Оглавление

Dark Souls на 300 км/ч. Обзор на Need for Speed Unbound

Тот случай, когда игре всего не хватает по чуть-чуть, чтобы достичь былого величия

Новая часть легендарной серии за красивой графикой и неожиданным мультяшным стилем оказалась… гоночным Dark Souls. Хорошо это или плохо? И сможет ли она дотянуться до величия лучших частей серии?

Разработчики игр любят смешивать жанры, чтобы получить что-то новое. Условно говоря, смешали Knights of the Old Republic с Gears of War — получили Mass Effect. Смешали зомби-шутер и PUBG — получили Fortnite. Смешали Lego Star Wars с Harry Potter and the Prisoner of Azkaban и получили аж две части Lego Harry Potter. Смешали God of War с Last of Us и получили… God of War? А вот гоночные игры редко с чем-то смешивают. Оно и понятно. Ролевые элементы там уже включены по умолчанию — машины можно апгрейдить запчастями. Иногда бывают симуляторы менеджера, но обычно это отдельная игра-в-игре, которую можно игнорировать. Можно добавить сюжет как в Need for Speed Most Wanted 2005 года или как в F1 2021, но это логичное развитие кампаний, а не другой жанр.



Need for Speed Unbound не сразу выдает свою сущность. Она завлекает заставками, атмосферой, простеньким, но эффективным сюжетом, достаточно напряженными гонками. А потом Unbound с громким хлопком захлопывает капот, поглощая игрока, слово плотоядный сундук. Это не просто гоночная игра, это смесь Need for Speed и соулслайка.

Как такое вообще возможно? По сюжету у главного героя или героини Unbound есть четыре недели на то, чтобы собрать коллекцию машин и принять участие в гонке, выиграть в ней и вернуть фамильную машину своего приемного отца. Каждый день включает дневные и ночные гонки, а каждый раз, когда вы заезжаете в гараж, время суток сменяется. В Unbound вы играете против неумолимого обратного отсчета времени, примерно так же как в файтинге Sifu вы играете против старения. Но если в Sifu можно вернуться на предыдущие уровни и попробовать получить лучший результат, чтобы омолодиться, то NFS Unbound в это плане беспощаден как реальная жизнь — время идет только вперед.



Казалось бы, «не беда, просто буду пылесосить все доступные гонки за один заход». Но тут в дело вступает второй ограничитель — полиция. Она не представлена харизматичным сержантом Кроссом как в Most Wanted, у нее нет лица, но со временем появление местных ГАИшников начинается казаться таким же неотвратимым, как смерть в Dark Souls. Каждый заезд увеличивает ваш уровень разыскиваемости по шкале до пяти звезд. Какие-то гонки лишь на ползвезды, а большие события на выносливость и с большим призовым фондом могут и сразу на две звезды.

Полиция в Unbound не слишком эффективна (о ней чуть позже), но навязчива. Она может вмешаться в ход практически любой гонки, кроме дрифта и нового режима «Выступление», когда надо ехать на максимальном стиле. А после гонки погоня наверняка продолжится в открытом мире. Если вы на быстрой и прокаченной машине, то проблем нет — и от пятизвездочных копов можно достаточно легко скрыться даже на машинах А и А+, не говоря уж о безумных болидах, доступных под конец игры.



Но с каждым уровнем это становится сложнее, а начать новую гонку или заехать в гараж можно только скрывшись от преследования. И тут-то и появляется элемент соулслайка — если копы вас поймают, то все заработанные за сессию деньги уйдут на пенсионный фонд и запас пончиков местного департамента полиции, а вы вернетесь в гараж, снова изменив время суток. Время пройдет, а вы не получите с трудом заработанные деньги, которые так нужны по сюжету.



Еще сильнее ситуацию усложняют требования гонок по классу автомобиля — B, A, A+, S и S+. Чтобы продвинуться по сюжету на каждой неделе вам нужна будет машина одного из последних четырех классов, а для финальной гонки — все четыре. Обычные гонки тоже распределены по классам — если у вас есть только машина А+, то гонки всех остальных категорий будут для вас закрыты, а значит вы не сможете заработать максимальное количество денег за выезд. И еще есть машины, которые лучше контролируются в заносах, но совершенно не подходят для гонок по шоссе, и еще есть устройства, которые помогают не попадаться полиции или наоборот, зарабатывать больше денег, уходя от копов и т.д. и т.п.



Все эти системы вместе заставляют не просто бездумно кататься от точки до точки, а планировать. Причем планировать вообще все. Какие машины держать в гараже, а какие продать? Стоит ли участвовать во всех гонках утром, потому что утренний уровень разыскиваемости сохраняется на ночные гонки, за которые платят больше и зачастую можно выиграть новую машину или гараж, в котором можно спрятаться от копов? На какие гонки ехать сначала — для самой быстрой машины или начать с более медленных, чтобы после гонки не оказаться на драндулете против полицейских почти-танков на реактивной тяге? Стоит ли вообще рисковать и ехать на гонку, если вы уже собрали приличную сумму? Уровни сложности только добавляют напряжения, потому что помимо усиления полиции, они ограничивают количество перезапусков гонок для всей сессии (от гаража до гаража) — на нормальной сложности их всего четыре, на высокой — один.



Благодаря всему этому в Need for Speed Unbound не получится лениво ездить от флажка до флажка, слушая хип-хоп и зевая по сторонам. Каждая гонка становится расчетливым выбором, каждый звонок друзей с просьбой о помощи заставляет взвесить можешь ли ты вообще доехать до места, каждая тысяча долларов — весомый аргумент за или против участия в гонке, а каждая машина — настоящий тюнинг-проект в условиях ограниченных ресурсов. Жанру определенно не хватало такой встряски, потому что каждый выбор делает Unbound личным приключением, которое хочется закончить.

Однако не все так прекрасно в Lakeshore City. В первую очередь, полиция. Со своей функцией она справляется. Ее много, иногда очень, иногда слишком. Она действительно заставляет думать, прятаться, незаметно красться за патрульной машиной по шоссе, отсиживаться под мостами и в сточных трубах от вертолетов. Но она скучная и неэффективная. Даже машина класса A может уехать от полиции первого и второго уровня просто по прямой. Машины S и S+ могут провернуть такой фокус вообще с любым уровнем, что логично, потому что городок в США — это не Дубаи, чтобы там местные ГАИшники разъезжали на Bugatti Veyron и Lamborghini Aventador. Немного помогают копам вертолеты, но вот перекрывать дороги и ставить шипы они вообще не умеют.



Открытый мир Lakeshore City настолько витиеват и полон поворотов, улочек, трамплинов и съездов в ближайший заповедник дикой природы, что игра никогда не угадывает, куда вы поедете, даже если ей повезет, то сменить направление и просто уехать в другую сторону можно практически в любой ситуации. Это напрямую противоречит механикам Most Wanted и Hot Pursuit, где взятие блокпостов на таран было важнейшим стратегическим элементом.

Но ладно бы только это, но полиция в Unbound вообще бессильна — она не может окружить и взять в «коробочку», чтобы остановить ваш драндулет, как это делали копы в NFS MW, не может даже сбросить перед вашим носом шипы или временно выключить электронику при помощи ЭМП как в Hot Pursuit. Они просто катаются, вызывают подкрепления и пытаются разбить ваше тюнингованное сокровище. Это сознательное решение разработчиков, потому что на пятом уровне за вами гоняются не гиперкары, а гигантские тюнингованные пикапы Ford F-150 Raptor, но немного обидно. В Most Wanted погони были практически игрой в игре, в которой надо было собрать наибольшее количество очков и спрятаться, не попавшись на бесконечные уловки копов; в Hot Pursuit — буквально мультиплеерным режимом, а в Unbound — просто еще одной механикой.



Во-вторых, слон в комнате — визуальный стиль. Да, персонажи мультяшные. Да, эффекты невероятно яркие и красочные. Да, смесь реалистичного мира и автомобилей с мультяшной графикой нравится далеко не всем. Но по факту в игре это к этому привыкаешь очень быстро и практически не замечаешь. Визуальные эффекты дыма, прокрутки колес и прочего можно настроить или даже отключить вообще. Персонажи — тут уже поздно, такой стиль. Разработчики решили не воевать со «зловещей долиной», а пойти клином. Решение очень спорное, но на фоне нарастающе напрягающего и захватывающего игрового процесса про них быстро забываешь. Есть они где-то в заставках и на сходках перед гонками и есть.



Сами же машины выглядят восхитительно. Черная магия разработчиков из Criterion Software, которые еще в бородатых 90-х сделали по заказу Canon один из самых популярных игровых движков 2000-х — RenderWare, смешалась с алхимией DICE и ее движка Frosbite, который с релиза Star Wars Battlefront 2015 остается одним из лучших для интеграции фотограмметрии (сканирования реальных объектов в 3D). Need for Speed Unbound местами выглядит как кадр из кино или клипа богатого рэпера. Criterion заморочилась передачей многослойных сложных автомобильных красок вроде «хамелеонов» и разных видов углеродистого волокна. Капли текут по капоту, играют в свете уличных фонарей и фар, лужи отражают город. Самая ли это лучшая автогонка в плане технологий? Нет, Forza Horizon 5 на ПК, Gran Turismo 7, F1 2022 и даже старенькой Driveclub все еще есть, что показать. Но все они работают в совершенно другой стилистике и показывают другие стороны автоспорта.



И ни одна из них не передает ощущение скорости так, как это делает Unbound. В этом плане она ближе к Need for Speed: Underground — камера приближается и отдаляется по своей воле, наклоняется на поворотах, «бьется» вместо с машиной после прыжка. Между другими современными гонками и Unbound разница как между операторской работы чемпионата мира F1 и очередной частью «Форсажа». И там, и там машины, и там, и там похожие скорости (а то и меньшие), но в кино камера всегда показывает самый красивый, самый интенсивный ракурс, а в трансляции вам передают информацию. И в этом тоже часть разницы между Need for Speed Unbound и многими другими гонками — они симулируют автоспорт, а Unbound — эмоции.

Однако остается самый вопрос — станет ли NFS Unbound легендарной частью серии как в свое время Underground и Most Wanted? Скорее всего, нет. Она пытается, она приближается этой цели как ни одна игра за последние много-много лет. Она оставляет такое же послевкусие и к ней хочется возвращаться, раз за разом выбираясь из гаража на встречу гонкам на сумасшедших скоростях и прятках от полиции, чтобы потом получить этот заветный всплеск дофамина, что ты всех обхитрил и обогнал. Но Unbound чуть-чуть не хватает стиля, чуть-чуть не хватает музыки, чуть-чуть не хватает хитрости копам, чуть-чуть не хватает заветного je ne sais quoi, которые могли бы перенести ее из категории отличной игры в категорию легендарной.

Оценка: 8/10

Обсудить