Оглавление

Dead Space и «Чужие» в коробке: почему стоит сыграть в «Немезиду»

Очень дорого, но с шикарной атмосферой, непредсказуемостью и высочайшим уровнем качества компонентов

2022 без остановки радует поклонников научно-фантастических хорроров. EA постоянно делится новостями о ремейке Dead Space, а создатель оригинальной игры, Глен Скофилд, готовится выпустить ее духовного наследника — The Callisto Protocol. В базе данных Steam засветилась Returnal — эксклюзив PS5 о женщине, которая застряла во временной петле на жуткой планете. У настольных игр тоже дела идут хорошо. Например, в России после рекордных сборов на краудфандинге вышла «Нечто» — игра по мотивам культового хоррора, которому этим летом исполняется 40 лет.

Но наш сегодняшний разговор — о «Немезиде». Игра уже прочно обосновалась в топ-20 лучших настольных игр, получила несколько дополнений и даже самостоятельное ответвление, Nemesis: Lockdown. Рассказываем, почему «Немезида» — не просто лучший настольный космический хоррор, но и одна из лучших настольных игр в принципе.



Завязка у игры практически классическая. По сюжету экипаж космического корабля выходит из гибернационного сна, а система оповещает о сбое, из-за которого судно остановилось. Теперь, чтобы продолжить путь на Землю, необходимо найти и устранить неисправность. Однако, помимо проблем с двигателями, возникает другая опасность — пришельцы-паразиты, которые вылезли из члена команды.

С самого начала «Немезида» мастерски объединяет лор и геймплейные элементы. Обычно в настольных играх это редкость, а игровые механики полны условностей. Но не здесь: буклет правил даже начинается с большого художественного текста, который объясняет, как сочетаются сюжет и механики. Например, в начале игры тайлы почти всех комнат в игре перевернуты, а чтобы узнать содержимое, игрокам надо исследовать их лично. Как экипаж может не знать свой корабль? Длительные полеты на сверхсветовой скорости в состоянии гибернации не проходят бесследно, поэтому все герои испытывают кратковременную потерю памяти и знают расположение лишь самых ключевых отсеков.

Или вот еще один пример. По сюжету корпорации вживляют всем членам экипажа специальные подавляющие агрессии импланты, чтобы предотвратить стычки и бунты. Из-за этого игроки не могут напрямую атаковать друг друга, даже если у них есть задача устранить конкурентов. Однако есть множество способов испортить коллегам жизнь. Неожиданно заблокировать дверь и оставить другого игрока в отсеке с пришельцем, бросить гранату в монстра и ранить другого героя, устроить пожар на станции — методов масса.



В «Немезиде» два основных режима — полный кооператив и полукооператив. В первом случае игроки получают несколько общих задач и совместными усилиями пытаются достигнуть цели. При таком раскладе «Немезида» напоминает, например, «Древний ужас» и другие игры линейки «Ужас Аркхэма»: команда героев сталкивается с неизведанным и, несмотря на отчаянные попытки, чаще всего героически погибает в борьбе со злом. Победить в этом режиме проще, но, учитывая специфику игры, в легкую прогулку партии все равно не превращаются.

Однако куда интереснее в «Немезиде» работает полукооператив. В этом режиме каждый игрок получает две миссии — одну личную, и одну от корпорации, на которую он работает. Задачи могут быть любыми: уничтожить корабль, найти яйцо пришельцев и доставить его на Землю, изучить труп монстра, убить конкретного игрока и так далее. После первого столкновения с пришельцем герои, как это прописано в правилах, как бы испытывают стрессовую ситуацию. И поэтому должны принять решение, какую миссию они хотят попытаться выполнить. После этого все избавляются от одной карточки и концентрируются на своей оставшейся задаче. Суть игры — выполнить свою миссию и остаться в живых.

Но выжить в «Немезиде» сложно даже при полном сотрудничестве членов команды. В начале экипажу надо проверить состояние корабля: как минимум починить двигатели и уточнить курс, чтобы не промахнуться мимо Земли. И даже эти базовые задачи выполнить непросто, потому что все действия игроки осуществляют тайно. Если кто-то, например, проверил двигатели, то не показывает тайлы другим: остальные должны либо поверить этому игроку на слово, либо лично проверить комнату. Так же работают практически все остальные механики в игре, из-за чего членам экипажа редко удается контролировать всю ситуацию.

Помимо начальных поломок на корабле, из-за действий пришельцев медленно отказывают другие системы. Где-то начинается пожар, во втором отсеке неожиданно отстреливается одна из спасательных капсул, а в результате еще одной неполадки запускается процедура самоуничтожения. В этом плане «Немезида» — практически настольная адаптация фильма «Гравитация», где беды преследовали героиню без остановки.

Когда у игроков все же появляется минутка для отдыха, на шум прибегают пришельцы. Они могут атаковать членов экипажа напрямую, нанося им раны разного типа, а еще заражать. С инфекциями связана одна из самых интересных механик, заставляющая игроков брать специальные карты. Узнать их содержимое можно только в определенных игровых ситуациях с помощью жетона-сканера, который проявляет нужные слова. Из-за карт заражения никогда нельзя быть уверенным, что герой выживет. Его иммунитет может как справиться с инопланетной заразой, так и проиграть, после чего пришелец в стиле «Чужих» вылезет из человека.



Все эти механики делают «Немезиду» практически идеальной платформой для захватывающих историй: при условии, что вам нравится жанр и произведения в духе тех же «Чужих» и Dead Space. По всем законам космических хорроров лишь у пары героев есть хорошие шансы спастись, а остальным предначертано умереть каким-нибудь жутким образом. Даже когда все идет хорошо, всего пара раундов может полностью перевернуть ход игры.

Например, инженер практически незаменим: он легко чинит комнаты с неисправностями и двигатели, а еще быстро перемещается по кораблю. Но любая встреча с пришельцами для него — серьезная проблема. Можно долго помогать команде достичь целей, но в критический момент столкнуться с тем, что вас бросят, а сами себя вы защитить не сможете. А из-за того, что все часто решается на последних ходах, можно почти идеально пережить все путешествие, но потом оказаться запертым в комнате с Королевой чужих. И с тоской наблюдать, как остальные члены экипажа радостно покидают корабль на спасательных капсулах.

Взаимодействие между игроками дарит игре дополнительный слой — с блефом, предательствами и анализом действий конкурентов. «Немезида» выстроена так, что практически любому своему действию, даже вроде бы однозначно враждебному, можно придумать какое-нибудь сносное объяснение. Кто-то со всех ног побежал в сторону последней спасательной капсулы? Может соврать, что хочет обыскать комнату рядом, потому что нечем перевязать рану. Вас заперли вместе с Королевой и выбросили в открытый космос? «Слушай, ну ты же понимаешь, что иначе ее убить сложно, а мы все едва дышим», — уверяет вас игрок слева, а затем подозрительно проверяет карту своей миссии.



Атмосфера — одна из самых сильных сторон игры. На нее работает все: оформление поля и карточек, красивые детализированные фигурки пришельцев, а также обилие компонентов, которые объединяются геймплейными механиками. Все, что происходит в игре, имеет какой-нибудь киношный или игровой аналог, поэтому сразу превращается в живую сцену в голове. Аварийное закрытие двери, шум в вентиляции, разгерметизация, пожар в медицинском отсеке — в «Немезиде» практически не надо напрягать фантазию.

У больших игр часто путаница с правилами: они большие, запутанные и полны нюансов, из-за которых книгу с уточнениями всегда необходимо держать под рукой. Тем удивительнее, что «Немезиде» этих проблем почти удается избежать. Несмотря на многослойность и глубину игрового процесса, последовательность действий всегда легко отследить, а все эффекты доступно расписаны на картах и памятках. Не хватает только карточки с перечислением действий жетонов пришельцев: это важнейшая часть игры, но почему-то найти ее можно только в правилах.

Есть у «Немезиды» и дополнения. «Короли пришельцев» — косметическое DLC, которое добавляет три фигурки боссов, позволяющих заменить королеву. «Кошмары» — расширение в лучших традициях «Ужасов Аркхэма», предлагающее новых противников, способных свести героев с ума. В физической форме на корабле присутствуют лишь логова, гнездо и их единственный страж. Но даже этого достаточно для создания галлюцинаций и безумия, которые заставляют экипаж действовать иррационально. Игра с этим дополнением одновременно похожа на фильм «Сквозь горизонт» и Dead Space, где сошедшие с ума люди доставляли не меньше проблем, чем инопланетные твари.

«Карноморфы» — еще одно расширение, которое добавляет в игру жуткий комбинаторный вирус. Он, как раса и некроморфов из той же Dead Space, создает быстро адаптирующихся, поедающих трупы монстров. Игра с карноморфами даже более сложна и требует высокого уровня взаимодействия: стоит зазеваться, и вирус наштампует практически неубиваемых чудовищ. А любой погибший игрок не только ослабляет команду, но и дает карноморфам новую пищу для производства дополнительных особей.



Дополнения для настольных игр часто оказываются критически важными: иногда сразу видно, что они будто бы с самого начала должны были быть в игре. Однако с «Немезидой» другая история: базовая версия абсолютно самостоятельна, и даже спустя пару десятков партий игра вряд ли надоест. Тем не менее, в «Карноморфах» и «Кошмарах» есть не только куча высоко детализированных фигурок, но и дополнительные колоды монстров и событий. Обе играют ключевую роль в партиях, поэтому дополнения все же вносят достаточно изменений в формулу «Немезиды».

Есть, конечно, и причины отказаться от игры. Первая — цена. Еще до февраля за коробку просили больше 10 000, а теперь за базовую версию придется отдать 14 000 рублей. Дополнения стоят по 7000 рублей за каждое. И даже очень высокое качество всех компонентов, от плотных карт до детализированных миниатюр, вряд ли убедит новичков в этом хобби или просто экономных людей расстаться с такими деньгами. Начинать свою коллекцию с «Немезиды» точно будет нерационально.

Вторая причина — дизайн и оформление. Даже для фанатов линейки «Ужас Аркхэма», которая не отличается красками и позитивом, космический хоррор может показаться слишком уж мрачным. У «Немезиды» черное поле, жуткие фигурки монстров, на героев постоянно сваливаются беды, а на артах персонажи либо страдают, либо блуждают в потемках. Самый милый (и единственный такой) компонент игры — жетон космического кота, который игроки передают друг другу для обозначения своего хода.

Наконец, «Немезида» — чистый представитель жанра «амери-треш»: с кубиками, большим количеством рандома и несправедливости. За непредсказуемые сюжеты приходится платить: всегда весело наблюдать за чужими неприятностями, но от смерти в середине игры не застрахован никто. Фанатам «Древнего ужаса» и других похожих игр бояться нечего: с правильными людьми все местные злоключения воспринимаются со смехом. Но новичкам точно стоит объяснить расклад сил. В этой игре они вовсе не Айзек Кларк или Эллен Рипли, а тот парень, чье имя никто не помнит, потому что он умер от первого же пришельца.

«Немезида» не зря пользуется такой популярностью: это большая, красивая и захватывающая игра, которая точно понравится фанатам космических хорроров. Dead Space, «Чужие», «Сквозь горизонт», «Гравитация» и «Прометей» — все в одной коробке. И если часто на такие масштабные игры надо выделять целый вечер, то и тут творение Awaken Realms в выигрыше — партии редко длятся дольше пары часов.

Учитывая ситуацию с логистикой и туманные перспективы с локализацией Nemesis: Lockdown, сильно затягивать с покупкой не советуем: возможно, очень скоро найти «Немезиду» в магазинах будет сложно. Но и сломя голову бежать за ней не стоит: лучше почитайте про другие хорошие настольные игры для двоих и для большой группы друзей. А уже потом решите — возможно, за эти деньги лучше будет купить несколько других настолок поменьше.


Ещё на PLAYER ONE:


Обсудить