Оглавление

«Дом Дракона»: обзор первого сезона

Неторопливый, но все равно очень увлекательный приквел к «Игре престолов»

На канале HBO вышел заключительный эпизод первого сезона «Дома Дракона». Сериала, который служит приквелом к «Игре престолов» и рассказывает о конфликте между двумя ветвями династии Таргариенов, ставшего одним из самых кровавых в истории Семи королевств. Мы уже делились впечатлениями от первых эпизодов «Дома Драконов», которые были очень положительными, а теперь готовы высказать мнение обо всем сезоне.



Первый сезон «Дома Дракона» оказался удивительным примером экранизации. С одной стороны, авторы старательно следуют за текстом книги Джорджа Мартина «Пламя и кровь» и явно трепетно относятся к первоисточнику. С другой — для тех, кто знаком с книгой, сезон оказывается не совсем тем, что ожидаешь. Мартин очень подробно описывает конфликт, получивший название Танец драконов — за то, что обе стороны имели в своем распоряжении драконов и активно использовали их в сражениях. Писатель создал хронику самих битв, политических махинаций, непростых взаимоотношений ключевых деятелей эпохи, жестоких расправ над врагами и подлых предательств — всего того, чем славится и основной цикл автора. А вот предшествующему Танцу драконов периоду правления короля Визериса I, хотя именно тогда закладывался фундамент будущего противостояния, Мартин уделяет куда меньше страниц книги. И легко понять, почему.

Во время правления Визериса I государство наслаждалось периодом мира, а сам благодушный король жил по принципу «живи сам и давай жить другим», не развязывал новых войн и старался гасить противоречия, которые то и дело вспыхивали между его приближенными. Конечно, его правление то и дело омрачали авантюры амбициозного и воинственного младшего брата Деймона, и интриги придворных. Но по меркам Вестероса это была на редкость мирная и спокойная эпоха. Поэтому и рассказ о ней занимает у Мартина совсем немного страниц. И потому, делясь впечатлениями от первых серий «Дома Драконов», мы предполагали, что, посвятив вступительные эпизоды введению в политическую ситуацию и знакомству с ключевыми действующими лицами, создатели достаточно быстро перейдут к гражданской войне Таргариенов. Но шоураннеры Райан Кондал и Мигель Сапочник решили пойти иным путем, и весь первый сезон посвятили предыстории Танца драконов.



Сценаристы нередко берут события, которым писатель в книге посвятил буквально считанные абзацы, а то и предложения, и развивают их в полноценные сюжетные линии. Например, у Мартина есть буквально пара фраз о том, что дочь и наследница короля Визериса, принцесса Рейнира, и его вторая жена Алисент поначалу были дружны, но вскоре между ними вспыхнуло соперничество. Сериал тут немного отходит от книжного первоисточника, показывая их вообще ближайшими подругами юности. И мы видим, что даже когда политика разводит девушек по разные стороны баррикад, они еще долго не утрачивают окончательно ту привязанность, которая была между ними прежде. И это, конечно, делает грядущее противостояние более драматичным и добавляет интересных красок многим сценам.

Или писатель кратко проговаривает, что первый брак принцессы Рейниры был заключен по расчету, ее мужа Лейенора подозревали в пристрастии к собственному полу, а про сыновей ходили разговоры, что они родились от любовника Харвина Стронга (на это недвусмысленно намекала совсем не валирийская внешность мальчиков). В сериале же мы видим пусть не простые, но вполне человеческие отношения между Рейнирой и ее мужем или то, как Харвин проявляет трогательную заботу о детях, которых никогда не сможет назвать своими. И Лейенор и Харвин персонажи глубоко второстепенные, и в своей «хронике» Мартин говорит о них совсем немного, а на экране они предстают живыми и вызывающими эмоции личностями.

Подобных примеров, когда создатели «Дома Драконов» берут сюжетную канву, придуманную Мартином, и обогащают ее деталями, можно привести еще немало. И почти все, что сценаристы сериала привносят в историю от себя, очень органично в нее вписывается. Хотя несколько неудачных придумок все же найдется — например, когда принцесса Рейнис, отличавшаяся весьма крутым нравом, может буквально одним словом положить конец назревающей гражданской войне. Но проявляет неуместное и не свойственное ей милосердие к врагам, что чуть позднее весьма неубедительно обосновывает.



Учитывая, что в первом сезоне речь идет об относительно спокойной эпохе Вестероса, экшена тут совсем немного. Нам покажут турнирные бои и несколько поединков, одно зрелищное и драйвовое, но скоротечное и не слишком реалистично поставленное сражение, а под конец сезона мы увидим даже неравный бой двух драконов. Но зрелищных эпизодов здесь не так много — Райан Кондал, остающийся единственным шоураннером «Дома Дракона», уже пообещал, что в следующем сезоне на недостаток боевых действий жаловаться не придется. В первом же основное внимание сосредоточено на придворной жизни и интригах, которые тоже могут быть крайне увлекательными и напряженными — это доказывала и «Игра престолов», и теперь подтверждает «Дом Драконов».

Другое качество, которое новый хит HBO унаследовал от своей прославленной предшественницы — обилие выразительных персонажей и сильных актерских работ. Говоря о первых эпизодах, мы отмечали, что наиболее ярок в них буйный младший брат короля — Деймон Таргариен в исполнении Мэтта Смита. Насколько лихой и харизматичный, настолько же непредсказуемый и жестокий принц и в дальнейшем остается примечательной личностью, за которой очень интересно следить. Но, пожалуй, король Визерис, кажущийся поначалу несколько нелепым из-за своего совсем вроде бы не королевского добродушия, по дистанции целого сезона впечатляет даже больше. Перед зрителями раскрывается по-настоящему трагическая фигура короля, который лишен привычных для Таргариенов атрибутов величия, чем сам тяготится, но зато обеспечил подданным долгие годы мира. А еще — человека, который всей душой любит свою семью, но сам же обрек своих детей на кровопролитие. Пэдди Консидайн блистательно исполнил эту роль, и некоторые сцены с ним пробирают до глубины души.



Хватает в «Доме Дракона» и других колоритных героев. Причем отдельно и постановщиков, и специалистов по кастингу, и актеров стоит похвалить за то, что такими получились и те персонажи, исполнители которых меняются по ходу сезона. Его события охватывают более двадцати лет. И если некоторые персонажи, которых мы уже в первых сериях встречам взрослыми, умудряются за это время почти не измениться, то актеров детей или подростков в более поздних сериях сменяют коллеги постарше. Например, роли и Алисент, и Рейниры исполняют по две актрисы — и в обоих случаях, как молодые, так и взрослые версии героинь сыграны прекрасно.

«Дом Дракона» получился почти идеальной экранизацией. Он хранит верность духу и атмосфере книжного первоисточника, а в тех случаях, когда отступает от его буквы, это почти всегда только идет истории на пользу. Второй сезон уже точно будет, но подождать его придется минимум год – по последним новостям, съемки намечены на начало 2023-го.

Обсудить