Девятилетняя война с пиратами: как показала себя Denuvo, и что будет дальше
Проблемы с серверами, производительностью и доступом к играм
9 лет назад вышла FIFA 13 — первая игра с антипиратской защитой Denuvo, обещавшей решить проблему с нелегальными копиями ПО. У программы были и свои взлеты, и падения: то она успешно защищала новые продукты, то подводила, причем в самых неожиданных моментах. Разбираемся, какой вклад Denuvo Software Solutions внесла в борьбу с пиратскими играми, и есть ли на горизонте новое решение.
Denuvo была разработана одноименной австрийской компанией, состоящей из сотрудников Sony Digital Audio Disc Corporation. Именно это подразделение придумало скандальную SecuROM — программу для защиты дисков от копирования. Ей была защищена, например, BioShock: владельцы лицензионной копии быстро выяснили, что активировать диск можно было всего два раза. После волны возмущения количество активаций увеличили, но только до 5 — после этого, мол, звони в поддержку и доказывай, что ты не пират.
В 2008 с этой же защитой вышла Mass Effect, которую надо было активировать заново каждые 10 дней. После жалоб появилось другое решение — разовые активации, но всего три на диск. Еще одной игрой с SecuROM стала Spore: терпение пользователей лопнуло, и группа активистов подала на Electronic Arts коллективный иск с требованием отказаться от жестких ограничений при распространении своих игр. В будущем проблемы с антипиратской программой возникали у покупателей Command & Conquer: Red Alert 3, Dragon Age 2, переиздания Final Fantasy VII и других игр.
Недостатков у SecuROM было много, и каждый из них грозил игрокам ограничением доступа к игре. Например, в день релиза новых игр серверы защиты часто падали, из-за чего пользователи не могли активировать лицензионные копии. А количество активаций ограничивало возможность поделиться игрой даже с одним другом.
После проблем с SecuROM команда решила использовать другой подход. Denuvo должна была не ограничивать права пользователей на пользование программой, а только мешать им менять файлы и обманывать защиту. Программа все равно требовала подключения к серверам — без сети зайти в игру не получалось.
Первой игрой с Denuvo стала FIFA 13 — правда, тогда у защитного ПО не было официального названия. Футбольный симулятор не могли взломать 13 дней. Впоследствии, с каждым новым взломом, команда совершенствовала программу: FIFA 14 не могли взломать уже 46 дней, FIFA 15 — почти 90 дней. Многие другие игры с Denuvo тоже держались достаточно долго. На взлом Dragon Age Inquisition потратили два месяца, на Assassin's Creed: Odyssey — 36 дней, на Shadow of the Tomb Raider — 64, а взломанную Lords of the Fallen и вовсе ждали 272 дня.
При этом разработчики Denuvo признавали, что их ПО — не какой-то магический щит, который должен держаться вечно. Любую программу можно взломать, и единственный вопрос — сколько на это уйдет времени.
«Мы защищаем стартовые продажи. Это было и остается нашей целью. Конечно, хотелось бы, чтобы нашу программу не могли взломать вообще. Но в игровой индустрии так не бывает», — Эльмар Фишер, руководитель отдела продаж Denuvo.
Поначалу пиратская защита действительно напугала хакеров. В 2016 году известная группа 3DM, которая выпускала взломанные версии новых игр, посоветовала PC-игрокам «готовиться к закату пиратства». Взломщики отмечали, что системы защиты становятся все более совершенными, и взламывать их скоро станет невозможно. Тогда 3DM как раз билась над Just Cause 3, которую никак не могла вскрыть. Позже группа даже решила сделать перерыв в своей деятельности и не выпускать взломанных версий целый год.
Однако чем больше игр получали Denuvo, тем активнее к борьбе с защитой подключались хакеры. Сейчас взломом ПО занимаются многие известные группировки — 3DM, CODEX, CPY, PARADOX, Steam Underground, Empress и другие. Команды, как правило, соревнуются, кто быстрее обойдет новую версию защиты и выложит взломанную игру.
Тем не менее даже при таком количестве релизеров игры не получается ломать быстрее. Новенькая Guardians of the Galaxy, например, держится уже почти месяц. Far Cry 6 — почти 2 месяца. Deathloop не могут взломать уже 3 месяца. В среднем на обход защиты уходит от нескольких недель до 2-3 месяцев, но бывают и исключения.
Несмотря на новое название и методы, Denuvo частично унаследовала проблемы SecuROM, да еще и добавила новые. В декабре 2017 серверы Denuvo для игр Warner Bros. на несколько дней просто перестали работать. Пользователи не могли скачать обновления и запустить Batman: Arkham Knight, Mad Max и Middle-earth: Shadow of War.
Совсем недавно проблема повторилась. В ноябре 2021 из-за проблем с серверами Denuvo игры вроде Guardians of the Galaxy, Football Manager 2022, Mortal Kombat 11 и Total War Warhammer, Shadow of the Tomb Raider и Yakuza: Like a Dragon не запускались больше 10 часов. Разработчики программы при этом не комментировали проблему, отчитавшись об исправлении только после восстановления работы серверов.
Еще один недостаток лицензионных версий — проблемы с производительностью. Разработчики до сих пор отрицают влияние Denuvo на работу PC, но в сети полно тестов, доказывающих обратное. Игры, из которых защиту убрали, демонстрируют заметный прирост в частоте кадров — иногда до 10-20%. Shadow of the Tomb Raider в без Denuvo в некоторых случаях выдавала аж на 30 FPS больше.
Новое железо и операционные системы тоже влияют на работу Denuvo. После старта продаж процессоров Intel Core 12-го поколения выяснилось, что в огромном количестве игр возникают ошибки. Есть проблемы и с Windows 11: некоторые игры работать отказываются. Их обещают поправить патчами, а пока остается либо ждать, либо лезть в BIOS.
Наконец, нередко Denuvo оказывалась бесполезна из-за ошибок разработчиков, которые вместо защищенной версии игры случайно выкладывали в Steam вариант без нее. Rage 2, Doom Eternal, Persona 5 Strikers — эти и другие игры попали на торренты уже в день релиза из-за человеческой ошибки. При этом в некоторых случаях защиту из лицензионных версий удаляли не сразу, из-за чего покупатели жаловались на проблемы с производительностью, которых не было в пиратских копиях.
Некоторые разработчики игр и вовсе добровольно отказываются от защиты — по финансовым или другим причинам. Например, создатели Shadow Warrior 2 заявили, что не поддерживают пиратство, но тратить дополнительные деньги и усложнять жизнь покупателям лицензий не хотят. «Сейчас нет хорошего способа защиты свои игры. А Denuvo похожа на предупреждения от ФБР, которые почему-то должен лицезреть обладатель лицензионного фильма», — заявили разработчики.
Аналогично поступили авторы стратегической игры Humankind. Их смутили ролики, в которых показывали проблемы с производительностью в Resident Evil Village, защищенной Denuvo. Поэтому конкурент Civilization вышел без антипиратского «щита».
Часто Denuvo удаляют из игр после релиза — либо через несколько дней после взлома, либо через определенное время. Особенности контрактов между разработчиками и авторами антипиратской защиты не разглашаются. Но благодаря хакерской атаке на Crytek стало известно, что за годовую защиту ремастеров Crysis и Crysis 2 компания суммарно заплатила €280 000. После этого защита стоит €2000 за месяц, а если тираж игры превысит 500 тыс. копий за 30 дней, то авторы Denuvo получают еще €60 000.
Из ремейка Resident Evil 3, например, защиту убрали спустя 180 дней после релиза. Игра в тот же день оказалась на торрентах, но, видимо, это было выгоднее, чем продолжать платить за Denuvo. Square Enix с недавнего времени тоже убирает защиту со своих игр спустя 6 месяцев. Некоторые игроки предполагают, что компании в курсе о влиянии ПО на работу PC. Поэтому если на торрентах появляются взломанные версии, то усложнять жизнь покупателям лицензий становится невыгодно.
Что касается аналогов Denuvo, то заметных конкурентов у программы нет. Некоторые большие студии, вроде Rockstar, используют свои системы защиты. Так, Red Dead Redemption 2 продержалась почти год — игру все же взломала хакерша EMPRESS. Однако большинство издателей предпочитает работать с Denuvo, новые версии которой продолжают защищать стартовые продажи новых игр. Кроме того, с 2019 создатели антипиратского ПО предлагают свое античит-решение, хотя широкой популярности оно пока не получило.
Несмотря на недовольство игроков и многочисленные проблемы с Denuvo, разработчики игр и защитного ПО как минимум частично добились своей цели. Большинство свежих релизов не попадает на торренты в первые дни после релиза, а в некоторых случаях хакеры могут возиться с программой месяцами. Стартовые продажи, которые особенно важны издателям, остаются под защитой.
Но о полной победе над пиратством, как предсказывали некоторые, тоже речи не идет. Спустя 2-6 месяцев практически любая игра появляется на торрентах, а издатели чаще сами понимают, что проще заманить игрока скидкой, чем борьбой с пиратством.