gaming, которая выиграла ELEAGUE Season 1, а до этого второе место на ECS. Потом они прилетают на Major и попадают на Virtus.pro, которые на том же ELEAGUE Major заняли второе место. После этого OpTiC попадают на Astralis, которые проиграли Godsent, и OpTiC пришлось играть с обоими финалистами прошедшего мейджора. И уже с двумя лузами они ничего не смогли поделать — хоть они и дрались как львы, взяли последнюю карту с овертаймами. И всё это с bo1, которая тоже не так хороша по нескольким причинам:

1) Нам не так интересно смотреть средне подготовленную карту между двумя командами. В бо3 это намного интересней, потому что в бо3 каждая команда берет себе по одной своей сильной карте, а третья карта уже является средней. Это показывает совершенно другой CS, это показывает борьбу. В швейцарской системе такого нет, к тому же в ней чаще всего команда играет всего одну карту в день, что тоже очень тяжело — все знают, что некоторые команды разгоняются только ко второй карте.

2) При выборе карты одна команда банит три, другая банит две, остается всего две карты, которые наугад выбирает машина. Это добавляет ещё один рандом. Сверху дополняем посев, — ведь даже команды в статусе «Легенда» могут совершенно перестать играть так, как от них ждут, а команда из квалификации может быть просто слабой — и получаем слабую пару. И таким образом швейцарская система уже не выглядит супер-крутой.

Возьмем, к примеру, шахматы. Я недавно смотрел чемпионат, где участвовал Каспаров (по мнению некоторых экспертов — величайший шахматист в истории — прим.ред.) — очень давно хотел посмотреть на него, — там эта система выглядит намного лучше. Но она проводится по-другому, особенно в быстрых шахматах. Там эти противостояния выглядят намного лучше.

В CS:GO мне очень нравится GSL-система, но её проблема в том, что она достаточно объемна из-за bо3. Поэтому очень часто на многих турнирах все равно остается bo1, от этого просто никуда не деться. EPICENTER придумал более жесткий формат, но зато у игроков есть полноценный bo3 на протяжении всего турнира и именно по этой причине FaZe Clan сейчас не в плей-офф. Им такое не очень комфортно.



Нравится ли тебе состав участников, который прошел в плей-офф?

Он был бы идеальным, если бы в нем была команда Gambit, ведь мы сейчас в Петербурге.

А за кого ты болел в полуфинале между SK Gaming vs Astralis?

В душе я очень болел за SK Gaming. Мне очень нравятся эти люди, нравится их стиль игры, как они эволюционируют. И мне очень импонирует Boltz. Мне очень нравился их состав Immortals, который сейчас распался. Комментировать их игры было сплошным удовольствием, они играют сердцем и как сумасшедшие. Они были кем-то вроде SK Gaming в составе Luminocity Gaming, которые играли как психи и выносили всех подряд. И сейчас Габриэль «FalleN» Толедо немного меняет их стиль игры на более стратегический, особенно с приходом Felps. Они очень круто фейкуют, принимают решения за доли секунды. Но им не хватает того огня, который был раньше.

Не хватает Taco, который мог в соляново ворваться на плент, отдать опен фраг на себя и ты бы сказал «Ничего себе, да он псих!». Я недавно пообщался с ним и он сказал, что начал вести себя гораздо дисциплинированнее и стал более сдержанно смотреть на эту игру.

Приход Boltz в эту команду очень сильно их усиливает, и вряд ли люди поймут, насколько сильно. Boltz — человек, который создает пространство, он не перетягивает на себя одеяло. Он может быть саппортом, а может быть на ударной волне, что делает его крутым универсалом. К тому же у него просто шикарные пистолеты и с ним можно спокойно брать форсбаи. Это лучшая замена, которая могла случиться в SK Gaming. Я очень надеюсь, что у них всё сложится хорошо, и он останется в составе после этого турнира.

Что сейчас происходит с Virtus.pro? Вчера они не могли выйти из групповой стадии, а сегодня они убивают Gambit и FaZe Clan.

Это супер-сложный вопрос. Я комментировал обе их игры на групповой стадии. Можно пойти от обратного и сказать, что FaZe очень сильно замкнулись на Inferno и они совершенно не ожидали, что им нужно что-то переворачивать, чтобы выиграть. Им не хватило силы воли и правильных пауз в те моменты, когда можно обсудить косяки и изменить стиль. Паузы были, да, но изменений после них не было.

Есть подозрение, что NEO ощутимо вырос с тех пор, как отдал свою капитанскую повязку Snax, а затем она перешла к TaZ. Snax не начал играть лучше, а у NEO наблюдается рост — как игрок с огромным стажем, он чувствует противника просто жесть как и даже если бы он не так круто стрелял, он бы ловил оппонентов на перетяжках.

С FaZe Clan всё понятно — уровень их стрельбы позволяет им мало задумываться о тактике и том, что вообще происходит вокруг. Сейчас это изменится, я уверен в этом. Karrigan всегда учится, особенно если получает щелчок по носу — на мой взгляд, это один из самых лучших умов на сцене CS:GO. Я думаю, что он ещё не раз докажет что для него и его команды это совсем не проблема, что их один раз не выпустили из группы.

То же самое касается Gambit — эти ребята сейчас будут стабильно сидеть в топ-3, у них для этого есть всё: отличная замена Zeus — Fitch, который великолепно играет, они постоянно взаимозаменяют друг друга. Если вдруг просядет AdreN или mou — их всегда прикроют. И я уже молчу про Dosia — когда он сделал спрей с FAMAS против FaZe Clan на Cache и убил троих — я схватился за сердце. Это была такая нереализованная мечта, когда твой соотечественник выдает такое. Всё СНГ для меня общее, но другое дело, когда это казах или украинец, а тут — мой, родной! Именно поэтому я очень жестко топлю за Москву — это мой город, я тут родился, я его обожаю. Именно поэтому, когда Seized или Flamie делают что-то не так — мне просто больно, физически больно.

Вы помирились с Seized после недавнего случая на трансляции, когда ты обозвал его декоем?

Да, у нас всё нормально. В той ситуации даже не было никаких эмоций — я просто понял, что сказал какую-то дичь, но решил не заострять на этом внимание и просто продолжил комментирование. Личное общение с человеком не имеет ничего общего с тем, что происходит в профессиональной деятельности. Мы побеседовали, и сейчас у нас всё нормально.



Ты упомянул шахматы. Играл сам?

Не особый фанат, если честно. Сначала играл с друзьями, но потом один раз я столкнулся с собственным дедушкой и забросил их, потому что понял, что не могу быть настолько хорош (смеется). Плюс я гуманитарий и не очень хорошо могу считать на 20 ходов вперед. Мой максимум — три-четыре хороших хода, да и то меня могут законтрить. Поэтому я играл просто в шахматы.

А так, из спорта я больше предпочитаю футбол, хоккей — я смотрю NHL, потому что по ночам я часто не сплю и мне удобно по расписанию. Баскетбол я никогда не понимал и не принимал, смотрю только международные соревнования. А на олимпийских играх я стараюсь следить за кёрлингом — просто топовая штука! Она очень залипательная и хранит в себе некую долю тактики.

И да, мужской кёрлинг вообще не смотрю, только женский. То, как они круто трут пол, приносит нереальное удовольствие. Причем ведь они реально стараются и придумывают, как именно катится шайба и как сбивать другие.

Я думаю, кстати, что по этой же причине многие люди любят Hearthstone или Gwent, потому что они супер расслабляют.

Ты любишь их?

Hearthstone я вообще не перевариваю, потому что я бывший MTG-шник. И для меня всё, что перешло из мира карт в виртуальный, кажется очень облегченным вариантом, который настолько издевается над настоящими карточными играми вроде Берсерка или MTG, что мне просто грустно на это смотреть.

Потом меня позвали на первый чемпионат по Gwent, где участвовали ppd и lifecoach. Боже, это был топовый чемпионат, я комментировал его из офиса ВК — они позвали меня, и благо, что RuHub разрешил. Меня это вообще очень вдохновляет, работать с другими компаниями и другими эвентами над другими дисциплинами.

Мне нужно было изучить Gwent за неделю до эвента. А происходящее на экране я начал понимать примерно за пару часов до первого матча. Благо, у меня был хороший учитель, который играл в это дело и хорошо вник. И ещё у меня были колоды игроков, что позволило легко понять, какая мета сейчас актуальна. Потому что карт просто нереальное количество. Это примерно как если сейчас я сяду комментировать LoL — да, ты можешь сказать что команда собралась и идет пушить трон, но ты ведь просто фиг его знаешь, что там за рыжая баба бежит. У меня было точно так же — какой-то там дракон и ещё какая-то дичь. Причем у некоторых карт такие названия, что ты просто не понимаешь, как их нормально произносить. И игра при этом круче, чем Hearthstone, она намного менее рандомная. Минимум рандома, максимум скилла — именно поэтому Lifecoach с головой ушел именно в неё.

А если вернуться к обычному спорту, ты чем-то занимался?

Вообще в семь лет меня отдали в теннис. Тренер сказал, что я что-то там могу, что я перспективный. С переездом в другой район мне сказали, что мой график изменится и что я буду заниматься по выходным. Но я сказал «Нет, никаких выходных, потому что иначе я не смогу ездить по выходным к бабушке».

Она играет важную роль в твоей жизни?

Она вообще центр моей жизни. Она художник, с ней всегда комфортно, она легко принимает всё новое. Она приходила на предыдущий Эпицентр и с четвертого раунда поняла, как работает экономика в CS:GO. Говорит «Я сразу поняла, почему у одних пистолеты, а у других — автоматы». Она всегда поддерживала во всех моих увлечениях, даже в музыке.

Представь себе ситуацию: в квартиру заходят два мужика, ставят усилки и начинают фигачить Bring me the Horizon, а она говорит «Вот это классная тема, а вот это вы так себе долбите». Она даже барабаны разрешила установить! Но они простояли всего два дня, потому что соседка начала жаловаться (смеемся). Я бы вряд ли стал тем, кто я сейчас, если бы моей бабушки не существовало и если бы она меня не поддерживала. Она может совершенно не разбираться в чем-то новом, но она всегда скажет мне «Ты молодец, что нашел себя в этом». Даже если у меня всё хорошо, она всегда поинтересуется, уверен ли я в том, что я делаю.



Ты пробовал музыку и пробовал спорт. Почему ты решил остановиться на киберспорте?

Началось с моих родителей, которые купили мне Dendi, когда я был совсем маленьким. Она была моей главной нянькой. Я ещё даже говорить не умел, но уже играл в Prince of Persia, Mario и тому подобное. Любимыми играми, наверное, были Battletoads и Double Dragon. Потом у меня появилась Sega, потом Playstation, вот это всё. Я всегда был геймером. Но это никогда не доходило до профессионального уровня. Я играл в CS ещё с 1.3, в клубарях как и все. Я даже не думал, что кто-то там где-то сражается. Потом в 2002 я услышал про М19, когда они выиграли WCS, все сразу начали говорить про KaLbI4-а. Я ещё помню, когда на НТВ про них вышел репортаж. Это было первое, что я вообще узнал о киберспорте.

О чем ты в первую очередь подумал, когда увидел это?

Я подумал, что надо постараться сделать то же самое. И знаешь, что произошло дальше? У меня есть лучший друг, с которым мы вместе и группу делали, и спортом занимались. Он профессионально занимался футболом и играл 7 лет в молодёжке, уже должен был получать зарплату. Однако получил травму и забил. Я вытащил его на музыку, мы начали лабать на гитарах — даже аккорды не знали, просто долбили по струнам и что-то орали, назвавшись «Павшими сусликами». Это было лучшее время в моей жизни, наверное, с точки зрения моей карьеры музыканта (смеется).

Потом мы увидели всё это дело с киберспортом и он говорит «Давай создадим команду». А он в CS вообще люто жарил, да и до сих пор жарит. Правда сейчас я подсадил его на Overwatch, а в CS он не очень хочет возвращаться, так как там плохой матчмейкинг, и ему в целом не нравится Global Offensive. Думаю, что надо подсадить его на ESEA — для таких задротов как он, она в самый раз. Сейчас я тащу его в PUBG, и у меня почти получилось (смеется). Уверен, что скоро мы замутим нормальную команду.

Правда, у меня совсем нет времени, а он вообще бухгалтер.

Репортаж НТВ «Намедни» про WCG 2002


Ты бы хотел стать геймером, если бы была возможность?

Вот, продолжаю рассказ. Я был уверен, что с ним мы не пропадем, он играл очень круто. В компьютерных клубах мы унижали просто всех. При чем он был очень спокойным мужиком, а мне нравилось выводить людей из себя. Но я был ощутимо моложе среднего посетителя того клуба, и не мог орать, как это делал ceh9 в свое время. Потому что тогда бы меня просто вынесли из этого клуба и побили бы ногами. Поэтому я изменял свой никнейм на «laskau_men9_ne}|{no». И, чувак, когда тебя убивает кто-то с ником «laskau_men9_ne}|{no»... Я думаю, что с того времени и пошла фишка, когда я начал прикалываться на подобную тему. Даже когда я был музыкантом я старался выглядеть вызывающе, хоть это и сложно, особенно когда ты мотаешь башкой как псих.

Ну так вот. Он мне говорит «Пойдем потренируем Deagle на Dust 2». После того, как он 40 раз убил меня, я сказал «Всё, чувак, я передумал». А тогда ведь не было deathmatch-карт и всего такого. И вот, после первой же тренировки, я закончил с киберспортом.

Потому что, на самом деле, этого даже врагу не пожелаешь. Это очень сложная жизнь, которая, с одной стороны, дает тебе нереальное количество эмоций и адреналина, твое хобби начинает приносить тебе деньги. Но тогда об этом не было и речи — всё было на уровне подвалов и вот этого вот всего. Поэтому я очень рад, что я не стал профессиональным геймером, потому что я бы потерял очень многое от реального мира.

Сейчас я могу заниматься музыкой, я могу много читать, посещать много выставок и развиваться со всех сторон полностью. Я вижу, что у киберспортсменов просто не хватает на это времени. Многие из них достаточно хорошо подкованы интеллектуально и разносторонне развиты, но им не хватает остального мира. Их полностью поглощает игра, и всё остальное становится им неинтересно.

Порой во мне просыпается чувство «Ох, а вот тут я бы мог что-то сделать», но не в CS:GO! Потому что там я вообще нубло лютое. Когда два года назад я пришел в эту дисциплину, я был полнейшим придурком. Я и сейчас такой, но за два года отсмотрел тысячу карт и немного изменился. Я вообще всегда смотрю матчи, даже если я их не комментирую.

Кстати, когда сам комментируешь, то на самом деле не можешь усмотреть за всеми вещами сразу. На всех мажорах в этом плане намного удобней — есть GOTV, и ты можешь смотреть матчи со всех сторон, каждую раскидочку и каждое действие, а потом ещё и демку сверху посмотреть. То, что мы стараемся захватить во время трансляции — лишь экшен и зрелищность, но это не самое основное, что нужно стараться смотреть. Нужно стараться понимать, о чем думают игроки в тех или иных случаях и как они принимают решения.

Да, для комментатора play by play (комментатор, который отвечает за динамику) это — анализ внутриигровой ситуации — не самая важная вещь в мире, мне её очень не хватает, и я полностью согласен с некоторыми критиками, которые говорят мне «Дима, ты вот это вот не понимаешь, вот тут можно было сыграть вот так, а ты говоришь иначе». Такая критика очень полезна для меня, особенно если она исходит от профессионалов, которых я постоянно слушаю. Даже среди людей из коммьюнити есть зрелые и интересные люди, которые критикуют конструктивно и по делу.



Ты принимаешь хейт близко к сердцу?

Конечно нет! Я же из Dota 2, ты чего. Есть люди, которые очень саркастичны в общении, такой человек наверняка из мира Dota. Да и в жизни таких людей встречается очень много. Там тебя могут сломать за секунду, особенно коллективно. В Dota хейт не идет ни в какое сравнение с тем, что есть в CS. Возможно, суть кроется в разнице в возрасте между этими двумя играми — она есть, и она очень существенная. Я пришел сюда уже подготовленным и с опытом, невозможно воспринимать такой хейт после того, как это было в Dota. Но я люблю, когда это происходит. Я обожаю вызывать у людей эмоции. И мне не очень важно, какие именно эмоции. Важно, чтобы они были.

Сегодня, например, во время комментирования краем глаза заметил в чате копипасту «Кристалмей плохой комментатор». И люди начали повторять её, и им ведь не важно, хороший комментатор или плохой. Важно, что это тоже были эмоции. Если ты их не вызываешь, ты — не комментатор. Что-то должно происходить постоянно.

Ты комментируешь уже достаточно давно. Что отличает хорошего комментатора от плохого?

Прежде всего, хорошая русская речь. Для этого нужно очень много читать, так было и всегда будет. Например, есть люди, которые часто присылают мне свои демки с вопросом «Что можно изменить или что подправить?». И первым делом я всегда спрашиваю «Как часто ты общаешься со своими друзьями?». Потому что лично я в своей небольшой компании именно тот человек, который постоянно говорит и заткнуть меня вообще невозможно. И я довольно много читаю, в итоге это переходит в речь.

Второе — твоя эмоциональность. Если ты сухо передаешь игру, то тебя просто будет неинтересно смотреть. Тебе нужно по-настоящему любить игру, которую ты комментируешь, любить киберспорт и его соревновательную составляющую.

Ещё очень важна скорость речи. Ты можешь быть топовым Оксимироном, но если ты сохраняешь один и тот же темп на протяжении одного раунда — так не будет работать. Нужно постоянно менять темп своей речи и скорость подачи, чтобы интерес к тебе не падал. Ну и нужно просто быть в движухе, понимать все последние тренды.

Работа CrystalMay и ceh9 над матчем Natus Vincere vs Dignitas


Ты сказал, что тебе постоянно присылают демки, как ты к этому относишься?

Я всегда приветствую, когда молодые хотят ворваться и комментировать. Например, у нас есть Слипчик (Евгений «sleepsomewhile» Слипчик), который комментирует CS. Я заметил, как он где-то комментировал Overwatch, мне очень сильно понравилось, потому что у него совершенно нереальная скорость речи, способность к быстрому анализу ситуации и выдачи информации, которая идет вместе с play by play. До CS:GO ему ещё далековато, потому что там другой темп, ему ещё предстоит найти себя и лучше изучить игру. Но у него уже есть сдвиги, он хочет развиваться дальше и он будет развиваться дальше.

У тебя есть эталон комментатора, на которого ты равняешься?

В Dota 2 это ODpixel. Он просто сумасшедший чувак, и я порой поражаюсь, насколько хорошо он умеет считывать информацию с карты. В Dota 2 ведь всё совершенно иначе — за 10-секундный файт произносится миллион заклинаний и нажимается миллион предметов одновременно, и нужно уметь вычленить из всего этого самое интересное и самое значимое. И он делает это мастерски.

В CS:GO это связка Sadokist + HenryG. Она мне кажется самой интересной, потому что Henryg бывший профессиональный игрок в Sourcе и хочет развиваться как комментатор. Я не говорю, что сидящая рядом пара плохая, нет, они все профессионалы, но конкретно эта кажется мне самой лучшей.

Лучший матч, который тебе довелось комментировать за свою карьеру?

Хм. Наверное Natus Vincere против Dignitas на Эпицентре прошлого года. Вот это был матч, вот это было орево!

Фото: EPICENTER.

Обсудить