Оглавление

Dark Souls, которую мы потеряли

Почему серии следовало бы закончиться гораздо раньше, а From Software нужно меняться

Неожиданно для всех несколько лет назад невероятно нишевая, неудобная, кривая и некрасивая Dark Souls стала культом и вернула моду на хардкор. За прошедшие годы у нее появилась бесчисленная армия поклонников. Одни буквально по винтикам разбирали и испытывали на прочность механику, другие выпускали многочасовые видео про нюансы сюжета, третьи бесконечно оттачивали скилл в онлайн мясорубках.

Популярность выросла настолько, что другие разработчики стали не просто копировать идеи игры, но даже выпускать откровенные клоны (The Surge, Immortal Planet, Nioh, Salt and Sanctuary, DarkMaus и многие другие). И неудивительно, что каждую новую часть серии ждали, затаив дыхание.

Но если честно, «запал» Dark Souls закончился уже довольно давно, только вот разработчики все не могут этого понять. Давайте разбираться, почему.


1) Стилистика давно себя исчерпала




Нужно честно признаться: этот сеттинг, рыцари-драконы-королевства-все-остальное, уже до смерти надоел. Даже при том, что это темное фэнтези, то есть смерть, кровь, упадок и ужас, он все равно конечен.

Все три игры мы неизменно бродим по каким-нибудь замкам, посещаем заброшенные башни и деревеньки, утопаем по колено в болотах и путаемся в лесах. Мы опять одеваем протагониста в одни и те же робы, куртки и доспехи. Мы обязательно воюем мечами, луками и топорами. А уж всякие файерболы и лечения для нас как дедлайн на работе — неизбежность.





Это стало понятно уже в Dark Souls 2, где у авторов явно иссякла фантазия, и в результате они просто сделали всего больше, чем надо. Поэтому там куча одинаковых средневековых каменных зданий, море слабо отличимого друг от друга оружия, тонна одинакового шмотья и примерно половина ненужных боссов. Потому что ну, в самом деле, сколько крутых фэнтезийных мечей (монстров, локаций, заклинаний) вы способны придумать?

Не так уж и много, что и показала Dark Souls 3, которая, не стесняясь, процентов на 80 состоит из старого материала. В ней не то что антураж или предметы, а даже большая часть персонажей и сюжетных линий является либо аналогами героев предыдущих игр, либо прямыми копиями, ничем не обоснованными.


2) Механика почти никак не улучшается и не дает новых ощущений




Японцы очень, очень консервативный народ. И в разработке игр в том числе. И поэтому они могут десятилетиями делать одно и то же, почти ничего не меняя. Не верите? Посмотрите на жанр JRPG, где уже, кажется, от проекта к проекту меняются только имена героев, а сюжет, персонажи и даже геймплей копируются раз за разом.





From Software такие же, и поэтому игровой процесс всех трех частей практически одинаковый. Да, в первой более дурацкая и неочевидная система добычи уникального оружия из душ боссов. Да, во второй есть целый один новый параметр персонажа (и то неудачный). Да, в третьей убрали фиксированное количество заклинаний и добавили ману. Но сама суть осталась абсолютно такой же, как и в самом начале. И интерфейс, и виды доступных вам атак, и структура уровней, и прокачка, и сами ощущения от игры вообще никак не изменились.

Почему так? Из-за страха испортить концепцию? Из-за лени? Может, всему виной «доение бренда»? Неизвестно. Скорее, все-таки, последнее. Потому что…


3) Создатели штампуют собственные ошибки без оглядки на критику




Все помнят «прекрасный» во всех смыслах Blighttown из Dark Souls? Ужасный, криво сделанный, нечестный и попросту мучительный для прохождения. На него жаловались, по-моему, вообще все, кто анализировал игру. Думаете, разработчики учли свои ошибки и исправились в дальнейшем? Размечтались! Они исправно делали точно такие же уровни, и в DS3 этих раздражающих огромных болот вообще три (плюс ещё в DLC добавили четвертое).

Всем понравился унылый гринд душ и камней для улучшений оружия? Авторы тоже так думают. И поэтому даже в последней игре вам опять придется часами десятками раз убивать одних и тех же врагов в надежде, что в этот раз с них выпадет не Large Titanite Shard, а Titanite Chunk. А по-другому никак, потому что самые нужные материалы для апгрейда в магазинах быстро заканчиваются, и достать их больше никак нельзя.





Я молчу про то, что с самого начала серии всех бесила ситуация, когда нужно регулярно добираться от костра до очень тяжелого босса через кучу врагов, каждый раз тратя на это уйму времени и рискуя помереть, не добежав. Но видимо, разработчики посчитали это признаком «настоящего хардкора» и бережно перенесли во все сиквелы.

И таким образом создаётся ощущение, что From Software вообще наплевать на критику их игр, и они готовы без устали клепать совершенно одинаковые по геймплею и внешнему виду проекты, фанаты все равно купят. Ведь «ничего подобного больше нигде нет» (спойлер: уже есть).


4) Из-за отсутствия новизны прохождение превратилось рутину




Я никогда не забуду своё первое приключение в Dark Souls. На протяжении всех 60 часов я не уставал поражаться тому, насколько она была уникальной и непохожей на большинство игр. Помню трясущиеся от волнения руки, ощущение тотальной безнадеги, шок от беспощадности игрового окружения. Помню, как самый первый босс, Taurus Demon, казался мне совершенно непроходимым. Помню, как в какой-то момент стоял посреди стартовой локации и не знал, куда идти, потому что во всех четырех направлениях меня разрывали на куски и не давали шансов. Помню, как читал после прохождения вики и понимал, что пропустил чуть ли не половину игры.





… А теперь это все исчезло. Запуская очередную часть, ты точно знаешь, что тебя ждет. Знаешь, какой класс легче, какое оружие эффективнее, какие параметры полезнее. И как справляться с боссами, тоже знаешь, потому что за все эти годы их типы и паттерны атак ни на йоту не изменились.

Даже места, которые предстоит посетить, вызывают не удивление, а лишь дежавю.

Это неправильно. Это рушит весь смысл серии. Dark Souls должна быть погружением в неведомое, испытанием на прочность, находчивость и смекалку, а не обыденностью. Увы, именно ей она и стала.


Новая надежда




Та часть, в которую вы поиграли первой, будет для вас откровением (при условии, что вы ничего о ней не слышали). А вот другие, к сожалению, в итоге станут разочарованием.

Тем не менее, в одном из интервью создатели игры сказали, что несмотря на изначальное нежелание продолжить серию после третьей части, она все же возможно будет, но уже существенно другой. Верный ход, но боюсь, что это единственный способ вернуть сериалу былой интерес. Хотя лично я предпочел бы, чтобы From сделали что-то по-настоящему новое. Способны же они придумать потрясающий сеттинг (Bloodborne), кто знает, может и с геймплеем у них получится?

Обсудить